30 июня 2014 Вести Экономика
К понедельнику премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил представителям заинтересованных ведомств представить ему информацию по доработке “деофшоризационного“ законопроекта “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения контролируемых иностранных компаний – КИК - и доходов иностранных организаций)“. В этой связи опубликованным 25 июня распоряжением премьера (по итогам ранее состоявшейся встречи с руководством РСПП), в частности, предписывается в необходимых случаях установить поэтапное введение норм данного проекта, увеличить порог прибыли, при котором на компанию распространяются его положения, и повысить размер доли совокупного участия в капитале компании до 50% плюс один голос для признания контролирующего лица. Одновременно предусмотрено внедрить систему стимулирования перехода компаний в российскую юрисдикцию.
В целом эти меры оказались созвучны предложениям РСПП, которые ее руководство высказывало в ходе активной фазы дискуссии, продолжающейся с марта, когда был опубликован первый проект Минфина по упомянутой проблематике. Третий вариант был обнародован финансовым ведомством в конце мая. Им, кстати, еще предусматривался первоначальный 10%-й уровень размера доли совокупного участия в капитале компании при признании контролирующего лица. Тогда как в обновленном варианте Минэкономразвития, отправленном в среду вечером участникам обсуждения, уже шла речь о 50%.
Как пояснил “Вести Экономика“ президент РСПП Александр Шохин, дискуссия по детализации принципа “этапности” (и прежде всего о том, на каких экономических субъектов будет распространяться законопроект на каждом из этапов) продолжается. Но тезисы о введении переходного периода и неприменении санкций на первом этапе не вызывают разногласий. Первый этап обязательно должен быть безсанкционным. Законопроект серьезно меняет налоговые “правила игры”, и нет гарантии, что его администрирование удастся идеально наладить уже с первого года. Пока ни бизнес, ни граждане, ни налоговые органы не готовы к такому увеличению административной нагрузки, уточнил Шохин.
По его словам, и за повышение порога владения с 10% до 50% +1 РСПП выступала не ради сужения сферы применения проекта на первых этапах. А потому, что лицо, владеющее лишь 10% и даже 20% компании, неспособно не только полноценно ее контролировать, но зачастую даже не может получить полный комплект документов для представления в налоговые органы. “Поэтому хотелось бы сохранить пороговое значение 50%+1, тем более что оно соответствует российскому корпоративному законодательству”, - заметил глава РСПП. Говоря о предполагаемом увеличении порога прибыли, с которого на компании распространяются нормы законопроекта, он отметил, что конкретные цифры еще обсуждаются. Но первоначально для 2015 г. можно было бы установить планку свыше 30-60 млн руб. прибыли, на 2016 г. – в 20 млн руб. и на 2017 г. – в 10 млн руб.
Ранее, в первоначальной версии законопроекта, Минфин предлагал исходить из прибыли в 3 млн руб. Таким образом, ячейки нового налогового “сита“ предлагается многократно увеличить. Впрочем, считает партнер EY, руководитель практики корпоративного налогообложения в СНГ Алексей Кузнецов, предполагаемые налоговые новации изначально и не следует распространять на широкий круг лиц. При том, к примеру, что, в отличие от тех, кто владеет контрольным пакетом акций, прочие акционеры зачастую лишены возможности влиять на деятельность компании и распоряжаться ее прибылью. Хотя и в этом случае под действие нового закона могут попасть различные структуры многочисленных фигурантов рейтингов Forbes. А в дальнейшем, по мере отработки механизма, вероятно, возможно снизить установленную планку, допустил Кузнецов.
Определенных подвижек в диалоге с властью представители бизнеса добились и по другим пунктам. В принципе, сообщил зампредседателя Экспертного совета ТПП по совершенствованию налогового законодательства Дмитрий Фадеев, достигнуто понимание и по поводу того, что спешить с принятием столь значимого законопроекта не следует. За июль-август можно было бы завершить доработку документа, с тем чтобы по осени направить согласованный вариант на утверждение в Госдуму, резюмировал Фадеев.
Текущая сессия Госдумы РФ завершается 4 июля. Теоретически, конечно, еще возможно представить проект на рассмотрение парламента, но на практике, очевидно, сделать это будет сложно, констатировал зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов. К тому же, добавил он, столь серьезный документ, затрагивающий интересы значительной части отечественного бизнеса, не следует принимать второпях. Правда, сказать точно, что значительная часть предпринимателей окажется затронуть этим проектом - до окончательного его утверждения - нельзя. Если число контролируемых лиц ограничат размером участия в совокупном капитале компании в 50% плюс одна акция, то их, вероятно, наберется не так уж и много, предположил Климов.
И с этой точки зрения, оговорил он, можно понять логику Минфина, изначально предложившего более низкую 10%-ю планку. Понятно, что многие российские компании уходят в офшоры не только из-за нежелания платить налоги, но и вследствие стремления обеспечить лучшую защиту своей собственности. Но также очевидно и то, что кто-то при этом использует офшорные юрисдикции именно для ухода от налогов и наличие нераспределенной прибыли – первый тому признак. Ничего драматичного здесь нет: люди заплатят полагающиеся налоги и продолжат работать дальше. Возможно, облегчить реализацию заявленных новаций помогло бы их поэтапное введение – при четком обозначении сроков. В противном случае нововведение может быть попросту “замылено“, не исключил зампред думского комитета.
Таким образом, участникам заключительной части дискуссий предстоит решить, следует ли ориентировать анонсированное новшество исключительно на героев Forbes (ограничению списка которого, конечно, поспособствует неограниченный штат их юристов) или же на более обширный контингент? Возможно, и в самом деле, на старте разумно было бы не рубить с плеча, с тем чтобы в дальнейшем, в соответствии с общемировым трендом, активизировать борьбу с уходом от налогов через офшоры, явно приобретшим на сегодня в России более массовый характер. И одновременно, разумеется, также необходимо всемерно повышать привлекательность российской юрисдикции.
По определению Александра Шохина, возвращению компаний в российскую юрисдикцию должны способствовать как налоговые, так и неналоговые стимулы. В числе первых наиболее востребованными могут стать инвестльготы и льготы в части налогообложения дивидендов (например, подразумевающие сокращение минимального срока владения ценными бумагами с нынешних пяти лет до трех, по истечению которого возможна нулевая ставка налога с дивидендов). Известен и перечень неналоговых стимулов, направленных на повышение привлекательности российской юрисдикции: это обеспечение эффективности судебной системы, снижение избыточных административных барьеров, решение проблемы дефицита квалифицированных кадров и т. д. В осуществлении этих сложных системных мер в последние годы наблюдается прогресс, который пока представляется недостаточным, заключил президент РСПП.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В целом эти меры оказались созвучны предложениям РСПП, которые ее руководство высказывало в ходе активной фазы дискуссии, продолжающейся с марта, когда был опубликован первый проект Минфина по упомянутой проблематике. Третий вариант был обнародован финансовым ведомством в конце мая. Им, кстати, еще предусматривался первоначальный 10%-й уровень размера доли совокупного участия в капитале компании при признании контролирующего лица. Тогда как в обновленном варианте Минэкономразвития, отправленном в среду вечером участникам обсуждения, уже шла речь о 50%.
Как пояснил “Вести Экономика“ президент РСПП Александр Шохин, дискуссия по детализации принципа “этапности” (и прежде всего о том, на каких экономических субъектов будет распространяться законопроект на каждом из этапов) продолжается. Но тезисы о введении переходного периода и неприменении санкций на первом этапе не вызывают разногласий. Первый этап обязательно должен быть безсанкционным. Законопроект серьезно меняет налоговые “правила игры”, и нет гарантии, что его администрирование удастся идеально наладить уже с первого года. Пока ни бизнес, ни граждане, ни налоговые органы не готовы к такому увеличению административной нагрузки, уточнил Шохин.
По его словам, и за повышение порога владения с 10% до 50% +1 РСПП выступала не ради сужения сферы применения проекта на первых этапах. А потому, что лицо, владеющее лишь 10% и даже 20% компании, неспособно не только полноценно ее контролировать, но зачастую даже не может получить полный комплект документов для представления в налоговые органы. “Поэтому хотелось бы сохранить пороговое значение 50%+1, тем более что оно соответствует российскому корпоративному законодательству”, - заметил глава РСПП. Говоря о предполагаемом увеличении порога прибыли, с которого на компании распространяются нормы законопроекта, он отметил, что конкретные цифры еще обсуждаются. Но первоначально для 2015 г. можно было бы установить планку свыше 30-60 млн руб. прибыли, на 2016 г. – в 20 млн руб. и на 2017 г. – в 10 млн руб.
Ранее, в первоначальной версии законопроекта, Минфин предлагал исходить из прибыли в 3 млн руб. Таким образом, ячейки нового налогового “сита“ предлагается многократно увеличить. Впрочем, считает партнер EY, руководитель практики корпоративного налогообложения в СНГ Алексей Кузнецов, предполагаемые налоговые новации изначально и не следует распространять на широкий круг лиц. При том, к примеру, что, в отличие от тех, кто владеет контрольным пакетом акций, прочие акционеры зачастую лишены возможности влиять на деятельность компании и распоряжаться ее прибылью. Хотя и в этом случае под действие нового закона могут попасть различные структуры многочисленных фигурантов рейтингов Forbes. А в дальнейшем, по мере отработки механизма, вероятно, возможно снизить установленную планку, допустил Кузнецов.
Определенных подвижек в диалоге с властью представители бизнеса добились и по другим пунктам. В принципе, сообщил зампредседателя Экспертного совета ТПП по совершенствованию налогового законодательства Дмитрий Фадеев, достигнуто понимание и по поводу того, что спешить с принятием столь значимого законопроекта не следует. За июль-август можно было бы завершить доработку документа, с тем чтобы по осени направить согласованный вариант на утверждение в Госдуму, резюмировал Фадеев.
Текущая сессия Госдумы РФ завершается 4 июля. Теоретически, конечно, еще возможно представить проект на рассмотрение парламента, но на практике, очевидно, сделать это будет сложно, констатировал зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов. К тому же, добавил он, столь серьезный документ, затрагивающий интересы значительной части отечественного бизнеса, не следует принимать второпях. Правда, сказать точно, что значительная часть предпринимателей окажется затронуть этим проектом - до окончательного его утверждения - нельзя. Если число контролируемых лиц ограничат размером участия в совокупном капитале компании в 50% плюс одна акция, то их, вероятно, наберется не так уж и много, предположил Климов.
И с этой точки зрения, оговорил он, можно понять логику Минфина, изначально предложившего более низкую 10%-ю планку. Понятно, что многие российские компании уходят в офшоры не только из-за нежелания платить налоги, но и вследствие стремления обеспечить лучшую защиту своей собственности. Но также очевидно и то, что кто-то при этом использует офшорные юрисдикции именно для ухода от налогов и наличие нераспределенной прибыли – первый тому признак. Ничего драматичного здесь нет: люди заплатят полагающиеся налоги и продолжат работать дальше. Возможно, облегчить реализацию заявленных новаций помогло бы их поэтапное введение – при четком обозначении сроков. В противном случае нововведение может быть попросту “замылено“, не исключил зампред думского комитета.
Таким образом, участникам заключительной части дискуссий предстоит решить, следует ли ориентировать анонсированное новшество исключительно на героев Forbes (ограничению списка которого, конечно, поспособствует неограниченный штат их юристов) или же на более обширный контингент? Возможно, и в самом деле, на старте разумно было бы не рубить с плеча, с тем чтобы в дальнейшем, в соответствии с общемировым трендом, активизировать борьбу с уходом от налогов через офшоры, явно приобретшим на сегодня в России более массовый характер. И одновременно, разумеется, также необходимо всемерно повышать привлекательность российской юрисдикции.
По определению Александра Шохина, возвращению компаний в российскую юрисдикцию должны способствовать как налоговые, так и неналоговые стимулы. В числе первых наиболее востребованными могут стать инвестльготы и льготы в части налогообложения дивидендов (например, подразумевающие сокращение минимального срока владения ценными бумагами с нынешних пяти лет до трех, по истечению которого возможна нулевая ставка налога с дивидендов). Известен и перечень неналоговых стимулов, направленных на повышение привлекательности российской юрисдикции: это обеспечение эффективности судебной системы, снижение избыточных административных барьеров, решение проблемы дефицита квалифицированных кадров и т. д. В осуществлении этих сложных системных мер в последние годы наблюдается прогресс, который пока представляется недостаточным, заключил президент РСПП.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу