Российский продуктовый ритейл На дне? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Российский продуктовый ритейл На дне?

6 октября 2015 Велес Капитал | Архив Костюков Александр
* Наибольшее влияние на снижение покупательской активности и замедление финансовых результатов российский ритейлеров оказывает падение реальных заработных плат.

* Текущий кризис, вероятно, будет носить затяжной характер, о чем свидетельствует динамика розничной торговли.

* В 4 кв. 2015 г. высока вероятность очередного витка инфляции, что связано с сезонным фактором, а также со значительным ослаблением текущего курса рубля по отношению к уровню 4 кв. 2014 г.

* В отличие от 2008-2009 гг. вероятное продление стагнации на рынке розничного кредитования не приведет к подъему потребительской активности.

* В кризис 2008-2009 гг. правительство сконцентрировало свое внимание на поддержке внутреннего спроса, в то время как сейчас наибольшие расходы отведены инвестициям, влияние которых имеет отложенный эффект.

* Восстановление спроса и уровня потребительских расходов стоит ожидать только после «выхода в плюс» динамики реальной зарплаты.

* В условиях снижения покупательского спроса российские ритейлеры сфокусировали свое внимание на открытии новых площадей, во многом благодаря которым они продолжают демонстрировать рост финансовых результатов.

* В наибольшей независимости выбора источника экспансии находится Магнит (рекомендация «ДЕРЖАТЬ») с наименьшим по отрасли уровнем долга, за счет чего он будет обеспечен возможностью открытия большего числа торговых площадей.

* Выручка ДИКСИ (рекомендация «ПОКУПАТЬ») наиболее чувствительна к изменениям реального дохода населения, поэтому при улучшении экономической конъюнктуры наиболее быстрое восстановление результатов произойдет именно у данной сети.

* X5 Retail Group («ДЕРЖАТЬ») обладает наибольшей долговой нагрузкой из трех крупнейших ритейлеров, но в то же время сделанный акцент на расширении основного формата сети – дискаунтеров «Пятерочка» позволил компании воспользоваться смещением потребительского потока.

Российский продуктовый ритейл  На дне?

Российский продуктовый ритейл  На дне?


Кризисные процессы. Негативные тенденции, наблюдающиеся в российской экономике в 2015 г., не смогли обойти стороной и российский продуктовый ритейл. Хотя на первый взгляд текущая ситуация схожа с кризисом 2008-2009 гг., между ними существуют значительные расхождения. Ключевым отличием данных периодов является то, что падение реальных зарплат в феврале 2009 г. пришлось на фазу замедляющейся инфляции, в то время как в ноябре 2014 г. уход реальной зарплаты в отрицательную зону совпал с началом разгона годовой инфляции с 8,29% в октябре до 9,06% и 11,35% в ноябре и декабре 2014 г. В результате мы столкнулись с в два раза более сильным снижением реальных доходов населения в этом году по сравнению с 2009 г.

Динамика реальной заработной платы является предопределяющим фактором для потребительского спроса. Именно сокращение реальной зарплаты в феврале 2009 г. привело к сокращению объема розничной торговли. Не случайно, что увеличению объема розничной торговли в январе 2010 г. предшествовал именно рост реальной зарплаты в декабре 2009 г. Данный вывод подтверждает и динамика удельной выручки Магнита – крупнейшего ритейлера России. Поэтому восстановления спроса и уровня потребительских расходов стоит ожидать только после «выхода в плюс» динамики реальной заработной платы. Данное условие может быть выполнено либо за счет увеличения номинальной зарплаты, либо посредством снижения инфляции ниже. С учетом последнего прогноза (данные Минфина) по инфляции на 2016 г. на уровне 6% и текущего роста номинальных зарплат (5,1%) мы не ожидаем восстановления потребительского спроса в течение ближайших двух-трех кварталов.

Российский продуктовый ритейл  На дне?


Сроки восстановления. В 2009 г. падение потребительского спроса продолжалось в течение 11 месяцев. Вместе с тем, при достижении дна динамика спроса начала улучшаться стремительными темпами, чего нельзя сказать о текущей ситуации. После достижения локального минимума динамика розничных продаж в последние шесть месяцев практически не изменялась, что свидетельствует о затяжном характере текущего кризиса.

Российский продуктовый ритейл  На дне?


Российский продуктовый ритейл  На дне?


Российский продуктовый ритейл  На дне?


Одним из факторов, сдерживающих восстановление потребительского спроса, является двузначная инфляция, которая, несмотря на продолжающееся с февраля снижение, остается на критически высокой отметке. Мы не исключаем, что инфляция (в большей степени на продовольственные товары) может снова начать ускоряться в 4 кв. 2015 г. в связи с окончанием сезона урожая, а также значительным ослаблением текущего курса рубля по отношению к уровню 4 кв. 2014 г., что будет происходить даже в условиях высокой базы цен конца прошлого года.

К причинам ухудшающегося потребительского спроса можно также отнести и стагнацию на рынке розничного кредитования, ситуация на котором кардинальным образом отличается от того, что можно было наблюдать в период после кризисных 2008-2009 гг. С 2010 г. розничное кредитование стало одним из ключевых драйверов восстановления банковских активов. После стагнации по итогам 2009 г., уже в 2010 г. совокупные банковские портфели кредитов физлиц продемонстрировали рост на 14,3%, вернувшись к уровню конца 2008 года. Как показало дальнейшее развитие событий, темп роста портфелей в 2010 г. оказался лишь «разминочным». Такая динамика стала отражением целого ряда факторов, способствовавших наращиванию банками розничных портфелей: мощная господдержка банковского сектора ликвидностью, сопровождавшаяся снижением процентных ставок; господдержка других секторов, выразившаяся в том числе ростом зарплат (в особенности бюджетников) и реальных доходов населения; дефицит качественных корпоративных заемщиков, переключивший банки на розницу. На сегодняшний день ситуация в рознице выглядит уже гораздо менее радужной. После ужесточения Банком России регулятивных требований в части розничного кредитования банковские портфели все еще продолжали расти по инерции, однако уже в 2014 г. темп роста существенно замедлился, составив 13,8%. В текущем году портфели и вовсе стагнируют: за первые 8 месяцев 2015 г. кредиты физлиц сократились на 5,0%, а с поправкой на валютную переоценку потеряли 5,4%. В настоящее время сокращение портфелей происходит уже без участия ЦБ. Основную роль в отрицательной динамике играет падение российской экономики со всеми вытекающими. При этом текущая стагнация розничного кредитования сопровождается заметным ростом просроченной задолженности в качестве расплаты за активный рост в педыдущие годы. Такая динамика, как минимум, на ближайший год направит основные силы банков на «разбор» просроченных ссуд, но никак не на выдачу новых, при том, что качество заемщиков физ. лиц в силу вышеизложенных факторов за последний год только ухудшилось.

Отличием двух кризисных периодов являются и предпринимаемые правительством антикризисные меры. В прошлый кризис акцент был сделан на поддержании внутреннего спроса. В частности, помимо пенсий были проиндексированы и зарплаты бюджетников, выросшие в конечном итоге на 30%. К тому же в 2010 г. была проведена валоризация пенсий. В конечном итоге на поддержание спроса в 2008-2009 гг. было потрачено не менее 19% от общего объема антикризисных мер. Текущая же доля средств, направленная на стабилизационные меры по поддержке спроса, выглядит несколько скромнее и достигают 12% от общего объема. К тому же правительству пришлось пойти на мораторий индексации зарплат госслужащих и военных в связи бюджетными ограничениями. Максимальные же усилия государства направлены на финансирование инвестиций, которые обладают максимальным мультипликативным эффектом. Однако отсутствие прямых «инъекций» по поддержанию спроса в среднесрочной перспективе продолжит негативно сказываться на потребительской активности.

Одной из последних и немногих объявленных мер по поддержанию спроса стала идея о введении продуктовых карточек для малоимущих. По предварительной оценке на программу из федерального и регионального бюджетов будет выделено до 240 млрд руб. В программе смогут принять участие любые ритейлеры. Данная адресная поддержка направлена не только на поддержку населения, но и непосредственно на улучшение ситуации с упавшим потребительским спросом. Однако мы считаем, что, в конечном счете, поддержку получит только население. С введением продуктовых карт население по факту не станет увеличивать расходы на продовольственные товары, а лишь заменит собственные расходы полученной помощью. Остатки доходов будут либо перераспределены на остальные расходы, либо будут направлены на сбережения.

Несмотря на тяжелую текущую ситуацию потребительского спроса, мы ожидаем оживления потребительской активности в перспективе двух-трех кварталов. Во-первых, на ценах не будет негативно сказываться уровень высокой базы 2015 г. и курс рубля. Во-вторых, «акклиматизация» населения к уровню высоких цен и упавших реальных доходов приводит к переключению потребителей на товары-субституты более низкой ценовой категории, и исключению из рациона части товаров, что для инфляции станет сдерживающим фактором.

Российский продуктовый ритейл  На дне?


Российский продуктовый ритейл  На дне?


Российский продуктовый ритейл  На дне?


Поведение участников рынка. Снижение располагаемых доходов населения, а также изменение продуктовых корзин создают благоприятные условия для увеличения сетевыми ритейлерами магазинов формата дискаунтеров. Крупные участники на рынке продолжают действовать по старой схеме – компенсировать упавший спрос вводом новых площадей. В особенности это становится понятно, если сопоставить динамику выручки и удельной выручки.

Мы также считаем, что в сложившихся экономических условиях крупнейшие ритейлеры сфокусируются на открытии новых торговых площадей за счет аренды помещений, а не строительства собственных объектов. Этому будет способствовать и возникшее давление на уровень арендных ставок за счет значительно превосходящего предложения. Этот же фактор позволит арендаторам добиваться лучших условий по ставке. В наибольшей независимости от выбора источника экспансии находится Магнит (рекомендация "ДЕРЖАТЬ") с наименьшим по отрасли отношением чистого долга к EBITDA (0,85). Низкая долговая нагрузка Магнита обеспечит его, в отличие от ближайших конкурентов, возможностью открытия большего объема торговых площадей, который в текущих условиях является ключевым компонентом роста выручки. По нашей оценке, выручка ДИКСИ (рекомендация "ПОКУПАТЬ") наиболее чувствительна к изменениям потребительского спроса и реальным доходам населения. Поэтому при улучшении экономической конъюнктуры наиболее быстрое восстановление результатов произойдет именно у ДИКСИ. В то же время опасения относительно приобретения оставшейся доли в сети алкомаркетов Бристоль все еще сохраняются, даже несмотря на последние слова президента компании. X5 Retail Group (рекомендация "ДЕРЖАТЬ") обладает наибольшей долговой нагрузкой из трех крупнейших ритейлеров, но вместе с тем сделанный акцент на расширении основного формата сети – дискаунтеров «Пятерочка» позволил компании продемонстрировать лучшую динамику выручки в секторе в последнем квартале за счет смещения потребительского потока. Однако долговая высокая долговая нагрузка продолжит сдерживать экспансию X% Retail Group.

http://www.veles-capital.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter