29 ноября 2014 Вести Экономика
После появления в начале года книги “Быстрые мальчишки” (Flash Boys), в которой критикуется высокочастотный трейдинг (HFT) - формализованный процесс совершения торговых операций на финансовых рынках по заданному алгоритму с использованием специализированных компьютерных систем в чрезвычайно короткие интервалы, – регуляторы и инвесторы начали обсуждать способы ограничения HFT.
Одни предлагают ввести искусственную задержку, до того как торговые сделки совершаются. Другие говорят о перетасовке последовательности, в которой они проводятся. Компании, использующие HFT, уверены, что ничего не следует менять, так как трейдинг помогает рынку с помощью увеличения объемов и выравнивания цен.
Но группа экономистов во главе с Эриком Будиш в своей последней статье "Гонка вооружения высокочастотного трейдинга" (The High-Frequency Trading Arms Race) утверждают, что высокочастотный трейдинг создает хаос и для того чтобы его ограничить, необходима фундаментальная реформа рынка.
Высокочастотный трейдинг широко применяется как институциональными инвесторами для эффективного исполнения крупных заявок, так и частными трейдерами и хедж-фондами для получения спекулятивного дохода. Следует заметить, что HFT стал предметом многочисленных разбирательств в Америке, инициированных Комиссией по ценным бумагам и биржам и Комиссией по торговле товарными фьючерсами в связи с обвинениями в обвале фондовых индексов США.
Сторонники HFT отвергают все обвинения, настаивая на том, что он стимулирует ликвидность финансовых инструментов (возможность купить или продать актив без изменения его цены). Основным параметром ликвидности является разница между курсами продавца и покупателя (bid-ask spread). Чем больше объем и количество сделок по инструменту, тем больше его торговая ликвидность, в свою очередь, чем меньше разница между лучшими ценами спроса и предложения и чем больше объем заявок вблизи этих цен, тем больше моментальная ликвидность (таким образом, необходима меньшая разница между курсами, чтобы получить прибыль).
Сегодня на долю HFT приходится до половины от общего объема торгов акциями в США; его увеличение происходит одновременно с сужением разницы между курсами продавца и покупателя, отмечает британский журнал The Economist.
Экономист Эрик Будиш уверен, что HFT может не только создавать, но и ликвидировать ликвидность. Одна из причин, почему маркетмейкеры берут плату за разницу между курсами продавца и покупателя, - желание подстраховать себя от денег небольшого инвестора (dumb money) в сделке.
Если инвестор принимает предложение маркетмейкера, он, вероятно, считает, что получил отличную цену. Bid-ask spread компенсирует маркетмейкерам риск, который клиенты берут, совершая транзакцию на основе частной информации. Эта проблема более известна как "негативный выбор" (adverse selection). Эксперты уверены, что HFT может ухудшить "негативный выбор".
Возьмем, к примеру, компанию Apple, которая объявила о том, что продажи iPhone оказались намного выше, чем прогнозировалось; новость мгновенно повышает базовую цену ее акций. Фирма, занимающаяся высокочастотным трейдингом, принимает "старые" предложения маркетмейкеров о покупке акций Apple (которые теперь становятся выгодным предложением), до того как они отменяются. Подобный шаг называется снайпинг (способ выигрывать аукцион, делая ставку в последний момент с помощью специального программного обеспечения).
По модели авторов исследования, снайпинг толкает разницу между курсами продавца и покупателя, при этом маркетмейкеры должны оберегать себя от подобной ситуации. Это также снижает "толщину" рынка: объем акций, который маркетмейкеры готовы купить или продать. Именно поэтому стоимость "толщины" – риск продать значительный объем через снайпинг – увеличивается пропорционально с размером квот маркетмейкеров, но не с бонусами: обычно имеется не так много инвесторов, которые хотят торговать большим объемом. На рынке с незначительной "толщиной" большие компании могут обнаружить, что полная цена совершения сделки увеличивается, так как ценовое воздействие большой торговли намного выше.
Инвестиция в скорость - один из возможных ответов для маркетмейкеров. Не секрет, что многие маркетмейкеры сами являются фирмами HFT. А фирмы HFT постоянно пытаются найти способ проводить торговлю как можно быстрее. Самая последняя инновация, использующая микроволны для связи с финансовыми центрами, позволяет ускорить процесс на 25%. В итоге требуется всего 13 миллисекунд, для того чтобы сделать заявку из Нью-Йорка в Чикаго по оптоволоконному кабелю.
Трудно понять, как выигрывает общество от подобной "гонки вооружения". Не очень длительное время получают выгоду даже участвующие в трейдинге фирмы, так как новые технологии постоянно предлагает еще более высокую скорость.
Авторы исследования уверены, что решением проблемы может стать фундаментальное изменение структуры рынка. В настоящее время мы имеем непрерывно действующий рынок: скорость торговых сделок ограничена лишь возможностями технологий. Экономисты вместо этого предлагают разделить день на короткие торговые интервалы. Внутри этих интервалов (к примеру, одной секунды) фондовый рынок работает как аукцион, когда трейдеры делают секретные ставки. Покупатели и продавцы будут автоматически объединены с теми, кто сделал лучшее предложение, а не с теми, кто был немного быстрее.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу