14 ноября 2014 Вести Экономика
"Исламское государство" планирует стать единственным государством, если его можно так назвать, которое обеспечит свою валюту реальным металлом в прямом смысле. В частности, планируется выпуск новых медных, серебряных и золотых монет, которые будут использоваться для укрепления власти.
В ИГ отмечают, что новая валюта позволит не участвовать в "денежной системе угнетателей".
Золотые монеты будут номиналом 1 и 5 динар, серебряные – 1, 5 и 10 дирхам, медные – 10 и 20 филсов.
Необходимо отметить, что такой шаг ИГ будет означать больший физический спрос, и это должно поддержать рынок золота.
При этом 1 серебряный дирхам будет равен $1, а золотой динар будет стоить примерно $139.
С одной стороны, это кажется правильным шагом, хотя надо учитывать, что сейчас ни одна существующая страна с реальной экономикой не может позволить себе выпускать деньги из драгоценных металлов.
Конечно, золото – это единственный монетарный актив в мире, который не имеет рисков, присущих валютам, и является единственным всемирно признанным активом, не зависящим от этнической, языковой, религиозной, культурной и национальной принадлежности. Но все же сейчас такая система не используется нигде.
Золотой стандарт
Золото использовалось в качестве денежной единицы еще в античную эпоху, а до XIX века золото и серебро использовались в качестве средства платежа по всему миру.
Позже начали появляться бумажные деньги, и первой резервной валютой стал британский фунт стерлингов, так как он свободно конвертировался в золото.
В XX веке силу начал набирать доллар. При этом между двумя мировыми войнами финансовая система находилась в сложном положении, и золотой стандарт пришел к коллапсу.
В 1944 г. мировая финансовая система претерпела сильнейшее изменение. В рамках Бреттон-Вудской системы обменного курса все валюты были привязаны к доллару, а доллар в свою очередь - к золоту. Для предотвращения спекуляций привязанными валютами движение капитала было сильно ограничено. Эта система в течение двух десятилетий сопровождала быстрый экономический рост и помогла избежать каких-либо серьезных финансовых кризисов.
Но в конце концов она показала свою неспособность справляться с растущей экономической мощью Германии и Японии, а также нежеланием Америки корректировать свою внутреннюю экономическую политику с сохранением увязки к золоту. Президент Никсон отменил увязку к золоту в 1971 г., и система фиксированного обменного курса развалилась.
"Исламское государство" является слабым и неустойчивым
ИГ в настоящий момент контролирует достаточно обширную территорию в Сирии и западной части Ирака и использует контроль над этой территорией, чтобы финансировать свою деятельность за счет контрабанды нефти и вымогательства.
В основном, конечно, доходы связаны с продажей нефти, и это весьма похоже на другие экономики Ближнего Востока, где добывается нефть.
Но ИГ не имеет международного признания, поэтому не может накапливать валютные резервы или получить доступ к мировой банковской системе.
Кроме этого, "Исламское государство" находится в состоянии войны с правительствами Сирии и Ирака, противостоит основным региональным державам Саудовской Аравии и Ирана, а также настраивает против себя США и их европейских союзников.
Учитывая этот довольно обширный список недругов, ИГ действует весьма эффективно, все еще сохраняя свое существование.
Но шансы на то, что "Исламское государство" перестанет существовать через два, три или десять лет, довольно высоки.
Фактически деньги, созданные властями ИГ, будут действовать какое-то время, и контрагенты ИГ могут даже принимать их в качестве оплаты, они все же бесполезны в качестве средства сбережения.
Создание же нормальных бумажных денег сейчас просто невозможно, так как ни один банк с ними работать не будет.
ИГ существует только за счет нефти
11 нефтяных месторождений в Ираке и Сирии сделали ИГ в значительной степени независимой финансовой машиной. Данные показывают, что контролируемые месторождения приносят ежедневно 25-40 тыс. баррелей ориентировочной стоимостью около $1,2 млн, а затем нефть контрабандой вывозится в Иран, Курдистан, Турцию и Сирию.
И это не учитывая доходы от нефтяных месторождений в глубине Сирии, которые ежедневно приносят ИГ $3 млн.
Согласно информации иракских СМИ боевики ИГИЛ реализуют нефть по крайне низкой цене – $25 за баррель, которая затем контрабандным путем попадает в Турцию и Иран.
Перекупают нефть посредники на севере страны на границе с курдской автономией, причем после перепродажи на нефтеперерабатывающие заводы Турции и Ирана прибыль от такой сделки может достигать колоссальных значений.
Сырая нефть транспортируется танкерами в Иорданию через провинцию Анбар, в Иран - через Курдистан, в Турцию - через Мосул, а также на рынок Сирии и в иракский Курдистан, где нефть перерабатывается. Турция закрывает на это глаза и будет продолжать это делать, пока страны Запада не начнут оказывать давление с целью закрыть черные рынки нефти на юге страны, считают эксперты.
Одним из самых ужасающих аспектов происходящего является то, что продажа нефти усиливает потенциал ИГ. Цель группировки состоит в формировании халифата, и хотя ни одна страна не признает ее, на захваченной территории она действует именно как государство. ИГ добывает, перерабатывает и продает нефть, как и любое другое нефтяное государство.
Более того, теперь, когда ИГ контролирует плодородные провинции в западной части Ирака, например Анбар и Ниневию, группировка также может получать около 40% урожая пшеницы Ирака, заставив фермеров сотрудничать только с ней. При этом меры воздействия могут быть далеки от традиционных рыночных отношений.
При этом группировка ИГ относительно богата, она работает за пределами нормальной налоговой системы, а это означает, что обычные финансовые санкции никак не могут быть мерой воздействия. Самое интересное, что ИГ эффективно сочетает в себе политический террор, религиозный фанатизм и финансовую мощь.
Тем не менее экономическая мощь не гарантирует мирного управления захваченной территорией, о чем говорят в "Исламском государстве", но $3 млн в день вполне достаточно, для того чтобы продолжать свою деятельность и расширять влияние.
Придет ли "Исламское государство" к долларам?
Учитывая сомнительные перспективы ИГ по долгосрочному существованию, можно сделать вывод, что собственные бумажные деньги не являются реальным вариантом.
Наиболее практичным в краткосрочной перспективе, вероятно, будет использование долларов США.
Как показывает история и практика, даже признанные страны пользуются долларом в качестве официальной валюты, если есть какие-либо проблемы с государственным управлением. В частности, с 2001 г. в Сальвадоре используется только доллар США, а собственная национальная валюта выведена из обращения.
Проблема в том, что ИГ в долгосрочной перспективе все равно нужны какие-либо атрибуты государственности. Если взять кусочки металла, поставить на них герб, назвать все это валютой, то это и будет отвечать соответствующим требованиям.
С экономической точки зрения использование золотого стандарта является плохой идеей.
Если у вас есть надежная государственная инфраструктура, то сам по себе логотип (герб или другая символика) несет ценность. Поэтому реальным государствам просто нет нужны использовать драгоценный металл.
Правительства собирают налоги, подлежащие уплате в валюте, и это делает даже кусочки бумаги законным платежным средством.
Таким образом, использование золотых монет является признаком слабости ИГ, и, судя по всему, даже само руководство "Исламского государства" не верит в долгосрочные перспективы, но пока может поддержать свой авторитет только за счет драгоценных металлов.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу