22 января 2016 Bloomberg
Этот секрет необъятного рынка казначейских облигаций США хранится еще со времен дефицита нефти и всемогущих нефтедолларов: Каким количеством долга Америки владеет Саудовская Аравия? Однако сейчас этот вопрос, ответ на который с 1970-х держится Казначейством США под нехарактерной завесой тайны, оказался в центре внимания, поскольку Саудовская Аравия попала под давление обваливающихся цен на нефть и дорогостоящих войн на Ближнем Востоке. За один только последний год стране пришлось потратить около 100 млрд долларов из своих валютных резервов, чтобы заткнуть крупнейшую за четверть века дыру в бюджете. Также она впервые задумалась о возможности продажи части активов «драгоценности короны» - государственной нефтяной компании Saudi Aramco. Признаки напряженности вызывают обеспокоенность чрезмерно активным присутствием Саудовской Аравии на самом крупном и самом важном мировом рынке облигаций.
Серьезным фактором риска является вероятность того, что Королевство, владея, как считается, одной из крупнейших в мире долей участия в гос. облигациях США, продает сейчас часть своих активов, чтобы выручить столь необходимые ему доллары. А, может быть, покупает, в поисках тихой гавани в период финансового шторма? Неуклонной политикой Казначейства является постоянное сокрытие информации о размере долга, которым владеет Саудовская Аравия, в течение долгого времени являвшаяся ключевым союзником США на переменчивом и взрывоопасном Ближнем Востоке. Вместо этого Казначейство включает эту информацию в общий блок данных по 15 странам, преимущественно – членам ОПЕК, включая Кувейт, ОАЭ и Нигерию. Для более чем ста других государств, от Китая до Ватикана, оно предоставляет подробнейшую разбивку с четким указанием размера долга США, которым владеет каждая из этих стран.
«Уму непостижимо, почему они до сих пор не изменили этого», - говорит Эдвин Труман, в конце 1990-х - заместитель секретаря Казначейства по международным вопросам, а в настоящее время старший сотрудник Института мировой экономики Петерсона в Вашингтоне. В связи с неустойчивостью отношений и потребностью США в нефти, Казначейство «не хотело задевать картель. В настоящее время сложно оправдать и обосновать такой особый подход к ОПЕК».Тем временем Казначейство, как отвечает его спикер Уитни Смит, «собирает сводные данные, в рамках которых может разглашать более подробную информацию по отдельным держателям долга».Это не противоречит положениям Акта «Об обзорах международных инвестиций и торговли услугами», который определяет порядок раскрытия информации об инвестициях иностранных физлиц и правительств, обеспечивающий защиту инвесторов, однако это почему-то не мешает Казначейству обнародовать данные по целому списку других государств, больших и малых.
Доля их участия составляет от 3 млн долларов для Сейшельских островов до 69,7- миллиардных инвестиций Норвегии, в то время как размеры активов, держателями которых являются Китай и Япония, превосходят 1 трлн долларов. Представители Агентства денежного обращения Саудовской Аравии (SAMA) и министерства финансов Королевства от комментариев отказались. Помимо самого Королевства, лишь ограниченное число чиновников Казначейства, а также люди в Федрезерве, собирающие по их поручению эти данные, имеют четкое представление о размерах долга США, находящегося во владении Саудовской Аравии, а также о том, растет или падает этот показатель. Всем остальным остается лишь гадать.
Это специальное условие, порожденное кризисом 1973 года и «нефтяным эмбарго», является лишь одной из многих уступок, на которые не скупились и последующие администрации США, годами поддерживая стратегические отношения Америки с королевской семьей и оберегая тем самым свой доступ к обширным запасам саудовской нефти. Это исключение распространяется на 12 других государств, составляющих для Казначейства группу стран-экспортеров нефти и представляющих Ближний Восток и Африку. Согласно сводным данным, опубликованным на этой неделе, данная группа с марта сократила долю своего участия в гос. облигациях США на несколько миллиардов долларов, и по состоянию на ноябрь ее размер составлял 289 млрд долларов.
Саудовская Аравия привлекает к себе пристальное внимание, поскольку она считается держателем самой большой доли долга, и это особенно актуально сейчас, когда другие Центробанки развивающихся стран продают облигации США, чтобы привлечь наличность для защиты курсов своих нацвалют. (Казначейство не производит разбивку на частных и государственных инвесторов, однако, судя по разглашаемой им информации, держателями около 2/3 его активов за рубежом являются такие официальные институты, как Центробанки).
Эти продажи оказали небольшой, но заметный эффект на стоимость кредитования в Америке. По данным Deutsche Bank AG, с марта продажи активов иностранными ЦБ повысили доходность 10-летних трежерис на 0.3% (в четверг к концу торгов этот показатель составлял 2.03%). Собственные данные SAMA демонстрируют, что в 2015 году размер резервных активов в иностранных ценных бумагах сократился на рекордные 108 млрд долларов. ЦБ Саудовской Аравии, не предоставляющий отдельной информации по облигациям США, по состоянию на ноябрь владел иностранными ценными бумагами на сумму 423 млрд долларов
«Я считаю, что в этом вопросе должно быть больше прозрачности», - говорит Джефф Корон, главный операционный директор Baker Group. Однако в то же время «Казначейство испытывает на себе сдерживающие ограничения, связанные с деликатными политическими моментами, и это идет вразрез с требованиями большей прозрачности, выдвигаемыми участниками рынка. Этот конфликт вполне понятен».И события последних месяцев, от решения США по ядерной программе Ирана до казни в Саудовской Аравии видного шиитского проповедника, демонстрируют, насколько хрупкими стали сейчас отношения США и Королевства. Старинная причина этого союза также стала вызывать теперь сомнения ввиду сланцевого бума в США, который помог Штатам ослабить свою зависимость от саудовского экспорта.
Какими бы ни были политические соображения, некоторые аналитики полагают, что на самом деле Саудовская Аравия, возможно, пытается держать гос. облигации в рамках своей стратегии по наращиванию долларовых активов в условиях усиления напряженности на мировых финансовых рынках. «Если вы производитель нефти, вам нужны доллары; вы захотите быть уверенными в том, что на вашем балансе лежат доллары», - считает Себастиен Гэли, руководитель подразделения валютных стратегий Deutsche Bank. По его мнению, SAMA накапливает наличность, ликвидируя высокорисковые инвестиции, такие как акции и недвижимость. Долларовые активы имеют смысл в качестве хеджирования против обвала цен на нефть, оцениваемую в американской валюте.
Как предполагают данные SAMA, Королевство, возможно, занимается перераспределением своих резервов, переводя их в краткосрочные, ликвидные активы, тем самым помогая министерству финансов исполнять бюджетные обязательства и защищая 30-летнюю привязку своей валюты к доллару на уровне 3,75 риялов.За первые 11 месяцев 2015 года Центробанк увеличил размер хранимых за рубежом валюты и депозитов на 7%, при этом сократив на 20% долю участия в иностранных ценных бумагах в виде акций и долгосрочного долга.
Главной становится наличность. Два года назад баррель нефти стоил свыше 100 долларов, теперь – менее 30, и это нанесло удар по благосостоянию страны, которое строилось на нефтедолларах, что помогло с конца 1980-х повысить доход на душу населения в 4 раза и предоставить гражданам бесплатные услуги здравоохранения, субсидии на бензин и рост зарплат. «Когда от SAMA требуется привлечь ликвидность для министерства финансов, происходит рост депозитов и наличности и ликвидация других видов активов», - рассказывает Халид аль-Свейлем, бывший глава департамента инвестиций SAMA. «Они знают, когда у министерства закончатся все риялы, и, в соответствии с этими ожиданиями, заготавливают определенную сумму доступной наличности».
Аль-Свейлем проработал в SAMA 20 лет, а теперь является сотрудником Гарвардского института государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди. По его словам, обозреватели рынка, возможно, переоценивают фактические размеры капитала, инвестированного Центробанком в трежерис. SAMA – не традиционный Центробанк. Он действует по принципу квазигосударственного фонда благосостояния, разъясняет аль-Свейлем. В этой связи он заинтересован в высокой доходности в качестве буфера против падающих доходов от добычи нефти, и инвестирует средства в широкий спектр рисковых активов, что объясняет, почему его прозрачность начала повышаться лишь в последнее время.
Об этом же говорил и Труман из Института Петерсона: повышение прозрачности Центробанков – уже давно назревший вопрос, особенно, когда речь заходит о Казначействе США. «В прежние времена прозрачность была не в ходу среди Центробанков и Казначейства, а политики не делали из особых условий большой проблемы», – говорит он. «Сейчас же это стало просто наследием устаревших практик. Рано или поздно с этим придется разобраться».
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу