17 декабря 2015 Bloomberg
Федрезерв повысил ставку, переключившись на цикл ужесточения, однако это вовсе не значит, что эпоха легких денег для мировой экономики осталась в прошлом. Ставка по федеральным фондам теперь колеблется в диапазоне 0.25-0.5%, что все равно еще намного ниже 2% — это ее среднее значение за период с 2000 года, и тем более ниже 3.2% — это среднее значение с 2000 по 2007 годы. Более того, средняя ставка по восьми развитым странам и Еврозоне, рассчитываемая JPMorgan Chase & Co с учетом весовых коэффициентов, в 2016 году не превысит 0.36%. Это на целых три процента ниже, чем в период с 2005 по 2007 годы. Даже если за год Федрезерв поднимет свою ставку до 1.5% и оправдает тем самым прогнозы JPMorgan, средняя ставка по ключевым развитым экономикам к декабрю следующего года не дотянет и до 1%, поскольку Европейский центральный банк и Банк Японии будут продолжать стимулирование.
Низкие ставки - это надолго
Для мировой экономики итог таков: ставки останутся низкими еще долгое время даже на фоне ужесточения ФРС. Конечно, эффективность монетарной политики вызывает большие сомнения, однако низкая инфляция и вялый рост во многих странах мира требует стимулирующих условий. «Федрезерв будет продвигаться медленными темпами, кроме того, пока никто не собирается идти по его стопам», — отмечает Дэвид Хенсли, директор по мировой экономике в JPMorgan. «ЕЦБ и Банк Японии совершенно не собираются повышать ставки в обозримом будущем». Возможно, кто-то даже снизит их в ближайшие двенадцать месяцев. JPMorgan следит за политикой 31 центрального банка. По прогнозам, из них как минимум девять, включая Народный банк Китая, Центробанки Швеции, Новой Зеландии и Малайзии, могут сократить учетную ставку. Теперь уже гораздо меньше стран с развивающимися экономиками привязывают свои валютные курсы к доллару, это значит, что им не придется копировать монетарную политику ФРС как прежде.
При этом десять Центробанков помимо ФРС, согласно прогнозам JPMorgan, будут поднимать ставку. В их числе Банк Англии (во втором квартале) и Банк Канады (в четвертом квартале). Некоторые развивающиеся экономики также могут быть вынуждены повышать ставки активнее, чем предполагается.
Балансы
Независимо от уровня ставок есть еще балансы, раздутые до угрожающих размеров за годы количественного смягчения. По подсчетам Bank of America, балансы четырех крупнейших Центробанков к концу 2017 года вырастут до 13.5 трлн долларов (текущее значение 11 трлн долларов). Федрезерв не планирует сокращать свои активы, пока цикл ужесточения не наберет обороты, при этом Bank of America прогнозирует, что ЕЦБ и Банк Японии будут наращивать объемы покупки облигаций. Баланс ФРС сейчас составляет около 25% от валового внутреннего продукта. По оценкам аналитиков банка, баланс ЕЦБ к маю 2017 года достигнет 33.8%, а баланс Банка Японии к концу указанного года превысит 108% от ВВП.
«В ближайшие два года или даже дольше на рынки будут поступать значительные вливания ликвидности, даже несмотря на то, что некоторые центральные банки начнут постепенно повышать ставки», — утверждает Майкл Хансон, экономист BofA. «Эта комбинация позволит сохранить аккомодационный статус в мировой финансовой системе, что, в свою очередь, стимулирует рост мировой экономики, поможет сдержать падение инфляции и цен на рисковые активы, но при этом ограничит рост доходности по долгосрочным облигациям».
Стив Барроу, глава отдела стратегии по странам Б10 в Standard Bank Group в этом не уверен. Он утверждает, что мир находится на перепутье. Снижения ставки и покупки активов в других странах не столь значимы и весомы, как действия Федрезерва, потому что доллар остается главной международной валютой и он будет укрепляться.
«Вывод таков: отучить мир от монетарных стимулов ФРС будет очень сложно, хотя поначалу ситуация не вызывает больших опасений», — пояснил он. «Мы рекомендуем готовиться к росту волатильности и укреплению доллара, а также снижению цен на рисковые активы». Если американская экономика в определенный момент вернется в состояние рецессии, ставки вновь будут снижены до предела, заявил на этой неделе бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс. Он считает, что вероятность такого спада в течение ближайших двух лет - 50/50. «Мы не прощаемся с нулевой ставкой, мы говорим ей до скорых встреч».
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу