15 ноября 2014 Вести Экономика
Вследствие налогового маневра цены на бензин в России в 2015 г. существенно повысятся. И в текущем году они пока растут быстрее инфляции даже на фоне резко подешевевшей нефти. В этих условиях потребность в более понятной и рациональной формуле ценообразования обостряется.
В пятницу Госдума утвердила в третьем чтении поправки к Налоговому кодексу, регламентирующие осуществление налогового маневра в нефтяной отрасли. В рамках маневра предполагается за три года поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть в 1,7 раза и на нефтепродукты — в 1,7-5 раз при одновременном увеличении ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат — в 6,5 раза. Также было решено выровнять акцизы на бензин 4-го и 5-го классов. При этом темпы их снижения, в сравнении с первоначальными планами, оказались меньшими.
Так, в 2015 г. акциз на автомобильный бензин 4-го класса будет составлять 7,3 тыс. руб. за 1 тонну, а в 2016 г. - 7,53 тыс. руб. и в 2017 г.- 5,83 тыс. руб. На бензина 5-го класса соответственно 5,53 тыс. руб., 7,53 тыс. руб. и 5,83 тыс. руб. Для сравнения: в текущем году акциз на бензин 4-го класса равнялся 9,916 тыс. руб., а на 5-й класс — 6,45 тыс. руб. Помимо этого повышаются акцизные ставки на дизтопливо 4-го и 5-го классов (с прежних 3 тыс. руб. и 2,3 тыс. руб. соответственно) до 3,95 тыс. руб. за оба класса в 2017 г. Причем оборот топлива 4-го класса в России разрешен до конца 2015 г.
Необходимость такого маневра, по словам замглавы Минфина Сергея Шаталова, прежде всего обусловлена задачей выравнивания российских пошлин с казахстанскими и белорусскими в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. соглашения о создании Евразийского экономического союза.
На практике это означает, что бремя налоговой нагрузки будет переложено с внешнего потребителя на внутреннего, заметил глава компании "ИнфоТЭК-терминал" Рустам Танкаев. По его оценке, в результате предполагаемого маневрирования цены на бензин в России в следующем году способны повыситься в 1,5 раза. И это негативно скажется как на общем состоянии экономики, которая и без того переживает непростой период в условиях санкций, введенных в отношении России из-за ситуации на Украине, так и на уровне жизни населения. Между тем, если в последнее 10-летие цены на бензин на российском рынке были сопоставимы с аналогичными американскими уровнями, то на сегодня в России литр бензина в среднем стоит 35 руб., а в США – 33 руб.
И если отечественный бензин станет дорожать еще быстрее, российская экономика утратит одно из немногих своих конкурентных преимуществ, констатировал Танкаев. Тогда как, по его убеждению, следовало бы, напротив, добиваться понижения внутренних цен на топливо, изменив схему их формирования и отказавшись от привязки к внешним ценам. Сходные механизмы, к примеру, действуют в США и Саудовской Аравии, обеспечивая для их экономик недорогое топливо, сообщил глава компании "ИнфоТЭК-терминал".
Удорожание топлива, конечно, не поспособствует развитию российской экономики, для которой данный фактор обладает значимым мультипликативным эффектом, пояснила директор Нефтегазового института им. Академика Л.С. Лейбензона Тамара Канделаки. При этом, продолжила она, ощутимое негативное воздействие также будет оказано на внутреннее потребление, основной составляющей которого является средний класс, а не бомжи и жители Рублевки.
По прогнозу Минфина, в результате предстоящего маневрирования литр бензина в России в среднем подорожает на 3,1 руб. Но это много, считает Канделаки. По ее мнению, чтобы реально улучшить ситуацию в отрасли, основной упор в налогообложении следовало бы сделать на таможенных пошлинах, обнулив налоги на внутреннее потребление.
Вследствие налогового маневра цены на бензин в стране вырастут, согласился директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. По его определению, произойдет это потому, что предусмотренное снижение экспортной пошлины не компенсируется намеченным снижением акцизов. При этом изменение НДПИ не оказывает прямого воздействия на “бензиновые“ цены. Они формируются на основе формулы экспортного паритета, в соответствии с которой из цены на нефть в Западной Европе вычитаются соответствующие транспортные расходы с экспортной пошлиной и приплюсовываются акцизы с НДС. В подобных обстоятельствах призывы искусственно снизить цены и отказаться от их привязки к мировым выглядят бессмысленными.
Тем более что, как показывает нынешнее расхождение графиков дешевеющей нефти и дорожающего бензина, цены на топливо в России и так “отвязаны“ от внешнего контекста. В значительной мере их сегодняшняя динамика обуславливается растущим спросом на фоне определенного сокращения предложения. И чтобы исправить возникшие диспропорции, необходимо увеличить производство топлива и исключить возможность недобросовестной политики со стороны игроков рынка, сформулировал Турукалов.
Глава думского комитета по энергетике Иван Грачев, однако, также считает, что для России с ее огромной территорией было бы важно реализовать имеющееся конкурентное преимущество в виде наличия собственных энергоносителей. С этой целью более правильно было бы увеличить экспортные пошлины, оптимизировав налоговое бремя для внутреннего рынка. Пока же, похоже, вследствие предполагаемого маневрирования поступления в бюджет даже могут уменьшиться. Известно, что НДПИ собирать сложнее, чем экспортную пошлину. Именно поэтому, к слову, представители регионов в ходе дискуссии и выступили за повышение акцизной планки, подчеркнул Грачев.
Как он предположил, при существенном сокращении поступлений соответствующих доходов, к вопросу о правомерности затеянного маневра могут вернуться уже в следующем году. Тем более что на фоне этого нововведения цены на бензин грозят взлететь в 2015 г. на 20%, отметил депутат.
А в текущем году, как ожидают в Минэнерго, цены на бензин вырастут в пределах инфляции. Правда, пока эти предположения опровергаются Росстатом. По его информации, на 10 ноября в среднем “бензиновые“ цены увеличились на 9,4%, по сравнению с декабрем 2013 г. Причем цены на ходовой бензин АИ-92 выросли на 10,2%. Тогда как общий рост потребительских цен в октябре (к декабрю) составил 7,1%, а сейчас определяется аналитиками на уровне 8,6%.
Эти показатели выглядят еще более странно на фоне продолжающегося удешевления нефти: в пятницу цены на баррель нефти марки Brent опустились ниже $77. Очевидно, что для рядового потребителя вопрос о том, почему в нефтедобывающей стране цены на топливо опережают рост инфляции даже в условиях значительного удешевления нефти, остается открытым. И если в следующем году планка “бензиновых” цен взлетит еще выше, потребность в более понятной и рациональной формуле ценообразования обострится.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу