Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бюджет-2014: теперь с профицитом, но без источников финансирования » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бюджет-2014: теперь с профицитом, но без источников финансирования

В конце июня законодатели, уходя на каникулы, скорректировали параметры федерального бюджета с учетом сверхплановых нефтегазовых доходов в 952 млрд. руб., образующихся в результате ослабления рубля
20 августа 2014 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

1. В конце июня законодатели, уходя на каникулы, скорректировали параметры федерального бюджета с учетом сверхплановых нефтегазовых доходов в 952 млрд. руб., образующихся в результате ослабления рубля. Ожидается, что эти доходы сделают бюджет по итогам года профицитным (доходы превысят расходы на 279 млрд. руб., или 0.4% ВВП, исходный бюджетный план предполагал дефицит в 390 млрд., или 0.5% ВВП; до этого первый и последний раз в послекризисный период профицит в бюджете был 3 года над – в 2011). Тем не менее, из-за отсечения России от внешних финансовых рынков и удорожания заимствований на внутреннем денег в казне по итогам года будет меньше, чем намечалось.

Хотя прогнозируемые дополнительные нефтегазовые доходы (от превышения ценой нефти базовой, определяемой как средняя за 6-летнй период) составят по исправленному варианту бюджета 1568 млрд. против первоначальных 616, в резервный фонд по итогам года, как ожидается, будет направлено, как ожидается, 231.9 млрд., а не 343, как планировалось первоначально. Из дополнительных 952 млрд., часть (284) компенсирует недобор не нефтегазовых доходов (замечу, что уточненная роспись бюджета формировалась еще до введения РФ санкций в отношении импорта в РФ, так что из-за сокращения реального объема розничных покупок недобор «импортного» НДС и акцизов может оказаться значительно больше). В итоге не нефтяной дефицит бюджета, который у правительства были благие намерения начать сокращать (до 9.4% ВВП в 2014, а когда-то в Бюджетный кодекс записывался целевой предельный размер нефтегазовой зависимости бюджета в 4.7% ВВП, о чем сейчас смешно даже вспоминать) останется на ставшем традиционном уже уровне в 10% ВВП.

Бюджет-2014: теперь с профицитом, но без источников финансирования


На замещение выпадающих возможностей размещения облигаций федерального займа и иных внешних источников пойдет 604 млрд. (на 309 млрд. сокращается чистое размещение внутреннего долга, и на 295 – внешние источники финансирования бюджетных расходов). Недобор доходов от приватизации ожидается в 171 млрд. руб. (будет получено лишь 26 млрд., и, честно говоря, складывается ощущение, что грандиозные доходы от приватизации вписывают в бюджет второй год подряд только для того, чтобы де-факто смягчить бюджетное правило, сократив потом перечисления в Резервный фонд на этот виртуальный недобор). Таким образом, сумма того, что надо профинансировать за счет образовавшихся в результате ослабления рубля сверхплановых доходов на 100 с лишним миллиардов больше, чем эти доходы.

Кроме того, федеральный бюджет дополнительно предоставит испытывающим финансовые затруднения регионам кредиты в 150 млрд. руб., замещая привлекаемые ими банковские ссуды (бюджетные кредиты предоставляются по ставке 2.75%/год., которая может быть, по словам А.Г. Силуанова, еще понижена). В итоге, несмотря на переход от дефицита к профициту, общий прирост остатков на бюджетных счетах (включая Резервный фонд и депозиты) по итогам года ожидается лишь порядка 70 млрд. (без курсовой переоценки валютной части), против 334 по первоначальному плану.

2. Что касается плана расходов, то он невзирая на прокси-войну вблизи российских границ и освоение вновь обретенных заморских владений (ФЦП развития Крыма будет стоить 700 млрд. руб. до 2020, в т.ч. 658.2 – из федерального бюджета, это примерно 0.7% добавка к общим расходам фед. бюджета, и в целом дешевле Сочинской олимпиады с учетом инфраструктуры), остался практически без изменений, поскольку дополнительных не нефтегазовых доходов, которые, согласно Бюджетному кодексу, могли бы быть направлены на их финансирование, в этом году нет (повышенную инфляцию компенсировало отсутствие роста реального ВВП). В физобъеме (т.е. с поправкой на инфляцию) расходы федерального бюджета сокращаются второй год подряд. По большому счету, в бюджете осталось 3 крупных растущих статьи расходов, не считая обслуживания госдолга – военные (рост в физобъёме и в отношении ВВП 19-20% за 2013-14гг.), трансферты субфедеральным бюджетам (реальный рост в 2013-14гг. на 14%) и общегосударственные вопросы (+8,5% за 2 года).

Бюджет-2014: теперь с профицитом, но без источников финансирования


В этом году сильную поддержку этому экономии бюджетных расходов дало, как известно, сокращение трансферта Пенсионному фонду на общую сумму примерно в 460 млрд. руб. т.н. «накопительной» части пенсионных взносов, которая сложилась из 243 млрд., передаваемых затем из ПФР управляющим компаниям, и в остальной части – за счет «молчунов», накопления которых больше не передаются в ВЭБ (последнее, правда - виртуальная экономия, поскольку все эти деньги затем снова зачислялись в бюджет в обмен на рыночные ОФЗ, и «накопления», следовательно, представляли собой движения из правого кармана в левый, однако с образованием некоторых комиссионных доходов у «управляющей компании».

Решение спорное, хотя, на мой взгляд, и правильное по сути, но в полит технологическом плане неверно оформленное, особенно учитывая переход со следующего года на балльную систему расчета пенсионных прав по страховой части пенсии. Следовало, возможно, по примеру Казахстана, сохранить и накопительную часть государственных пенсий, но перечислять ее целиком в государственный пенсионный накопительный фонд (ГПНФ), размещая его ресурсы по мере необходимости в ОФЗ, доходность которых примерно соответствовала бы проценту индексации страховой части пенсионного капитала. В любом случае, ясно, что хотя бюджетный трансферт на формирование профицита ПФР для перечисления в частные управляющие компании вряд ли когда-либо уже возобновится в будущем, задержка его в этом году была одноразовым ресурсом бюджета, и в дальнейшем правительству надо будет предпринимать шаги по возращению ранее перечисленных денег и доходов от них, в той мере, в какой это еще возможно.

Военные расходы потихоньку возвращаются к плановым уровням – если к конца марта расходы на содержание Вооруженных сил РФ на 43% превышали прошлогодний уровень за тот же период (в номинале), то к началу августа – лишь на 25% (что уже не так далеко от плановой цифры роста военных расходов на текущий год в 17%). Любопытно, что информационная война при этом формально ничего не стоила правительству РФ – расходы на телевидение и радиовещание за 7 месяцев были на 9% меньше прошлогодних, на другие СМИ (периодическая печать и т.п.) расходы на фоне телевидения мизерны. Правда, расходы на информационную кампанию, включая и работу в социальных сетях, возможно, проходят по статьям раздела «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», где, расходы на органы безопасности выросли за 7 мес. на 8.4% при плановом росте на год в 4.1%.

Трансферты региональным бюджетам, несмотря на рост первых и растущую дефицитность вторых, не всегда могут использованы на цели, для которых они выделяются. По данным пер. зам. мин. фин. Т.Г. Нестеренко, неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов на счетах региональных бюджетов по итогам 2012 были 242.6 млрд., 2013 – 200.3 млрд., половина которых была предназначена на инвестиции, включая 43.6 млрд. по программе «автомобильные дороги». Это - небольшая иллюстрация на популярную тему ускорения роста экономики путем выделения дополнительных бюджетных денег на развитие инфраструктуры. В данной ситуации попытка решать проблему нехватки ресурсов и низкой эффективности их использования путем увеличения раздачи денег примерно равнозначна решению проблем продовольственного снабжения блокадного Ленинграда стимулирующей печатью дополнительных хлебных карточек.