16 января 2015 Вести Экономика
Первая фаза предоставления ликвидности через механизм экстренной кредитной помощи (emergency liquidity assistance – ELA) в контексте Греции прошла еще в августе 2011 г. Тогда банковский сектор страны был на грани краха, но сейчас история повторяется.
ЕЦБ тогда начал обширную программу спасения банковского сектора в других странах, а также запустил LTRO, чтобы сохранить еврозону.
Именно тогда происходящее в Греции стало одним из тех факторов, который начал дестабилизировать ситуацию по всей Европе.
В какой-то момент немецкий индекс DAX упал на 4%, хотя потом восстановился. Программа ELA была разработана в соответствии с европейскими правилами, чтобы национальные центральные банки могли обеспечить ликвидность собственных банков. При этом даже тогда отмечалось, что этот неясный инструмент, который станет последним шансом для проблемных банков, отмечает zerohedge.com.
И баланс европейской системы выглядел все более рискованным, учитывая осуществление этих операций за счет налогоплательщиков в сочетании с покупкой испанских и итальянских облигаций.
На фоне того, что разные политические силы борются за электорат, обещая даже списать безнадежные долги и задержать налоговые платежи или же, наоборот, избежать постановки вопросов, генерирующих проблемы и негативные финансовые последствия, фискальные проблемы Греции только растут.
Греческие налоговые трансферты упали почти на 80% по сравнению с прошлым годом. И это просто насмешка над всеми греческими реформами.
В Минфине Греции полагают, что не будет никаких проблем с достижением целей программы спасения, хотя уже то, что цели по первичному дефициту бюджет не достигнуты, настораживает.
Также есть опасения по поводу бюджета на 2015 г., так как доходов может просто не хватить.
В целом за январь должно быть собрано около 4,5 млрд евро налогов, но налоговые чиновники сообщили, что первые 10 дней месяца показали невозможность достижения этого уровня. Именно за первые 10 дней января показатель упал на 70-80% по сравнению с 2014 г.
И это еще не плохая новость. А плохая новость заключается в том, что греки опять стали делать то, что они всегда делали во время кризиса: начали закрывать депозиты в банках.
Подобная ситуация возвращает нас к европейскому кризису в банковском секторе. Дело в том, что два греческих системообразующих банка обратились в Банк Греции за выделением средств в рамках ELA, поскольку столкнулись с дефицитом ликвидности из-за оттока вкладов и необходимости покупки государственных долговых бумаг.
При этом ELA – это дорогая программа. Ставка по ней составляет 1,55% против 0,05% при стандартном финансировании со стороны ЕЦБ.
ЕЦБ обсудит эти заявки уже на следующей неделе. Самое страшное, что ситуация начала ухудшаться заметно раньше, чем ожидалось, хотя мало кто предполагал, что Греция полностью справилась с кризисом.
В декабре, когда традиционно объем депозитов растет, он сократился на 3 млрд евро, и в январе отток продолжается.
Со стороны облигаций был нанесен еще один сильный удар. Банки потратили 3,25 млрд евро на покупки, а в январе – еще 2,7 млрд евро. Кроме этого, бумаги еще на 3 млрд евро находятся в руках частных инвесторов, и они не будут сохранять их дальше, поэтому их придется покупать греческим банкам.
Все это очень напоминает тяжелые дни лета 2011 г., поэтому кризис опять стучится в двери. И ЕЦБ, несмотря на обилие инструментов, агрессивные словесные интервенции и т. д., может не добиться желаемого. Кроме того, ситуация со швейцарским франком – это дополнительное давление на регуляторов, и места для маневра остается все меньше.
Выйдет ли Греция из еврозоны?
Экономические проблемы вновь ставят Грецию перед угрозой дефолта и выхода из еврозоны. Грядущие выборы могут стать судьбоносными. Оппозиционная партия СИРИЗА имеет большие шансы на победу, и она намерена отказаться платить по долгам. Ждать осталось не так долго: выборы назначены на 25 января.
Греция в еврозоне
Путь вступления Греции в еврозону был довольно долгим и непростым, тем не менее с 1 января 2001 г. она стала полноправным членом валютного союза. На первом этапе экономика страны получила от интеграции ощутимый положительный эффект, однако мировой финансовый кризис обнажил проблемы, спрятанные под ворохом купюр из ЕЦБ.
Единое валютное пространство лишило Афины возможности поддержать свою экономику путем девальвации.
В итоге в конце 2009 г. инвесторы уже всерьез ставили вопрос о платежеспособности страны. Резко начали расти доходности по облигациям, а поскольку бюджет был дефицитным, его покрытие с каждым днем обходилось все дороже и дороже. 23 апреля 2010 г. Греция официально обратилась за помощью к внешним кредиторам.
Известно, что Международный валютный фонд просто так денег не дает, поэтому перед греками была поставлена непростая задача: урезать раздутые со времени вступления в зону евро социальные расходы, провести приватизацию и прочие структурные реформы. Однако положение страны продолжало ухудшаться, и требовались все новые и новые вливания.
В общей сложности в рамках финансовой помощи Греция получила от ЕС и МВФ 240 млрд евро. Несмотря на это, в 2012 г. Греция фактически объявила дефолт. Была проведена реструктуризация долга, в рамках которой инвесторы потеряли около половины своих денег. Уже тогда большинство экспертов были уверены в скором выходе страны из еврозоны.
Однако это угрожало полным развалом валютного блока, что в тех условиях в планы Германии, первой скрипки еврозоны, явно не входило.
Ситуацию чудом удалось стабилизировать, и на какое-то время греческий вопрос перестал будоражить мировую финансовую общественность. Более того, Афинам вроде бы удалось добиться первичного профицита бюджета и роста ВВП. Страна даже снова начала самостоятельно привлекать деньги на открытом рынке, но, как оказалось, греческий кризис был лишь на время заморожен. В декабре уже прошлого года политический кризис буквально за месяц вернул цену греческих облигаций на уровни 2010 г., фондовой рынок терял по 7-8% в день, а слово GREXIT, означающее возможный выход страны из зоны евро, снова появилось на первых полосах газет.
Эксперты не исключают, что вместе с отказом от долгов Греция откажется от евро. Как уже не раз говорилось, это будет означать серьезные проблемы для всей еврозоны.
Член совета управляющих ЕЦБ Эвальд Новотны сказал, что такой шаг будет крайней опасным для Европы.
"Это было бы крайне опасное развитие для греков и опасное развитие для всей Европы, потому что мы знаем, что это не просто вопрос о выходе из евро, это вопрос о выходе из ЕС, и я не думаю, что мы должны посылать такие сигналы", - сказал он.
С 2010 г. Греция уже получила от "тройки" международных кредиторов (Евросоюз, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд (МВФ)) два пакета помощи на общую сумму 240 млрд евро. Внешний долг страны составляет 318 млрд евро, то есть более 170% от ВВП.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу