17 декабря 2014 Вести Экономика
По поручению президента Владимира Путина Московский институт теплотехники (МИТ) создает новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) "Баргузин" и разрабатывает тяжелый носитель ядерного оружия, который заменит ракету "Воевода", заявил накануне командующий РВСН Сергей Каракаев.
Новый БЖРК полностью построят в России из российских комплектующих. МИТ заканчивает проектирование комплекса, РВСН готовит базы для испытаний "Баргузина".
Учтен опыт создания БЖРК "Молодец", который стоял на боевом дежурстве в РВСН СССР и России с 1987 г. по 1994 г. (12 поездов). К 2007 г. Россия по требованию США уничтожила десять поездов, два БЖРК переданы в музеи.
"Баргузин" значительно превосходит своего предшественника по точности и дальности полета ракеты, а также по другим характеристикам. Новые БЖРК прослужат в РВСН как минимум до 2040 г.
По словам Каракаева, с 1993 г. разработку и производство ракет для РВСН осуществляют только российские предприятия. Украинское конструкторское бюро "Южное" (Днепропетровск) и другие украинские предприятия, участвовавшие в создании БЖРК "Молодец", к разработке "Баргузина" не привлекаются. Украинские специалисты отлучены также от обслуживания ракетного комплекса "Воевода", произведенного "Южмашем".
В последние годы РВСН оснащают новым оружием, в частности, ракетами "Ярс" с разделяющейся головной частью. В 2014 г. РВСН получили 16 таких ракет - 12 для подвижных пусковых установок и четыре - для стационарных. В 2015 г. в войска поставят еще 24 ракеты "Ярс".
БЖРК представляет собой подвижной ракетный комплекс железнодорожного базирования, это железнодорожный состав, в вагонах которого размещены межконтинентальные баллистические ракеты, командный пункт, вспомогательные службы, средства защиты, а также личный состав.
Первые разработки БЖРК в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х гг.. Работы вели как в СССР, так и в США. Приказ министра общего машиностроения СССР "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" подписан 13 января 1969 г.
Головным разработчиком комплекса назначили конструкторское бюро "Южное". Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины. Ракету РТ-23 проектировало конструкторское бюро Михаила Янгеля.
По замыслу разработчиков, БЖРК могли составить основу советской группировки для ответного удара, поскольку комплексы обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара.
Ракеты для БЖРК производил Павлоградский механический завод (ПО "Южмаш"). Летные испытания РТ-23УТТХ (15Ж61) проводили в 1985-1987 гг.. на космодроме "Плесецк" (НИИП-53), всего произведено 32 пуска. БЖРК осуществил 18 выходов по железным дорогам страны, пройдя более 400 тыс. км. Испытания проводили в различных климатических зонах СССР.
Боевое дежурство в БЖРК несли почти 70 военнослужащих, в основном, офицеры, в том числе в качестве машинистов и их помощников. В состав БЖРК входили три тепловоза ДМ62, командный пункт из семи вагонов, вагон-цистерна с горюче-смазочными материалами и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК производил Калининский вагоностроительный завод.
БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. 14 вагонов имели по восемь колесных пар, а три вагона - по четыре пары. Поезд мог автономно работать до 28 суток.
Первый БЖРК "Молодец" с ракетой РТ-23УТТХ заступил на боевое дежурство в октябре 1987 г. К середине 1988 г. РВСН развернули пять полков, поезда находились на расстоянии около 4 км друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.
К 1991 г. на боевом дежурстве в СССР находились три ракетные дивизии, имевшие на вооружени БЖРК с МБР РТ-23УТТХ: 10-я ракетная дивизия в Костромской области, 52-я ракетная дивизия в ЗАТО "Звездный" (Пермский край) и 36-я ракетная дивизия в ЗАТО "Кедровый" (Красноярский край). Каждая дивизия состояла их четырех ракетных полков, то есть имела 12 БЖРК, по три БЖРК в каждом полку.
В радиусе 1,5 тыс. км от мест базирования БЖРК заменили железнодорожное полотно, уложили более прочные рельсы, деревянные шпалы заменили на железобетонные, насыпи укрепили более плотной щебенкой.
В 1991 г. СССР ввел ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. По договору СНВ-2 (1993 г.), Россия обязалась до 2003 г. снять с вооружения БЖРК и ракеты РТ-23УТТХ.
Для утилизации БЖРК на Брянском ремонтном заводе РВСН создали разделочную линию. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 г., в 2003-2007 гг.. под присмотром США уничтожены десять БЖРК и все пусковые установки, кроме двух комплексов, установленных в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге и в Техническом музее "АвтоВАЗа". В мае 2005 г. последний БЖРК сняли с боевого дежурства.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу