3 октября 2008 Архив
План Полсона
Лекарство или косметика?
Основные положения плана:
- выделение USD700 млрд в несколько траншей;
- варранты на акции финансовых организаций в обмен на выкуп проблемных активов;
- выкуп проблемных активов у пенсионных фондов, местных администраций и малых банков;
- отмена «золотых парашютов»;
- формирование независимого наблюдательного совета для контроля за выполнением плана;
- возможность реструктуризации ипотечных кредитов, но без права списания части задолженности частных заемщиков.
Новые положения, появившиеся в результате обсуждения в Сенате США: USD149 млрд налоговых стимулов и льгот для компаний, работающих в области возобновляемых источников энергии и исследовательских фирм, вычеты по налогам с продаж, установленных штатами, и налоговые льготы для 24 млн домохозяйств.
Возможные поправки до окончательного принятия закона: расширение роли Федеральной корпорации по страхованию вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation), обязательная программа страхования ипотечных ценных бумаг, оценка реальной стоимости проблемных активов банковскими регуляторами, расширение программ страхования от безработицы.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США либерализовала правила бухгалтерской отчетности, позволив учитывать активы по оценке менеджмента на основе моделей в случае, если рыночной активности в бумагах не существует и иначе придется использовать «бросовые оценки беспорядочных транзакций».
Основные возражения критиков плана Полсона: план направлен только на решение кризиса проблемных активов на балансах банков, он не решает вопросы недостаточной капитализации банков и доверия между финансовыми организациями, но главное – он не решает проблему неплатежеспособности первичных заемщиков, которые не в состоянии обслуживать свои ипотечные кредиты.
Одним из главных мероприятий в нынешней ситуации, по мнению критиков, должно быть реструктурирование и, если необходимо, списание ипотечного долга частных заемщиков, как это было сделано во время Великой депрессии. Списание части долга частных заемщиков позволит им сохранить свои дома и поддержит их платежеспособность и уровень потребления.
Отсутствие таких мер приведет к значительному снижению объемов потребления, что, в свою очередь, может вызвать резкое сокращение производства, рост безработицы и более глубокую и длительную рецессию.
Палата представителей Конгресса США третьего октября вновь рассмотрит план спасения американской финансовой системы, который она не приняла в понедельник (29 сентября), а Сенат одобрил в новой редакции в среду.
Результатом провала плана в Палате представителей в понедельник стало практически свободное падение рынков, после чего последовали увещевания со стороны чиновников всех рангов во главе с президентом Дж. Бушем о серьезности момента и исключительной важности этого плана для спасения финансовой системы США и, возможно, мира. Затем рынки отыграли значительную часть падения, надеясь на то, что после внесения поправок Сенат все же примет законопроект.
План, принятый Сенатом, несколько отличается от отвергнутого ранее Палатой представителей, и заключается в следующем:
1. Выделение USD700 млрд в несколько траншей – USD250 млрд сразу и USD100 млрд позднее, если проявятся положительные результаты использования первого транша, с возможностью заблокировать предоставление остальных USD350 млрд.
2. Варранты на акции в обмен на выкуп проблемных активов с балансов банков для рекапитализации банков и обеспечения участия налогоплательщиков в доходах от осуществления плана, если таковые возникнут.
3. План также позволит выкупить проблемные активы у пенсионных фондов, местных администраций и малых банков.
4. Предполагается введение ограничений на вознаграждение высшего руководства компаний, которые получат поддержку в рамках плана (этого условия не было в его первоначальном варианте; в последнее время было много возмущенных комментариев по поводу многомиллионных «золотых парашютов», которые получили главы обанкротившихся финансовых организаций).
5. Будет сформирован независимый наблюдательный совет, контролирующий выполнение плана.
6. Правительство, выкупившее ипотечные кредиты, получило право их реструктурировать, но не может уменьшить долг заемщиков – это условие было заблокировано представителями Демократической партии США. При этом демократы предлагали включить в план Полсона «второй стимулирующий пакет», предусматривающий, в частности, USD56 млрд для поддержания расходов на инфраструктуру, увеличения продолжительности выплат пособий по безработице и субсидирования администрациям штатов выплат Medicaid для групп населения с низкими доходами, но этот пакет был отвергнут республиканцами на стадии обсуждения
Новые условия в законопроекте, принятом Сенатом, включают USD149 млрд налоговых стимулов и льгот для компаний, работающих в области возобновляемых источников энергии, исследовательских фирм, вычеты по налогам с продаж, установленных штатами, и налоговые льготы приблизительно для 24 млн домохозяйств.
Возможно, поправки в законопроект этим не ограничатся. Ожидается, что будет расширена роль Федеральной корпорации по страхованию вкладов, что позволит ей осуществлять инъекции капитала на финансовых рынках для помощи банкам с проблемными активами; будут введены обязательная программа страхования ипотечных ценных бумаг и оценка реальной стоимости проблемных активов банковскими регуляторами и расширено страхование безработицы. Комиссия по ценным бумагам и биржам уже объявила о либерализации правил бухгалтерской отчетности, что позволит учитывать активы по оценке менеджмента на основе моделей в случае, если рыночной активности в бумагах не существует и иначе придется использовать «бросовые оценки беспорядочных транзакций».
Основной компонент плана Полсона – право на эмиссию казначейских долговых обязательств на сумму до USD700 млрд для финансирования выкупа у банков проблемных активов (главным образом ценных бумаг, привязанных к ипотечным кредитам). Идея заключается в том, что Казначейство США – долгосрочный инвестор и может держать эти активы до погашения, соответственно, «справедливая цена» с точки зрения Казначейства может быть выше текущей рыночной, которая сейчас обусловлена паникой инвесторов, старающихся избавиться от таких бумаг как можно быстрее.
В своих выступлениях перед комитетами Конгресса г-да Г. Полсон и Б. Бернанке подчеркивали, что виной всему коррекция на рынке жилья, и покупка неликвидных активов, привязанных к ипотечным кредитам, у банков и страховых компаний «создаст ликвидность и будет способствовать определению цены [на эти активы], в то же время уменьшая для инвесторов неопределенность в отношении текущей стоимости и перспектив финансовых организаций». Цену активов будет определять секретарь Казначейства в консультации с главой ФРС США.
Одно из главных возражений оппонентов этого плана направлено против цены выкупа проблемных активов. Если цена будет слишком высокой, она превысит конечную отдачу от этих активов и государство понесет значительные потери, что станет разбазариванием средств налогоплательщиков, и возможный доход от реализации варрантов не будут адекватной компенсацией этих потерь. Если же цена будет слишком низкой, это не окажет влияния на недокапитализацию банков, а эту проблему все равно придется решать (скорее всего, вливать дополнительные средства), чтобы купировать кризис в банковской системе.
Кроме того, бенефициарами этого плана становятся и держатели необеспеченных долговых обязательств финансовых институтов, что, по мнению критиков, несправедливо. Было бы более справедливо, если бы бенефициарами предлагаемого плана были только частные лица, имеющие в банках депозиты и пенсионные счета, а держателям необеспеченного долга была бы предложена конвертация части его в капитал.
Одно из самых существенных из высказываемых возражений (Дж. Стиглиц, Н. Рубини), на наш взгляд, касается невозможности прямого списания части задолженности «первичных» заемщиков – людей, которые взяли ипотечный кредит и теперь не в состоянии его обслуживать. Подобные меры уже проводились во время Великой депрессии: в 1933 г. была организована Home Owner’s Loan Corporation, которая с дисконтом выкупала у банков дефолтные ипотечные кредиты. Затем эти кредиты (обычно короткие, на срок около 5 лет) реструктурировались в долгосрочные амортизируемые, так что размер ежемесячных платежей уменьшался и становился приемлемым для заемщиков; иногда часть задолженности списывалась. Таким образом, с 1933 г. по 1935 г. было выкуплено и реструктурировано около миллиона кредитов, что предотвратило обращение взыскания на залог и потерю заемщиками своего жилья. Так как кредиты выкупались у банков с дисконтом, непосредственная стоимость реструктуризации и уменьшения размера долга для налогоплательщиков была относительно небольшой, а к моменту ликвидации в 1951 г. корпорация даже показала прибыль. Если же принять во внимание побочные социальные эффекты, эту схему разрешения кредитного кризиса можно назвать вполне успешной.
Уже принятые меры – налоговые послабления для домохозяйств, спасение Bear Stearns, Fannie Mae, Freddie Mac и AIG Group – ничего не делают для разрешения фундаментальной проблемы несостоятельности частного заемщика по двум причинам. Во-первых, когда общий размер долгов слишком велик, разовые вливания дают только временное облегчение. Так, менее 50% денег, которые налогоплательщики получили в качестве возврата налогов весной 2008 г., были потрачены на потребление, вызвав небольшое оживление розничной торговли во втором квартале 2008 г. Основная часть этих денег была направлена на погашение долгов и сбережения.
Во-вторых, спасение финансовых организаций без уменьшения долговых проблем заемщиков не решает проблему платежеспособности домохозяйств, что ограничивает их возможность тратить и потреблять, что в свою очередь ведет к снижению производства, увольнениям и может вызвать более глубокую и длительную рецессию.
Татьяна Санникова, ИК "Ренессанс Капитал"
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Лекарство или косметика?
Основные положения плана:
- выделение USD700 млрд в несколько траншей;
- варранты на акции финансовых организаций в обмен на выкуп проблемных активов;
- выкуп проблемных активов у пенсионных фондов, местных администраций и малых банков;
- отмена «золотых парашютов»;
- формирование независимого наблюдательного совета для контроля за выполнением плана;
- возможность реструктуризации ипотечных кредитов, но без права списания части задолженности частных заемщиков.
Новые положения, появившиеся в результате обсуждения в Сенате США: USD149 млрд налоговых стимулов и льгот для компаний, работающих в области возобновляемых источников энергии и исследовательских фирм, вычеты по налогам с продаж, установленных штатами, и налоговые льготы для 24 млн домохозяйств.
Возможные поправки до окончательного принятия закона: расширение роли Федеральной корпорации по страхованию вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation), обязательная программа страхования ипотечных ценных бумаг, оценка реальной стоимости проблемных активов банковскими регуляторами, расширение программ страхования от безработицы.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США либерализовала правила бухгалтерской отчетности, позволив учитывать активы по оценке менеджмента на основе моделей в случае, если рыночной активности в бумагах не существует и иначе придется использовать «бросовые оценки беспорядочных транзакций».
Основные возражения критиков плана Полсона: план направлен только на решение кризиса проблемных активов на балансах банков, он не решает вопросы недостаточной капитализации банков и доверия между финансовыми организациями, но главное – он не решает проблему неплатежеспособности первичных заемщиков, которые не в состоянии обслуживать свои ипотечные кредиты.
Одним из главных мероприятий в нынешней ситуации, по мнению критиков, должно быть реструктурирование и, если необходимо, списание ипотечного долга частных заемщиков, как это было сделано во время Великой депрессии. Списание части долга частных заемщиков позволит им сохранить свои дома и поддержит их платежеспособность и уровень потребления.
Отсутствие таких мер приведет к значительному снижению объемов потребления, что, в свою очередь, может вызвать резкое сокращение производства, рост безработицы и более глубокую и длительную рецессию.
Палата представителей Конгресса США третьего октября вновь рассмотрит план спасения американской финансовой системы, который она не приняла в понедельник (29 сентября), а Сенат одобрил в новой редакции в среду.
Результатом провала плана в Палате представителей в понедельник стало практически свободное падение рынков, после чего последовали увещевания со стороны чиновников всех рангов во главе с президентом Дж. Бушем о серьезности момента и исключительной важности этого плана для спасения финансовой системы США и, возможно, мира. Затем рынки отыграли значительную часть падения, надеясь на то, что после внесения поправок Сенат все же примет законопроект.
План, принятый Сенатом, несколько отличается от отвергнутого ранее Палатой представителей, и заключается в следующем:
1. Выделение USD700 млрд в несколько траншей – USD250 млрд сразу и USD100 млрд позднее, если проявятся положительные результаты использования первого транша, с возможностью заблокировать предоставление остальных USD350 млрд.
2. Варранты на акции в обмен на выкуп проблемных активов с балансов банков для рекапитализации банков и обеспечения участия налогоплательщиков в доходах от осуществления плана, если таковые возникнут.
3. План также позволит выкупить проблемные активы у пенсионных фондов, местных администраций и малых банков.
4. Предполагается введение ограничений на вознаграждение высшего руководства компаний, которые получат поддержку в рамках плана (этого условия не было в его первоначальном варианте; в последнее время было много возмущенных комментариев по поводу многомиллионных «золотых парашютов», которые получили главы обанкротившихся финансовых организаций).
5. Будет сформирован независимый наблюдательный совет, контролирующий выполнение плана.
6. Правительство, выкупившее ипотечные кредиты, получило право их реструктурировать, но не может уменьшить долг заемщиков – это условие было заблокировано представителями Демократической партии США. При этом демократы предлагали включить в план Полсона «второй стимулирующий пакет», предусматривающий, в частности, USD56 млрд для поддержания расходов на инфраструктуру, увеличения продолжительности выплат пособий по безработице и субсидирования администрациям штатов выплат Medicaid для групп населения с низкими доходами, но этот пакет был отвергнут республиканцами на стадии обсуждения
Новые условия в законопроекте, принятом Сенатом, включают USD149 млрд налоговых стимулов и льгот для компаний, работающих в области возобновляемых источников энергии, исследовательских фирм, вычеты по налогам с продаж, установленных штатами, и налоговые льготы приблизительно для 24 млн домохозяйств.
Возможно, поправки в законопроект этим не ограничатся. Ожидается, что будет расширена роль Федеральной корпорации по страхованию вкладов, что позволит ей осуществлять инъекции капитала на финансовых рынках для помощи банкам с проблемными активами; будут введены обязательная программа страхования ипотечных ценных бумаг и оценка реальной стоимости проблемных активов банковскими регуляторами и расширено страхование безработицы. Комиссия по ценным бумагам и биржам уже объявила о либерализации правил бухгалтерской отчетности, что позволит учитывать активы по оценке менеджмента на основе моделей в случае, если рыночной активности в бумагах не существует и иначе придется использовать «бросовые оценки беспорядочных транзакций».
Основной компонент плана Полсона – право на эмиссию казначейских долговых обязательств на сумму до USD700 млрд для финансирования выкупа у банков проблемных активов (главным образом ценных бумаг, привязанных к ипотечным кредитам). Идея заключается в том, что Казначейство США – долгосрочный инвестор и может держать эти активы до погашения, соответственно, «справедливая цена» с точки зрения Казначейства может быть выше текущей рыночной, которая сейчас обусловлена паникой инвесторов, старающихся избавиться от таких бумаг как можно быстрее.
В своих выступлениях перед комитетами Конгресса г-да Г. Полсон и Б. Бернанке подчеркивали, что виной всему коррекция на рынке жилья, и покупка неликвидных активов, привязанных к ипотечным кредитам, у банков и страховых компаний «создаст ликвидность и будет способствовать определению цены [на эти активы], в то же время уменьшая для инвесторов неопределенность в отношении текущей стоимости и перспектив финансовых организаций». Цену активов будет определять секретарь Казначейства в консультации с главой ФРС США.
Одно из главных возражений оппонентов этого плана направлено против цены выкупа проблемных активов. Если цена будет слишком высокой, она превысит конечную отдачу от этих активов и государство понесет значительные потери, что станет разбазариванием средств налогоплательщиков, и возможный доход от реализации варрантов не будут адекватной компенсацией этих потерь. Если же цена будет слишком низкой, это не окажет влияния на недокапитализацию банков, а эту проблему все равно придется решать (скорее всего, вливать дополнительные средства), чтобы купировать кризис в банковской системе.
Кроме того, бенефициарами этого плана становятся и держатели необеспеченных долговых обязательств финансовых институтов, что, по мнению критиков, несправедливо. Было бы более справедливо, если бы бенефициарами предлагаемого плана были только частные лица, имеющие в банках депозиты и пенсионные счета, а держателям необеспеченного долга была бы предложена конвертация части его в капитал.
Одно из самых существенных из высказываемых возражений (Дж. Стиглиц, Н. Рубини), на наш взгляд, касается невозможности прямого списания части задолженности «первичных» заемщиков – людей, которые взяли ипотечный кредит и теперь не в состоянии его обслуживать. Подобные меры уже проводились во время Великой депрессии: в 1933 г. была организована Home Owner’s Loan Corporation, которая с дисконтом выкупала у банков дефолтные ипотечные кредиты. Затем эти кредиты (обычно короткие, на срок около 5 лет) реструктурировались в долгосрочные амортизируемые, так что размер ежемесячных платежей уменьшался и становился приемлемым для заемщиков; иногда часть задолженности списывалась. Таким образом, с 1933 г. по 1935 г. было выкуплено и реструктурировано около миллиона кредитов, что предотвратило обращение взыскания на залог и потерю заемщиками своего жилья. Так как кредиты выкупались у банков с дисконтом, непосредственная стоимость реструктуризации и уменьшения размера долга для налогоплательщиков была относительно небольшой, а к моменту ликвидации в 1951 г. корпорация даже показала прибыль. Если же принять во внимание побочные социальные эффекты, эту схему разрешения кредитного кризиса можно назвать вполне успешной.
Уже принятые меры – налоговые послабления для домохозяйств, спасение Bear Stearns, Fannie Mae, Freddie Mac и AIG Group – ничего не делают для разрешения фундаментальной проблемы несостоятельности частного заемщика по двум причинам. Во-первых, когда общий размер долгов слишком велик, разовые вливания дают только временное облегчение. Так, менее 50% денег, которые налогоплательщики получили в качестве возврата налогов весной 2008 г., были потрачены на потребление, вызвав небольшое оживление розничной торговли во втором квартале 2008 г. Основная часть этих денег была направлена на погашение долгов и сбережения.
Во-вторых, спасение финансовых организаций без уменьшения долговых проблем заемщиков не решает проблему платежеспособности домохозяйств, что ограничивает их возможность тратить и потреблять, что в свою очередь ведет к снижению производства, увольнениям и может вызвать более глубокую и длительную рецессию.
Татьяна Санникова, ИК "Ренессанс Капитал"
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу