27 апреля 2015 Thomson Reuters
- Мы на грани банкротства
- Вовсе нет
- Вы перекрыли нам кислород
- Ничего подобного
- Вы должны нам за Вторую мировую войну
- Мы уже все отдали
Игра в гляделки между Грецией и ее международными кредиторами превратилась в опасные взаимные обвинения, при этом Афины с каждым днем все ближе и ближе к банкротству, а о договоренности «деньги в обмен на реформы» пока остается только мечтать. Европейские политические лидеры и главы Центробанков, а также греческие политики единодушны лишь в одном: если Греция падет, нужно постараться избавиться от своих отпечатков на орудии убийства. В ближайшие несколько недель у Афин закончатся деньги и страна может объявить о дефолте - вероятность подобного развития событий действительно высока - не сомневайтесь, никто из действующих лиц этой детективной драмы не хочет оказаться в числе обвиняемых за «не оказание помощи» и «доведение до банкротства».
Правительство Греции уже определило для себя главного виновника - это Гремания, главный казначей Европы, ее обвинядт в том, что она навязала Греции ядовитую политику фискальной консолидации, которая привела к «гуманитарной катастрофе». Между тем, правительства Еврозоны готовят почву для того, чтобы обвинить администрацию Премьер министра Алексиса Ципраса в том, что он блефовал, чинил препятствия, нарушал договоренности и не смог сделать трудный выбор в трудный момент. «Мы делаем все, что в наших силах, чтобы спасти Грецию от самой себя. Но, в конечном счете, все в их руках», - примерно таков посыл Берлина, Брюсселя и МВФ.
Ципрас и его красноречивый министр финансов Янис Варуфакис сначала пытались сколотить коалицию против Берлина: после выборов они объехали Францию, Италию, Великобританию, Брюссель и разные медиа-площадки. Но нигде не нашли сторонников. Ципарс даже вспомнил про репатриации за преступления нацистской Германии в период оккупации Греции в 1941-44 годах - его правительство оценило моральные и материальны страдания греков тех времен в 297 млрд. евро - больше чем сумма финансовой помощи со стороны ЕС и МВФ (240 млрд. евро). Однако в Берлине ему ответили, что уже выплатили компенсации всем жертвам, а соглашение об объединении Германии от 1990 года между Германией и странами-победителями во Второй мировой войне положило конец военным притязаниям.
Канцлер Германии Ангела Меркель старалась продемонстрировать свое всяческое распложение и выстроить доверительные отношения с Ципрасом, но при этом настаивала на том, что Греция должна выполнить условия кредиторов в отношении реформ, которые включают в себя главный камень преткновения - сокращение пенсий и реформы рынка труда. «Нужно сделать все, чтобы не допустить банкротства Греции», - заявила она после переговоров с Ципрасом на прошлой неделе. «Германия со своей стороны готова предоставить необходимую помощь. Но сначала реформы», - добавила она. Инвесторам на какое-то время показалось, что ее слова станут разворотным событием, подобно тому, как обещание главы Европейского центрального банка Марио Драги сделать все возможное для спасения евро остановило панику на рынке.
Однако комментарии Меркель также можно истолковать как попытку опередить возможные обвинения в свой адрес. В отличие от Драги она не пояснила, кто должен сделать все возможное, чтобы не допустить банкротства Греции. Ее министр финансов Вольфганг Шойбле открыто сомневается в том, что Афины смогут избежать финансового позора и остаться в составе валютного союза. Обозленные министры финансов Еврозоны ясно дали понять, что ни на какие уступки они не пойдут, и отклонили просьбу Варуфакиса сначала выдать деньги, а потом ждать частичных реформ. Напротив, они прямо заявили о том, что не намерены обсуждать долгосрочное финансирование и прощение долгов до тех пока Греция не подпишет и не начнет выполнять полномасштабный план реформ. Лидеры Греции настаивают на том, что Европа должна уважать демократический выбор греческого народа, на что кредиторы отвечают, что у них тоже есть люди, сделавшие свой демократический выбор.
В теории Варуфакиса страны Еврозоны одолжили все эти деньги, спасая не Грецию, а собственные банки, которые недальновидно одолжили Афинам не одну сотню миллиардов евро. Но чиновники Еврозоны считают подобные зявления полным вздором. Беспечные банки уже получили свое в 2012 году, когда произошла реструктуризация греческого долга перед частными держателями облигаций. Варуфакис расширил круг обвиняемых, включив в него ЕЦБ, который якобы перекрыл стране кислород, ограничив ее банкам доступ к ликвидности и ограничив их возможности кредитования правительства.
Эти заявления спровоцировали гневную реакцию со стороны главы ЕЦБ Марио Драги, который сообщил Европарламенту о том, что центральный банк оказал Греции финансовую помощь на сумму около 110 млрд. евро, однако дальнейшая поддержка была заблокирована соглашением о монетарном финансировании правительств. Многие недели греческие чиновники твердили своим европейским коллегам о том, что у них кончаются деньги, но всегда находили средства для того, чтобы погасить очередной платеж. «Они, как тот пастух, который часто кричал «волки», когда они действительно окажутся на грани банкротства, никто им не поверит», - отмели один из чиновников ЕС, пожелавший остаться неизвестным. Инсайдеры говорят о том, что ЕЦБ не хочет стать тем самым институтом, который нажмет на спусковой крючок. Если он считает, что поддерживать греческие банки больше нет смысла, он сначала заручится поддержкой и политическим решением правительств Европейского Союза.
«Центробанк не решает такие вопросы - это прерогатива политиков, которых выбрали избиратели», - заявили представители Центробанка. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер готов держать Ципраса за руку до последней минуты, в надежде, что он навяжет своим соратникам по партии немыслимые экономические реформы, пока еще не поздно. Для Юнкера, оцта-основателя единой валюты, выход одной страны из валютного союза (сейчас туда входят 19 стран) станет тяжелым ударом и опасным прецедентом, который позволит инвесторам делать ставку на выход других стран в случае новых кризисов.
Даже если Греция останется в Еврозоне, дефолт по долгам перед другими европейскими правительствами или ЕЦБ станет тяжелейшим опытом в истории Евросоюза. Помимо взаимных обвинений со стороны несчастных греческих вкладчиков и обманутых европейских налогоплательщиков, некоторые боятся, что греческие пенсионеры и пациенты больниц выйдут на улицы, а в Афинах начнутся массовые беспорядки. Если это случится, будет много упреков и обид, но никто не захочет взять на себя ответственность за происходящее.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу