Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сколько финансовый сектор потеряет из-за санкций » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сколько финансовый сектор потеряет из-за санкций

Кредитование российских компаний достигло максимума в прошлом году, учитывая финансирование сделки по покупке "Роснефтью" ТНК-ВР. Но из-за санкций компании потеряли доступ даже к самым маленьким кредитам.
4 августа 2014

В прошлом месяце ни одна из российских компаний не получала кредиты в долларах, швейцарских франках или евро, и это произошло впервые за пять лет, свидетельствуют данные Bloomberg.

Во II квартале общий объем кредитования глобальными банками упал сразу на 42% до $4,7 млрд.

Российские банки, доля государства в капитале которых более 50%, теперь не могут привлекать средства за счет размещения новых акций или долговых бумаг на рынках стран ЕС. Запрет распространяется на финансовые инструменты со сроком погашения более 90 дней.

Политические и финансовые последствия для бизнеса международных компаний из-за активизации санкций США и ЕС в последнее время стали все негативнее. Планы ВТБ по привлечению кредита в размере $1,5 млрд, в том числе у Barclays, скорее всего, вряд ли будут реализованы.

Royal Bank of Scotland и Citigroup 1 августа заявили, что сворачивают все свои операции в России.

"Россия не будет хорошим место для ведения бизнеса в течение достаточно долгого времени, - сказал сотрудник исследовательской компании Chatham House Филип Хэнсон. – Мы, скорее всего, увидим продолжение кризиса, и он будет иметь экономические последствия, особенно для международных банков".

Рост стоимости кредитов
Во II квартале российские компании платили среднюю процентную маржу на 287 базисных пунктов, или 2,87 процентного пункта, больше, чем по эталонной ставке по международным синдицированным кредитам.

Во втором квартале прошлого года этот показатель составлял 194 базисных пункта.

При этом спред по инвестиционным кредитам западным компаниям упал до 66 базисных пунктов в апреле-июне по сравнению со 122 базисных пунктами годом ранее.

После дефолта 1998 г. российские компании получили финансирование в размере более $600 млрд в виде долгового и финансирование на международных рынках капитала. Сейчас под санкции попали пять крупнейших банков: Сбербанк, ВТБ, "Газпромбанк", "Внешэкономбанк" и "Россельхозбанк".

Европейские банки могут также воздержаться от выделения синдицированных кредитов, чтобы избежать возможных штрафов, хотя такие кредиты не являются нарушением санкционного режима.

США и санкции
ВТБ, второй по величине банк в России, планирует привлечь финансирование от ряда кредиторов, в числе которых Bank of America и Citigroup.

Эксперты отмечают, что санкции могут помешать этим планам, так как банки ЕС опасаются штрафов США, поэтому они не будут пытаться как-то обойти ограничения, ну а американские банки вряд ли захотят нарушать собственные законы.

И показательным был пример французского BNP Paribas, который был вынужден заплатить штраф в размере $8,97 млрд за сделки, которые нарушали режим санкций в отношении Судана, Ирана и Кубы.

В прошлом году ситуация была противоположенной. Банки активно кредитовали сделки с российскими компаниями. Glencore International и Vitol привлекли $8,3 млрд для финансирования сделки по покупке сырой нефти у "Роснефти".

А "Башнефть" смогла снизить процентные платежи по кредиту в $600 млн всего через месяц после получения средств.

В то время как компании, попавшие в санкционный список, имеют достаточные резервы для удовлетворения краткосрочных обязательств, ограничения могут подстегнуть ускорение оттока капитала и подавление инвестиционной активности, считают в "Уралсиб Кэпитал". При этом повышение процентных ставок Банком России может нанести еще больший ущерб экономике.

"Западные банки дистанцировались от сделок с российскими банками и корпорациями, даже с теми, кто не был подвергнут санкциям, - отмечает аналитик Roubini Global Economics Евгения Слепцова. – Даже если санкции будут отменены, в среднесрочной перспективе доступ к западным рынкам будет оставаться ограниченным".