14 декабря 2015 Независимая газета
Новое падение нефтяных цен показало слабость экономического прогнозирования и управления в России. Правительство не сумело создать механизм компенсации внешних шоков. И теперь может лишь переписывать только что принятый парламентом бюджет. Впрочем череда бюджетных ошибок не отучила чиновников от громких заявлений. В 2016 году доллар не подорожает до 100 рублей, заявил в конце минувшей недели замминистра финансов Максим Орешкин. Однако наученные горьким опытом граждане наверняка по-своему воспримут подобные прогнозы чиновника.
Несмотря на провалы бюджетного планирования, чиновники раздают воодушевляющие обещания. Правда, граждане все больше сомневаются в их реалистичности.
Как передает «Прайм», замглавы Минфина Максим Орешкин заявил в пятницу, что российская экономика адаптировалась к нефтяной цене 45 долл. за баррель и макроэкономических причин для скачка курса доллара до 100 руб. нет.
Хотя Орешкин все же признал, что есть и определенные риски, «если правительство не справится с первичным дефицитом бюджета»: «Это может создать проблемы для последующих периодов».
Между тем качество экономического прогнозирования и госуправления в стране таково, что успокоительные заявления чиновников, как показывает практика, надо все чаще понимать с точностью до наоборот: доллар вполне может подскочить до 100 руб., экономика РФ к внешним шокам, похоже, не адаптировалась.
Достаточно посмотреть на параметры еще не вступившего в силу проекта бюджета-2016. В него заложено, что среднегодовая стоимость Urals в следующем году составит 50 долл. за баррель. Уже сегодня проект бюджета-2016 оказался абсолютно невыполнимым, так как сейчас нефть стала примерно на 30% дешевле, чем заложено в бюджете.
В конце минувшей недели Brent опустилась на бирже ниже 38 долл. за баррель. Нефтяные котировки вернулись к уровню кризисного 2008 года. Это значит, что российская нефть Urals подешевела еще больше: она стоит менее 35 долл. за баррель, ведь, как ранее сообщал Центробанк, дисконт цены Urals к цене Brent уже превысил 3 долл. за баррель.
Выступая в субботу на совещании в Казани, глава Минфина Антон Силуанов призвал всех обдумывать альтернативный план действий и готовиться «к непростым временам» – к тому, что нефть может теперь подешеветь и до 30 долл. за баррель. «Не успели мы принять бюджет, видим, что ситуация с макроэкономикой меняется не в лучшую сторону: цены на нефть мы закладывали в бюджет 50 долл. за баррель, сейчас уже около 36–37 долл. за баррель», – посетовал он.
Днем ранее худшие опасения подтвердила и глава Центробанка (ЦБ) Эльвира Набиуллина, заявив, что «вероятность сохранения цен на уровне ниже 50 долл. за баррель возросла».
Набиуллина напомнила, что, согласно рисковому сценарию, при ценах на нефть около 40 долл. за баррель падение ВВП составит в 2016 году 2–3%. Базовый прогноз ЦБ на следующий год – сокращение ВВП на 0,5–1%.
Так что президент Владимир Путин еще не подписал проект бюджета на 2016 год, а в правительстве уже готовятся его переписать. Изменения, что ожидаемо, коснутся расходной части.
Кроме того, буквально за несколько дней жесткое требование президента удержать в 2016 году дефицит бюджета в пределах 3% ВВП стало вдруг для правительства не таким уж обязательным. «По итогам исполнения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превышать 3% (ВВП. – «НГ»), даже если наши доходы окажутся ниже ожидаемых», – говорил в Послании Федеральному собранию президент.
Спустя неделю Силуанов уточнил, что в этом показателе дефицита можно не учитывать государственную помощь, которая будет оказываться Внешэкономбанку (ВЭБу). «В поручении президента по итогам Послания Федеральному собранию говорится, что необходимо обеспечить дефицит бюджета в следующем году на уровне 3% ВВП, за исключением расходов, необходимых для капитализации ВЭБа... Эти средства могут выходить за пределы трехпроцентного дефицита», – цитирует главу Минфина Интерфакс.
За последние годы бюджетное планирование сильно изменилось. Во времена Алексея Кудрина в проект бюджета закладывали заниженный прогноз по нефтяным ценам, что позволяло получить по итогам года дополнительные доходы и сформировать резервы. Теперь же бюджет основан на явно завышенных прогнозах: в конце 2014 года, когда нефть опускалась ниже 70 долл. за баррель, бюджет-2015 верстался исходя из 100 долл. за баррель. Сегодня, когда нефть стоит около 35 долл. за баррель, в бюджет-2016 закладывается нефть по 50 долл. за баррель.
Впрочем, качество бюджетного планирования в России и раньше было невысоким, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Например, в 2006–2007 годах в официальных планах прописывался рост ВВП на 4% в год. Наши – экспертные – прогнозы были другими: рост более чем на 7% ВВП в год. Мы оказывались правы», – напоминает Николаев. В тучные годы, когда нефть дорожала, на все эти просчеты правительства было проще закрыть глаза, ведь бюджет в любом случае верстался с профицитом. Сейчас последствия от просчетов куда более серьезные.
Николаев обращает внимание, что не один Минфин отвечает за провалы бюджетной политики. «В не меньшей степени виновато и Минэкономразвития. Потому что исходные макроэкономические показатели по ВВП, темпам экономического роста, инфляции, нефтяным ценам Минфин получает от Минэкономразвития. Эти критично важно для того, чтобы сверстать бюджет», – говорит эксперт.
Судя по всему, правительство и сейчас заложило в бюджет заниженный прогноз по нефтяным ценам, полагает Николаев. Просто этот прогноз занижен исходя из той ситуации, которая наблюдалась летом, когда проходила основная работа по формированию бюджета. И летом власти еще до конца не осознавали, что период низких нефтяных цен – это надолго. Ведь президент перестал верить в нефтяное чудо буквально несколько недель назад (см. «НГ» от 04.12.15).
В свою очередь, директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев считает, что падение нефтяных цен в этом году во многом было аномальным, искусственно спровоцированным и в принципе спрогнозировать его было трудно.
Однако, заметим, речь идет не о том, чтобы требовать от правительства магического умения видеть будущее, а о том, что правительство должно хотя бы заложить в бюджет механизмы компенсации низких нефтяных цен. Получается, пока единственное решение, на которое способно правительство, – переписывать бюджет постфактум.
Разуваев полагает, что в следующем году власти вряд ли пойдут на секвестр бюджета, ведь придется резать государственный сектор, оборонку – это для руководства страны в сложившихся условиях недопустимо. По его мнению, куда выше вероятность, что бюджетные проблемы будут решаться за счет очередной девальвации рубля: «Это самое простое решение, которое приносит мгновенный результат». Какой именно будет девальвация, эксперт не уточнил. Он лишь сказал, что «уже сегодня доллар на самом деле должен стоить чуть более 80 руб.».
Также власти, как полагает Разуваев, могут решиться на то, на что не решались ранее. «Чем дешевле нефть – тем ближе Глазьев», – шутит эксперт. Речь идет о вызывающих бурные споры рекомендациях советника президента Сергея Глазьева, который призывает перейти к более жесткому валютному контролю и госрегулированию инвестиций.
http://www.ng.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Несмотря на провалы бюджетного планирования, чиновники раздают воодушевляющие обещания. Правда, граждане все больше сомневаются в их реалистичности.
Как передает «Прайм», замглавы Минфина Максим Орешкин заявил в пятницу, что российская экономика адаптировалась к нефтяной цене 45 долл. за баррель и макроэкономических причин для скачка курса доллара до 100 руб. нет.
Хотя Орешкин все же признал, что есть и определенные риски, «если правительство не справится с первичным дефицитом бюджета»: «Это может создать проблемы для последующих периодов».
Между тем качество экономического прогнозирования и госуправления в стране таково, что успокоительные заявления чиновников, как показывает практика, надо все чаще понимать с точностью до наоборот: доллар вполне может подскочить до 100 руб., экономика РФ к внешним шокам, похоже, не адаптировалась.
Достаточно посмотреть на параметры еще не вступившего в силу проекта бюджета-2016. В него заложено, что среднегодовая стоимость Urals в следующем году составит 50 долл. за баррель. Уже сегодня проект бюджета-2016 оказался абсолютно невыполнимым, так как сейчас нефть стала примерно на 30% дешевле, чем заложено в бюджете.
В конце минувшей недели Brent опустилась на бирже ниже 38 долл. за баррель. Нефтяные котировки вернулись к уровню кризисного 2008 года. Это значит, что российская нефть Urals подешевела еще больше: она стоит менее 35 долл. за баррель, ведь, как ранее сообщал Центробанк, дисконт цены Urals к цене Brent уже превысил 3 долл. за баррель.
Выступая в субботу на совещании в Казани, глава Минфина Антон Силуанов призвал всех обдумывать альтернативный план действий и готовиться «к непростым временам» – к тому, что нефть может теперь подешеветь и до 30 долл. за баррель. «Не успели мы принять бюджет, видим, что ситуация с макроэкономикой меняется не в лучшую сторону: цены на нефть мы закладывали в бюджет 50 долл. за баррель, сейчас уже около 36–37 долл. за баррель», – посетовал он.
Днем ранее худшие опасения подтвердила и глава Центробанка (ЦБ) Эльвира Набиуллина, заявив, что «вероятность сохранения цен на уровне ниже 50 долл. за баррель возросла».
Набиуллина напомнила, что, согласно рисковому сценарию, при ценах на нефть около 40 долл. за баррель падение ВВП составит в 2016 году 2–3%. Базовый прогноз ЦБ на следующий год – сокращение ВВП на 0,5–1%.
Так что президент Владимир Путин еще не подписал проект бюджета на 2016 год, а в правительстве уже готовятся его переписать. Изменения, что ожидаемо, коснутся расходной части.
Кроме того, буквально за несколько дней жесткое требование президента удержать в 2016 году дефицит бюджета в пределах 3% ВВП стало вдруг для правительства не таким уж обязательным. «По итогам исполнения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превышать 3% (ВВП. – «НГ»), даже если наши доходы окажутся ниже ожидаемых», – говорил в Послании Федеральному собранию президент.
Спустя неделю Силуанов уточнил, что в этом показателе дефицита можно не учитывать государственную помощь, которая будет оказываться Внешэкономбанку (ВЭБу). «В поручении президента по итогам Послания Федеральному собранию говорится, что необходимо обеспечить дефицит бюджета в следующем году на уровне 3% ВВП, за исключением расходов, необходимых для капитализации ВЭБа... Эти средства могут выходить за пределы трехпроцентного дефицита», – цитирует главу Минфина Интерфакс.
За последние годы бюджетное планирование сильно изменилось. Во времена Алексея Кудрина в проект бюджета закладывали заниженный прогноз по нефтяным ценам, что позволяло получить по итогам года дополнительные доходы и сформировать резервы. Теперь же бюджет основан на явно завышенных прогнозах: в конце 2014 года, когда нефть опускалась ниже 70 долл. за баррель, бюджет-2015 верстался исходя из 100 долл. за баррель. Сегодня, когда нефть стоит около 35 долл. за баррель, в бюджет-2016 закладывается нефть по 50 долл. за баррель.
Впрочем, качество бюджетного планирования в России и раньше было невысоким, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Например, в 2006–2007 годах в официальных планах прописывался рост ВВП на 4% в год. Наши – экспертные – прогнозы были другими: рост более чем на 7% ВВП в год. Мы оказывались правы», – напоминает Николаев. В тучные годы, когда нефть дорожала, на все эти просчеты правительства было проще закрыть глаза, ведь бюджет в любом случае верстался с профицитом. Сейчас последствия от просчетов куда более серьезные.
Николаев обращает внимание, что не один Минфин отвечает за провалы бюджетной политики. «В не меньшей степени виновато и Минэкономразвития. Потому что исходные макроэкономические показатели по ВВП, темпам экономического роста, инфляции, нефтяным ценам Минфин получает от Минэкономразвития. Эти критично важно для того, чтобы сверстать бюджет», – говорит эксперт.
Судя по всему, правительство и сейчас заложило в бюджет заниженный прогноз по нефтяным ценам, полагает Николаев. Просто этот прогноз занижен исходя из той ситуации, которая наблюдалась летом, когда проходила основная работа по формированию бюджета. И летом власти еще до конца не осознавали, что период низких нефтяных цен – это надолго. Ведь президент перестал верить в нефтяное чудо буквально несколько недель назад (см. «НГ» от 04.12.15).
В свою очередь, директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев считает, что падение нефтяных цен в этом году во многом было аномальным, искусственно спровоцированным и в принципе спрогнозировать его было трудно.
Однако, заметим, речь идет не о том, чтобы требовать от правительства магического умения видеть будущее, а о том, что правительство должно хотя бы заложить в бюджет механизмы компенсации низких нефтяных цен. Получается, пока единственное решение, на которое способно правительство, – переписывать бюджет постфактум.
Разуваев полагает, что в следующем году власти вряд ли пойдут на секвестр бюджета, ведь придется резать государственный сектор, оборонку – это для руководства страны в сложившихся условиях недопустимо. По его мнению, куда выше вероятность, что бюджетные проблемы будут решаться за счет очередной девальвации рубля: «Это самое простое решение, которое приносит мгновенный результат». Какой именно будет девальвация, эксперт не уточнил. Он лишь сказал, что «уже сегодня доллар на самом деле должен стоить чуть более 80 руб.».
Также власти, как полагает Разуваев, могут решиться на то, на что не решались ранее. «Чем дешевле нефть – тем ближе Глазьев», – шутит эксперт. Речь идет о вызывающих бурные споры рекомендациях советника президента Сергея Глазьева, который призывает перейти к более жесткому валютному контролю и госрегулированию инвестиций.
http://www.ng.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу