Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Об американском экспорте золота » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Об американском экспорте золота

1 июня 2015 goldenfront.ru | Архив Лежава Александр
США активно экспортируют драгоценные металлы, поэтому не было ничего удивительного, что в 2014 году они отгрузили за границу 500 метрических тонн золота. Это значительно меньше (-27,5%) показателей 2013 года (691 тонна), но все равно по меркам этого рынка внушительная величина. Интереснее, однако, другое. Этот процесс резко активизировался, когда цена на золото на мировом рынке снижалась к отметкам в 1250 американских дензнаков за унцию и ниже.

Первый всплеск спроса (80,7 тонн) пришелся на январь, когда среднемесячная цена золота равнялась примерно 1245 ам. дензнакам за унцию. Затем спрос по мере роста мировой цены на золото к 1300-ой отметке и выше снизился и оставался практически неизменным в диапазоне 22 – 30 тонн. Такое положение сохранялось до сентября, когда цена желтого металла вновь снизилась ниже 1250 ам. дензнаков (среднее значение 1239), а экспорт вырос до 50 тонн в месяц. Неудивительно, что по мере дальнейшего постепенного снижения цены на физический металл спрос только рос. В октябре он составил 51 тонну, а в ноябре подпрыгнул до 71 тонны, когда цена упала до минимума в 1130 ам. дензнаков за унцию, при этом среднее значение по месяцу также было минимальным за 2014 год и равнялось 1176. В декабре по мере роста цены драгоценного металла выше 1200-ой отметки спрос на него снизился до 38 тонн.

Можно много и громок рассказывать о никому ненужном «варварском пережитке» и при многократном повторении этих слов, им будут верить. По крайней мере значительная часть американских граждан представляют собой наглядное подтверждение этому. Они не воспринимают золото и серебро как свои сбережения на пенсию или страховку от финансовых, экономических и прочих возможных катаклизмов, предпочитая им все новые долги и покупку на них очередного ненужного хлама. Однако это не означает, что то, что не нужно одним, не нужно и никому другому.

Китай, Индия и значительная часть населения других стран Азии обеими руками скупают желтый металл. Они с удовольствием обменивают имеющуюся у них бумажную валюту на «варварский пережиток» Запада – золото. И когда цена на него снижается, спрос на Востоке только растет. И в этом еще одно отличия Востока от Запада, где ажиотаж к покупкам драгоценных металлов растет все больше по мере роста их цены. В этой связи неудивительно, что в списке десяти основных покупателей золота шесть – это страны Азии: Гонконг, Индия, ОАЭ, Китай, Таиланд и Сингапур. При этом крупнейшие покупатели американского золота – это Швейцария (173,3 тонны), Гонконг (147,2 тонны) и Лондон (79,9 тонн). И хотя чисто статистически две европейские страны - Швейцария и Англия – являются одними из лидеров по покупкам американского золота, обе они представляют собой не более чем перевалочные пункты на пути драгоценного металла с Запада на Восток. Кое-что может оставаться и в Европе, но основная масса золота после промежуточной остановки или переработки отправляется вновь дальше на Восток, где из опыта многих веков прекрасно знают, что представляет собой реальную ценность, а что нет.

Да, кстати. Если бросить беглый взгляд в относительно давнюю историю, то и во времена Александра Македонского, и во времена римских императоров чеканили золотую монету. Они были самыми ценными из тех, что находились в обращении. Поэтому довольно интересно узнать, ценны ли они и насколько ценны сегодня. Например, стоимость золотого статера Александра Македонского исходя из его веса в 8,57 грамма и текущей мировой цены золота равна 335 ам. дензнакам, а золотого аурея римского императора Тиберия весом в 7,76 грамма – 330 ам. дензнакам. То есть, они вполне успешно сохранили свою ценность на протяжении как минимум двух тысячелетий. Если же обратить внимание на их рыночную стоимость, то с учетом нумизматических наценок статер на американском рынке был продан за 8750, а аурей - за 17500 американских дензнаков.

Такая вот интересная математика получается, и что-то подсказывает мне, что скорее, чем золото и серебро, американская и прочие необеспеченные валюты станут варварскими пережитками.

Варварский пережиток и все более варварские времена

На свете существует довольно много людей, считающих и бездумно повторяющих вслед за английским экономистом Кейнсом и официальной пропагандой слова о том, что золото – это варварский пережиток. Возможно, они и правы, а те, кто считает, что золото – это деньги и ничего более, ошибаются. Однако возникает один довольно интересный и предельно простой вопрос, который пока вроде бы никто еще не задавал, и уж тем более на него не было ответа. Насколько наше «цивилизованное» время отличается от времен варварства?

Для начала заглянем в словари и посмотрим, кто же такие эти варвары. В «Толковом словаре Даля» можно прочесть, что это «человек необразованный, грубый, невежа и невежда; свирепый, жестокий, немилосердый. … Варварство ср. невежество, грубость, дикость, небрежение к просвещению; жестокость, свирепость. Варварствовать, поступать варварски; коснеть в невежестве, грубости, жестокости.» У Ожегова вариант несколько иной, варвар – «1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий человек.» В иных словарях формулировки в целом аналогичные.

Даже беглый взгляд на современность показывает, что с тех древних варварских времен люди не особенно-то и изменились, и в критической обстановке становится отчетливо видно, что вся «цивилизованность» для многих – это всего лишь налёт, покрывающий скрывающееся под этим тонким внешним слоем древнее и вынужденно сдерживаемое варварство. Примеров этому масса – войны, убийства, пытки, рабство, открытое беззаконие, разрушение городов и деревень, культурных памятников, школ, детских садов, систем водо- и электроснабжения, транспорта. Создание и применение все более смертоносных видов оружия. При этом чем дальше, тем больше основными жертвами становится мирное население. Разве все это не варварство? Хотя это вопрос скорее риторический.

Из этого естественным образом следует другой вопрос, но может быть все это современное варварство идет на спад, и мир становится все более спокойным и безопасным местом? Напротив. Глобальные риски и нестабильность – экономическая, финансовая, политическая – только растут, и становится все меньше стран, которые живут мирной жизнью, со всеми вытекающими из этого последствиями. В результате действий нынешних правящих «элит» современное варварство не только не утихает, но находится на своем подъеме. А раз так, то и роль «варварского пережитка» должна не снижаться, а самым, что ни на есть, образом расти.

Хорошо известно, что одной из основных причин, в результате которых западная Римская империя пала к ногам варваров, было разрушение ее финансовой системы и потеря покупательной способности ее денег. То же самое мы наблюдаем и сейчас в случае с США и их валютой, одновременно выполняющей роль и мировой резервной валюты. Как и в случае с Римом, власти предержащие в США стремятся максимально отсрочить неизбежный финал.

Разница заключается лишь в том, что сейчас по сравнению с древними временами помощь в этом процессе оказывает американская биржа, пока позволяющая манипулировать ценами на драгоценные металлы – золото и серебро. Самый свежий пример – это события конца понедельника и особенно вторника 26-го мая 2015 года. В результате биржевые цены на золото снизились примерно на 20 американских дензнаков с 1207 до 1185.

Активная игра на понижение началась еще на прошлой неделе, когда короткие позиции крупных банков выросли на 54832 контракта по золоту и 18595 контрактов по серебру. Это эквивалентно 159 тоннам бумажного золота и 2900 тоннам серебра. Это крупнейший рост за неделю «коротких» позиций по золоту за всю историю. Для лучшего понимания масштабов операции такое количество золота могло бы вывести его владельцев на 26 место по размеру золотых резервов среди всех центральных банков мира, опередив Таиланд. Это примерно 5% от объемов мировой добычи золота за год и 75% от годовой добычи желтого металла в США, и 65% всего золота, хранящегося на бирже COMEX, ее запасы на момент написания заметки, по данным биржи, находились на отметке 7835317 унций или немногим менее 244 тонн. Что касается проведенной операции с серебром, то это примерно 11% от мировой добычи этого металла за год и 52% от всех запасов биржи COMEX.

Так что попытки противостоять объективным законам природы и манипулировать рынками, на которых ведется торговля «варварскими пережитками», в наши становящиеся с каждым днем все более «цивилизованные», «политкорректные» и «толерантные» времена не только не прекращаются, но становятся все более активными. Вопросы заключаются лишь в том, сколько еще времени заинтересованные в существующем положении дел лица смогут продлевать нынешнюю агонию, и насколько сильно за это время будут подталкивать современное общество к тому, чтобы оно сползло в дикое варварство.

На пути к пропасти

Вряд ли для кого-то из тех, кто внимательно следит за состоянием современной финансовой системы, может вызвать удивление тот факт, что это внешне крепкое судно трещит по всем швам, а течи в его корпусе становятся все больше и больше. Основной интерес вызывает не то, что оно утонет, а судьба находящихся на его борту людей – пассажиров и экипажа. Наиболее предусмотрительные заняли свои места в спасательных шлюпках, которых на всех не хватит, и занимаются спуском их на воду, чтобы оказаться достаточно далеко и не быть затянутыми в водоворот, который образуется от тонущего судна. Другие, на самой этой посудине, стараются занять места повыше в надежде, что когда все пойдет ко дну, там будет довольно мелко, и они окажутся достаточно высоко, чтобы не захлебнуться как остальные. Третьи ничего не предпринимают и просто ждут, что будет дальше.

Что же касается экипажа, то и здесь нет единства. Стоящие на мостике в надежде, что вся эта гнилая конструкция сможет разогнаться и воспарить над волнами, требуют подбрасывать в топку все больше угля, что лишь ускоряет процесс распада и отрывает все большие куски ржавчины от ее корпуса. Наиболее информированные (или сообразительные) из экипажа тоже не горят особым желанием дожидаться финала на борту и постепенно, не привлекая лишнего внимания, бегут с борта, прихватывая при этом спасательные плотики или круги. Ведь те, кто спрыгнут с борта раньше других, получают самые высокие шансы на спасение от катастрофы.

Если же посмотреть на эту картинку более приземлённо, то австрийский банк Hypo Alpo Adria потащил следом за собой на дно три небольших банка в Германии и Австрии. Для этого в совокупности хватило 200 миллионов евро убытков. И если маленькие убытки способны убить маленькие банки, то большие банки могут быть убиты большими убытками, а их размеры в текущей обстановке могут доходить до триллионов.

Поэтому представляется неслучайным, что некоторые участники финансового рынка начали предпринимать активные шаги по спасению своих учреждений от будущих потрясений. Для этого они сокращают кредитование или полностью отказываются от него, минимизируя кредитные риски. Они распродают сомнительные активы вроде переоцененной недвижимости. Довольно ярким примером в этой области может быть GE, продавшая свое ранее наиболее прибыльное подразделение GE Capital и продающая сейчас свое подразделение, занимавшееся коммерческой недвижимостью. В результате они будут иметь на руках 115 миллиардов американских дензнаков, а это серьезная сумма.

Участники рынка пытаются накопить на черный день максимально возможное количество хороших активов, залогов и обеспечения. Именно поэтому, в частности, центральные и крупные коммерческие банки скупают физические золото и серебро, проводя активную политику по снижению их текущих цен на биржевых рынках. С одной стороны, это снижает доверие у обычной публики к ним как страховке от различных финансовых, экономических и прочих катаклизмов и убирает с рынка покупателей физического золота и серебра опасного своей массовостью потенциального конкурента, с другой, позволяет накапливать физические металлы с минимальными затратами бумажной валюты. В целом происходит накопление ресурсов для того, чтобы иметь их к тому моменту, когда в результате краха и необходимости закрывать свои позиции и обязательства начнутся за бесценок массовые распродажи всего и вся. Они могут стать эпическими по своим масштабам и позволить тем, у кого будут на руках свободные средства, за центы скупить то, что сейчас стоит десятки и сотни долларов, евро, йен и т.д.

Что же касается твердой суши, к которой стремится постепенно тонущее нынешнее судно глобальных финансов, то до нее рано или поздно люди наверняка доберутся, но до этого им, вероятно, придется пройти через бури и штормы, и самое главное, чтобы на их пути потери были бы минимальными, и несмотря на все потрясения и переживания все-таки обошлось без идеального шторма.