5 августа 2014
С тех пор произошло еще семь дефолтов, включая самый последний на прошлой неделе, когда Аргентина не произвела платеж по облигациям, которые были выпущены как частичная компенсация жертвам дефолта 2001 г.
Большинство инвесторов видят во всем этом определенную систему. Однако президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер настаивает на том, что последний дефолт принципиально отличается от всех предыдущих. По ее словам, аргентинское правительство вовремя перевело необходимую сумму ($539 млн) банкам, которые занимаются долговыми обязательствами Буэнос-Айреса.
По ее словам, американский суд (облигации выпущены в рамках законодательства США) заблокировал платеж по требованию небольшой группы владельцев долговых обязательств от 2001 г., которые не согласились с аргентинскими условиями реструктуризации долга, предложенных им в 2005 г. и вновь в 2010 г., пишет британский журнал The Economist.
Уклонисты, отказавшиеся от дисконта в 65%, убедили американского судью не только в том, что им должны вернуть полную сумму, а также в том, что необходимо заморозить платежи по всем другим реструктурированным долгам, до тех пор пока Аргентина не согласится на их требования.
Буэнос-Айрес утверждает, что не может произвести платеж уклонистам. Не только потому, что они “стервятники” (как часто называет эту группу людей аргентинские власти), так как заплатили по долговым обязательствам за каждый доллар несколько центов и теперь мешают тем, кто принял аргентинские условия реструктуризации (примерно 93% долга) выкупа.
Основная проблема в том, что договор реструктуризации долга имеет пункт, который запрещает Аргентине предлагать уклонистам лучшие условия, в противном случае все инвесторы должны получить одинаковый процент погашения. В связи с тем что Буэнос-Айрес не может пойти на это, у него нет другого выбора, кроме дефолта.
В то же время неясно, если пункт, который требует одинакового отношения ко всем держателям долговых обязательств, имеет силу в случае, если Аргентина платит уклонистам не добровольно, а по решению суда. Более того, некоторая часть владельцев реструктурированных облигаций отказалась от своих прав; и если бы Аргентина смогла убедить оставшихся владельцев сделать то же самое, то тогда она бы избежала наихудшего варианта развития событий.
Юристы и банкиры предлагают разные способы обойти проблемный пункт, срок которого, кстати, завершается в конце этого года. Но Аргентина медлила с рассмотрением возможных вариантов и переговорами с уклонистами, защищаясь вместо этого националистической риторикой.
Фернандес права в том, что вердикт американского суда был нерациональным, так как, решая относительно небольшую проблему, он привел к крупному финансовому кризису. Но со странными и несправедливыми судебными решениями сталкиваются и другие правительства.
Вместо борьбы с вердиктом Фернандес следует бросить все свои силы на минимизацию вреда от него. Дефолт никогда не помог никому: теперь ни один держатель долговых обязательств не получит деньги, Аргентина вновь станет страной-изгоем, а ее экономика будет страдать из-за невозможности получить внешний кредит.
К счастью, ситуацию все еще можно исправить. Еще не поздно договориться с уклонистами или попытаться частным образом выкупить их претензии. Быстрое разрешение проблемы позволит Аргентине вновь занимать на международном рынке, что в свою очередь ускорит разработку крупных нефтяных и газовых месторождений, прибыль от которых позволит быстрее преодолеть глубокий экономический кризис.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба