Ранние индикаторы выпуска: мягкий спад в неторгуемом секторе и, возможно, продолжение умеренного... » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Ранние индикаторы выпуска: мягкий спад в неторгуемом секторе и, возможно, продолжение умеренного...

8 марта 2015 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

... роста в производстве. Собственно, эти индикаторы - индексы деловой активности в феврале (PMI, индекс предпринимательской уверенности в промышленности), равно как и недавно опубликованный Росстатом индекс выпуска по базовым видам экономической деятельности (БВЭД) за январь, неплохо аппроксимирующий движение ВВП (о нет нет пока и полных квартальных данных даже и за прошлый год), показывают, что российская экономика отреагировала на ухудшение условий торговли и девальвацию рубля ровно так, как и должна была.

Выпуск в неторгуемом секторе, и в частности, в сфере услуг (составляющих соответственно 70 и 60% ВВП без чистых налогов на продукты) сокращается. Индекс PMI указывает на снижение деловой активности услуг до минимальной за 59 месяцев. Т.е. примерно до такой же, какая была в марте 2009г. - месяц спустя после произошедшей тогда «управляемой девальвации».

Обрабатывающие производства, возможно, восстановили умеренный рост или, по крайней мере, отсутствие спада после заминки в январе. В том числе и из-за поддержки, оказываемой ослабевшим рублем импортозамещению, т.е. выпуску продукции, которая по соотношению цены и качества никогда не была бы востребована потребителем при более благоприятных, или «нормальных», внешних условиях. Индекс предпринимательской уверенности (Росстата) в обрабатывающих производствах, отражающий оценки текущего спроса и краткосрочные прогнозы выпуска, хоть и продолжал снижаться в первые месяцы 2015г. (к уровням начала 2010г.), но это снижение в целом оставалось на тренде, сложившемся еще с середины 2012г., и не ускорилось.

Интерес представляют масштабы конечного влияния этих процессов на совокупный выпуск. Исходя из сложившегося соответствия между ВВП и композитным (т.е. охватывающем и производство, и услуги) PMI, уровень этого индекса указывает на вероятный спад ВВП в годовом исчислении около 2% в первом квартале. Подсчёты Росстата и МЭР (пока только за все ещё «переходный» январь) говорят примерно о том же. Выпуск в БВЭД снизился в январе на 1.1% в годовом сопоставлении. Это первый существенно отрицательный годовой показатель с октября 2009г., не считая спада на 0.5% в августе прошлого года, после введения продуктовых «автосанкций». Спад в 3-х месячном периоде (ноябрь-январь) к предыдущим 3 мес. с поправкой на сезонно-календарные колебания выпуска, возможно, составлял 1.7% в годовом исчислении. МЭР оценивает снижение ВВП в январе в близкие к этому 1.5% в годовом сопоставлении, и в 1.1% к предыдущему месяцу с устранением сезонного и календарного факторов.

Ранние индикаторы выпуска: мягкий спад в неторгуемом секторе и, возможно, продолжение умеренного...


Исходя из этих цифр, вряд ли уместно применять к нынешней ситуации в экономике определение «кризис», в том смысле, как это происходило в 2008-09гг. Тогда падение выпуска в БВЭД всю первую половину 2009г. в годовом сопоставлении было заметно больше 10%, а ВВП – 9.2 и 11.2% в 1-ом и 2-кв. 2009г. к аналогичным периодам предыдущего года. Примерно таким же был спад физобъёма выпуска и во второй половине 1998г. (8.8 и 9.1% в годовом сопоставлении в 3-ем и 4-ом кварталах соотв.) Исходя из исторических данных можно также заметить, что адаптация российской экономики к внешним шокам занимает 2 квартала или чуть более. После чего – в зависимости от цены нефти и внешнеэкономической конъюнктуры – последует либо восстановительный рост, либо стагнация ВВП на уровне на несколько процентов ниже прошлогоднего.

Благоприятная мировая конъюнктура, по-видимому, уже в начале года оказывает поддержку торгуемому сектору российской экономики. Судя по PMI, мировая экономика начала 2015 год умеренным ускорением роста, темпы которого вернулись на восходящий тренд, наблюдаемый в последнее время после замедления в 2011-12гг. из-за европейской рецессии. В феврале PMI для экономики еврозоны PMI рос 3-ий месяц подряд, указывая на самый высокий уровень деловой активности с июля прошлого года. Причем впервые с апреля о положительной динамике говорит PMI для всех 4-х «больших» экономик еврозоны. Это, в числе прочего, указывает и на ненаблюдаемость какого-либо негативного эффекта для европейской экономики от российского эмбарго на ввоз еды, сработавшего в итоге лишь по принципу «нефть в обмен на отсутствие продовольствия».

Для 3 из 4 крупнейших развивающихся экономик (БРИК) PMI также зафиксировал увеличение выпуска, после того, как Бразилия показала в феврале рост деловой активности после 5 месяцев спада. В итоге Россия осталась единственной, хоть и мягко, но всё же регрессирующей, из сколько-нибудь заметных национальных экономик в мире.

Ранние индикаторы выпуска: мягкий спад в неторгуемом секторе и, возможно, продолжение умеренного...

Ранние индикаторы выпуска: мягкий спад в неторгуемом секторе и, возможно, продолжение умеренного...

/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter