7 ноября 2014 Вести Экономика
На прошлой неделе ФРС объявила о завершении программы QE. На первый взгляд решение абсолютно оправданно. В октябре уровень безработицы снизился до 5,9%, при этом за последние 12 месяцев в Америке было создано 2,6 млн новых рабочих мест – самый лучший 12-месячный показатель за весь период восстановления
Согласно данным Бюро экономического анализа экономика страны увеличилась в III квартале на 3,5% в годовом исчислении.
Однако некоторые экономисты ставят под сомнение правильность решения ведомства Джанет Йеллен, называя его близоруким и даже опасным. Почему?
Имеется достаточно оснований, для того чтобы ФРС продолжила программу покупки активов. Имеется мало признаков того, что рынок труда полностью восстановился. Имеется большое число рисков падения за рубежом.
ФРС следовало бы повысить свой целевой уровень для укрепления “подушки безопасности” против низкой инфляции и низкой процентной ставки.
ФРС серьезно рискует подорвать доверие к своему номинальному якорю (номинальный макроэкономический показатель, достижение определенного уровня которого является целью экономической политики), пишет британский журнал The Economist.
В 1970-х и 1980-х гг. на фоне борьбы независимых центральных банков с высокой инфляцией, с одной стороны, и растущим пониманием важности ожиданий, с другой, экономисты обращали внимание на важность создания объективного номинального якоря. Сильные якоря стали ключевым элементом в борьбе с инфляцией.
Считалось, что установленный номинальный макроэкономический показатель должен помочь координировать ожидания общества и желаемый, более низкий, уровень инфляции. Однако публичное декларирование цели несет в себе значительный репутационный риск для центрального банка, так как провал увидят все.
Следовательно, у центрального банка должна быть возможность скрыть свою цель.
Когда над инфляцией была одержана победа, номинальный якорь получил роль стабилизирующей силы. Если общество признает цель убедительной и оправданной, тогда центральному банку не нужно стараться смягчить возможное потрясение в любом направлении.
Компании и рабочие будут не так болезненно реагировать на временное отхождение от цели. Это в свою очередь поможет двигать целевые величины до необходимого уровня, а вместе с этим и стимулировать экономику.
Выбор якоря варьируется от страны к стране и меняется со временем. ФРС долгое время работала с неформальным инфляционным показателем до января 2012 г., когда официально объявила об инфляционной цели в 2%.
Однако, судя по статистическим данным, средняя годовая инфляция в Америке с тех пор составляет 1,5%, что ниже желаемого уровня. В последние два месяца рост цен замедлился до 1,4% в годовом исчислении. Кроме того, согласно рыночным ожиданиям инфляция в ближайшие пять лет останется ниже установленного ФРС целевого уровня.
Можно, разумеется, спорить, если ФРС установила правильный номинальный якорь. Но многие экономисты согласны, что американский регулятор должен менять стратегию, менять свои цели или даже сменить работающих там людей. На подобную критику сторонники ФРС обычно заявляют, что ведомство Джанет Йеллен делает все возможное и ему не следует мешать. Монетарная политика выполняет свою часть, заявляют одни, в то время как другие настаивают, что монетарная политика больше ничего не может сделать.
Безусловно, правительство не должно сокращать бюджет и отказываться от использования дешевого финансирования для инвестирования в общественную инфраструктуру. Но бездействие власти не оправдывает ФРС.
Если бы законодательный орган установил ответственность за антициклическую политику – или за скрытие номинального якоря, – то это было бы по-настоящему радикальное изменение.
Монетарная политика не выключатель, который включают, когда экономика в кризисе, а затем выключают, когда ситуация улучшилась. До тех пор пока экономика зависит от денег, существует монетарная политика, которая может быть либо слишком свободной, либо слишком жесткой, либо оптимальной.
Причем охарактеризовать политику не всегда просто, но самое разумное место, с чего лучше всего начать это сравнить, - состояние экономики с публично объявленными целями центрального банка.
С этой точки зрения проводимая уже какое-то время политика ФРС слишком жесткая, и, скорее всего, такой она останется в ближайшем будущем. Что касается инфляции, то она сохранится на уровне 1,5% (а не 2%) в ближайшие несколько лет, что неминуемо приведет к снижению доверия к ФРС.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу