Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как легкие деньги сломали мировую экономику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как легкие деньги сломали мировую экономику

7 января 2015 Архив

Американский эксперт в области экономики, банкир с 25-летним стажем, автор нескольких известнейших книг, Сатьяжит Дас размышляет в своей колонке на MarketWatch о фундаментальных причинах надвигающегося глобального экономического кризиса.

«2008 год ничему не научил мировые элиты, и сейчас мир стоит на пороге куда более серьезного кризиса. Мировые финансовые рынки стоят перед сильными экономическими и неэкономическими рисками в 2015 году, причем эти риски качественно и количественно отличаются от проблем, вызвавших кризис 2008 года.

Разворачивается социальная напряженность. Сохранились высокие уровни безработицы, несмотря на то, что во многих странах экономика потихоньку восстанавливается. Некоторые не очень высококвалифицированные работники старшего возраста сталкиваются с печальным будущим без реальной перспективы когда-либо быть нанятыми. Впрочем, среди молодежи безработица тоже высока: она создает реальный риск создания так называемого «потерянного поколения». Для тех, кто имеет работу, тоже радужных перспектив мало: условия труда ухудшаются, а уровень дохода многие годы не растет (и дай Бог, если не падает).

Снова растет расслоение населения по имущественному признаку. Это, вкупе с давлением на рынок труда, ведет к политическим встряскам. Во многих странах мира ведущие партии потеряли поддержку. Популистские, очень ультракрайние партии получают поддержку, усложнив политический процесс достижения договоренностей и увеличив неуверенность инвесторов в том, что происходит на мировой и внутренней экономической арене. Экономические трудности и потеря веры в традиционные политические институты приводят к тому, что люди по всему миру впадают в коммунистические, националистические и другие субкультурные настроения, возводя их в культ с точки зрения не только морали, но и политики, приводя к власти соответствующих деятелей.

Очевидны и эффекты изменения окружающей среды.

Теперь уже мало кто спорит, что на климат не оказывается антропогенного влияния. Оказывается, и сильнейшее. Экстремальная погода, ураганы, наводнения, засуха, пожары — всё это не только социально детерминировано, но и приводит к экономическим потерям. Здесь мы работаем сами против себя. Однако попытка стабилизировать или сократить выбросы увеличит энергетические затраты, а кроме того, еще больше расстроит инвесторов, которые вкладывают еще и в стандартные, традиционные активы.

Повышаются и геополитические риски. В России, Китае, Индии и Японии сильны имперские амбиции, которые дополнительно усиливают напряженность современной политической обстановки. Так, ИГИЛ угрожает парализовать ближневосточную выработку нефти, которая вставала на ноги очень давно и датируется возрастом практически в сотню лет. Религиозные и этнические разногласия очень сложно урегулировать, и риск на Ближнем Востоке состоит в том, что регион станет кучкой непризнанных, но очень агрессивных и энергичных государств под управлением разных военачальников.

Слабый экономический рост и высокая безработица приводят к политическому экстремизму. Однако лидеры националистических движений слабы для того, чтобы держать под контролем слабые экономические системы своих стран. Расходы правительств приводят к увеличению суверенного долга, что, в свою очередь, приводит к своеобразному снежному кому и практически делает невозможной нормализацию ситуации. Низкие цены на товары и сырье приводят к остановке здоровой инфляции или даже в конечном итоге к дефляции, делая высокие уровни задолженности еще более дестабилизирующими. Слабый рост экономики во всем мире приводит к нулю конкурентоспособность программ QE, а ультранизкие процентные ставки главных мировых центробанков никак не способствуют «разгону» и росту экономического процесса.

При этом рынки и инвесторы предпочитают игнорировать эти риски. Они полагаются в основном на длительную денежно-кредитную стимуляцию. Сокращение инъекций ликвидности ФРС компенсируется значительным смягчением монетарной политики в Японии, Китае и Европе.

Низкие ставки и изобилие ликвидности — прежде всего отражение слабого экономического роста во всем мире, замедления глобальных экономических процессов. Крах цен на нефть отражает не только излишки поставки, но и слабость спроса, и технические факторы.

До сих пор были решены очень и очень немногие проблемы, приведшие к рецессии в 2008 году.

Банк Международных Расчетов в своем годовом отчете за 2012/2013 гг говорил об этом так: «Центробанки не могут восстановить балансовые отчеты домохозяйств и финансовых учреждений. Они не в состоянии гарантировать устойчивость финансовой системы. И прежде всего — центробанки не могут предписать структурных экономических и финансовых реформ, которые возвратят экономические системы к реальному росту. Разумеется, на это требуется время, но время должно использоваться мудро, а сейчас баланс между прибылью и убытками ухудшается». На данный момент высок риск кризиса финансовой системы, что постоянно подтверждается словами президента МВФ Кристин Лагард.

В целом, ситуация в мировой экономике сегодня еще хуже, чем в 2008 году. Более слабые государственные финансовые системы означают, что способность поддерживать экономику ограничена. С нулевыми процентными ставками и избытком ликвидности уже практически пропадает пространство для маневра. Ослабевание развивающихся рынков означает, что этот сектор не будет способствовать глобальному росту, как это было в 2008 году.»

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу