Казахстан должен придерживаться квот, но ему надо отбивать инвестиции в разработку нового месторождения
В 2025 году у ОПЕК+ будет много врагов: слабый рост спроса на нефть, растущая добыча со стороны конкурентов и приход Дональда Трампа в Белый дом с лозунгом «бурить, детка, бурить». Это внешние угрозы. Но есть и внутренние враги.
Каждые несколько лет картель сталкивается с одной и той же проблемой: один из его участников потратил много денег на новые месторождения и готов, стремится и жаждет превратить эти инвестиции в баррели нефти. В начале 2000-х годов Алжир был этим нетерпеливым членом картеля, желающим увеличить добычу; в 2010-х был Ирак. Недавно эту роль играли ОАЭ. В следующем году будет Казахстан.
Центральноазиатская страна присоединилась к ОПЕК в 2016 году, когда нефтяной картель создал альянс с несколькими другими крупными нефтедобывающими государствами, расширенная группа получила название ОПЕК+. Почти десятилетие Казахстан был неудобным партнером для картеля, чаще всего добывая выше своей квоты. Проблема усилится в следующем году, когда будет готов проект стоимостью $45 миллиардов по расширению крупнейшего нефтяного месторождения страны.
При работе на полную мощность расширенное месторождение Тенгиз, создававшееся почти десятилетие, сможет добывать около 260 000 баррелей в день с середины 2025 года. На первый взгляд небольшой объем, но он равен примерно четверти ожидаемого увеличения мирового спроса на нефть в следующем году. Расширение, наряду с более высокой, чем ожидалось, добычей на существующих объектах месторождения, позволит Казахстану нарастить добычу нефти, включая легкую нефть, называемую конденсатом, до рекордных 2 миллионов баррелей в день в следующем году.
Казахстанские баррели
Добыча нефти в Казахстане может превысить 2 миллиона баррелей в день в 2025 году, что приведет к столкновению с картелем ОПЕК+
Центральноазиатская страна надеялась, что к моменту запуска расширенного Тенгиза ее квота будет несколько выше, что даст возможность увеличить добычу, не нарушая слишком явно установленные лимиты. В июне ОПЕК+ одобрила план постепенного увеличения квот в последние месяцы 2024 года и далее в 2025 году. Ежемесячное повышение должно было начаться в сентябре, но падение цен на нефть привело к задержкам до января. Картель планирует встретиться в воскресенье, чтобы обсудить, следует ли снова сделать паузу. Делегаты ОПЕК+ говорят, что очередная задержка вероятна, хотя официальные переговоры еще не начались.
Brent, глобальный эталон, торговался около $75 за баррель в течение нескольких недель, несмотря на значительную напряженность на Ближнем Востоке, включая иранские и израильские бомбардировки. Потенциал внутренних разногласий в ОПЕК+ может еще больше ослабить рынок.
Альтернативы для Казахстана
Новая отсрочка будет ударом для Казахстана. Если страна будет придерживаться ограничений ОПЕК+ по добыче, она не сможет производить дополнительную нефть, несмотря на крупные инвестиции, или ей придется сократить добычу в других местах, чтобы компенсировать увеличение Тенгиза. Если руководствоваться чисто экономическими соображениями, Казахстан выберет второй вариант, поскольку Тенгиз имеет самую низкую себестоимость добычи и, следовательно, очень выгоден для правительства и его иностранных партнеров. Месторождение Тенгиз, оператором которого является американский энергетический гигант Chevron Corp., входит в тройку супергигантских нефтяных месторождений Казахстана, включающую Карачаганак и Кашаган.
Государственная компания КазМунайГаз вместе с китайскими, российскими и отечественными частными группами управляет другими, гораздо меньшими месторождениями с более высокими производственными затратами. В прошлом правительство давало указания КазМунайГазу сокращать добычу на этих месторождениях, которым часто требуются цены выше $50 за баррель, чтобы получать прибыль.
В качестве альтернативы Казахстан может проигнорировать ограничения, установленные ОПЕК+, присоединившись к ОАЭ и Ираку, которые тоже добывают значительно больше квот. Страна уже делала это в последние месяцы, что привело к напряженному противостоянию с картелем, включая поездку Хайтама Аль-Гайса, генерального секретаря картеля, в Астану для встреч с руководством страны в августе. Дальнейшее увеличение добычи только усугубит проблему.
Разногласия внутри ОПЕК+
Ключевым моментом является то, насколько долго ОПЕК+ будет откладывать увеличение квот. Chevron недавно заверил инвесторов, что расширение Тенгиза начнет добычу в первой половине следующего года, установив крайний срок для новой нефти до конца июня. Но Chevron пытается обещать меньше, а сделать больше, поэтому добыча может начаться раньше. Если группа объявит только о трехмесячной задержке, до конца первого квартала, у Казахстана не будет серьезных проблем. Но если увеличение отложат до второго квартала, как ожидают многие на нефтяном рынке, это может привести к столкновению азиатской страны и ОПЕК+.
Вызовы для ОПЕК+
Подобные конфронтации вызывали значительные разногласия внутри группы. Например, в 2021 году ОАЭ на несколько дней заблокировали сделку ОПЕК+ после столкновения с Саудовской Аравией по поводу квот. Хотя Эр-Рияд выиграл битву в то время, он в конечном итоге проиграл войну, позволив Абу-Даби получить значительные уступки по квотам в последующие месяцы. А когда картель попытался сократить квоту Анголы в 2023 году, страна дала отпор и в итоге покинула группу. Существует риск, что Казахстан последует этому примеру.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу