23 июня 2015 Вести Экономика
Накануне финансового кризиса фонды прямых инвестиций (ФПИ), пытаясь обойти друг друга, очень сильно переплачивали за новые активы. Тем не менее, когда на рынке произошел резкий обвал, многие из них смогли избежать убытков.
Часто этот сектор вкладывает совсем немного капитала, затем быстро выводит эквивалентную или даже намного больше сумму с помощью новых финансовых инструментов. В итоге быстрая прибыль ФПИ оборачивается для других акционеров серьезными потерями (особенно если фирма взяла слишком много новых долгов). При этом хитроумные налоговые схемы помогают фондам еще больше увеличивать прибыль.
Типичным примером финансового инжиниринга стала сделка 2005 г.: греческая телекоммуникационная группа TIM Hellas была приобретена инвестиционными фондами-гигантами Texas Pacific Group (TPG) и Apax Partners Worldwide.
Главный вопрос в том, стала ли прибыль в Hellas для TPG и Apax важнее финансового здоровья греческой компании. Обманутые кредиторы в характеристике их деятельности более категоричны. Они считают, что ФПИ проводили не просто расточительные, а мошеннические транзакции.
Hellas закачалась (и в итоге разорилась), после того как спонсоры из фондов прямых инвестиций увеличили ее долг в несколько раз в короткий промежуток времени, при этом выводя из компании намного больше денег, чем первоначально вложили.
Все это привело к юридическим баталиям с держателями облигаций и членами ликвидационной комиссии, которые до сих пор продолжаются. Ликвидаторы обвиняют бывших владельцев в "наглой и масштабной краже", ставшей "худшим примером злоупотреблений на рынке прямых инвестиций". Apax настаивает на своей невиновности, а TPG отказывается давать какие-либо комментарии, пишет британский журнал The Economist.
Покупка Hellas, тогда третьего по размеру мобильного оператора Греции, за 1,6 млрд евро ($2,1 млрд) стала крупнейшим поглощением с помощью заемных средств в истории страны. Q-Telecom, четвертый по размеру мобильный оператор, также в итоге был включен в сделку, а новая группа позже переименована в WIND Hellas.
Тогда Hellas демонстрировала неплохие результаты: компания контролировала 20% греческого мобильного рынка, ее ежегодная прибыль составляла 110 млн евро, а долговая нагрузка не превышала 187 млн евро. Однако меньше чем через год после сделки долг группы увеличился в 15 раз.
Основной причиной резкого скачка долговой нагрузки стало активное заимствование для выкупа CPEC (convertible preferred-equity certificate), инструментов, аналогичных облигациям, которые можно конвертировать в акции.
С помощью CPEC за 18 месяцев фонды прямых инвестиций вывели из компании в пять раз больше, чем они инвестировали (и почти в 20 раз больше, чем их доля в акционерном капитале), утверждают члены ликвидационной комиссии. В 2007 г. спонсоры продали Hellas египетскому инвестору. Из-за невозможности обслуживать долги в греческой компании в 2009 г. ввели административное управление.
Кредиторы считают, что выделенные ими кредиты были расхищены. Они думали, что финансировали работу Hellas, но в реальности компанию "систематически грабили" спонсоры, подняв ее долговую нагрузку до неприемлемо высокого уровня. О масштабе финансового мошенничества красноречиво говорит выставленная налоговой службой Люксембурга сумма неуплаченного налога (200 млн евро) на каналы инвестирования Hellas.
В настоящее время в различных судах кредиторы пытаются получить от TPG, Apax Partners от 2 млрд евро до 2,5 млрд евро. Но даже при самом худшем сценарии развития событий ФПИ лишь потеряют деньги. Если же они смогут убедить судей, что Hellas была отличной сделкой в не очень удачное время, то им тогда не придется платить ни цента.
Тем не менее Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уже начала глобальную кампанию по ликвидации лазеек для финансового мошенничества с помощью CPEC.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу