10 марта 2016 Bloomberg
По мере развития технологий, время от времени наступает момент, когда приобретение устаревшей альтернативы тому или иному новому устройству окончательно теряет смысл. В прошлом десятилетии это произошло со смартфонами, в 1970-х цветные телевизоры вытеснили с рынка своих предшественников, а начало 20 столетия было отмечено триумфом автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Предсказывать конкретные сроки всегда довольно сложно, но когда это происходит, весь мир меняется.
Судя по всему, 2020-е годы станут десятилетием электромобилей. В прошлом году цена аккумуляторных батарей упала на 35 процентов и продолжает двигаться по траектории, которая в течение ближайших шести лет сделает бездотационные электротранспортные средства столь же доступными, как их бензиновые конкуренты. К такому выводу пришли эксперты Bloomberg New Energy Finance (BNEF) в результате анализа рынка электрического транспорта. Это будет началом реального взлета массовых продаж электромобилей.
При условии сохранения нынешней тенденции, к 2040 году электромобили большой дальности будут стоить менее 22 тысяч долларов (в сегодняшних ценах). К этому моменту 35 процентов новых автомобилей в мире будут иметь электромотор.
Все это, мягко говоря, вовсе не входит в планы нефтяных рынков. Сегодня электромобили составляют всего одну десятую процента мирового рынка транспортных средств. Они являются редкостью на дорогах и городских улицах большинства стран и стоят по-прежнему значительно дороже, чем бензиновые аналоги. По расчетам ОПЕК к 2040 году электрический транспорт составит лишь 1 процент от общего числа. В прошлом году глава компании «ConocoPhillips» Райан Ленс заявлял, что электромобили не окажут серьезного воздействия на рынок в течение ближайших 50 лет. По его словам, ничего подобного при его жизни не случится.
С другой стороны, известно, что такие как крупные компании «Tesla», «Chevy» и «Nissan» планируют начать продажи электромобилей с большим запасом хода в ценовом диапазоне около 30 тысяч долларов. Другие производители и технологические компании инвестируют миллиарды долларов в разработку десятков новых моделей. К 2020 году некоторые из них будут стоить дешевле и работать лучше своих бензиновых конкурентов. Они будут стремиться повторить успех электрокара Tesla’s Model S, опережающего сегодня своих конкурентов в сегменте «премиум-класса» в Соединенных Штатах Америки. Возникает вопрос, какую часть спроса на нефть вытеснят эти электромобили. И через сколько лет это снижение спроса окажется достаточным, чтобы склонить чашу весов и вызвать следующий нефтяной кризис.
Прежде всего необходимо оценить темпы роста продаж. В прошлом году глобальный объем продаж электромобилей вырос приблизительно на 60 процентов. Это весьма любопытная цифра, поскольку она почти совпадает с прогнозом компании «Tesla» по поводу динамики продаж до 2020 года. Занятно, но именно такой темп роста помог в 1910-х легендарному «Ford Model T» навсегда отправить в историю лошадь и повозку. Для сравнения, солнечные батареи следуют по подобной траектории и демонстрируют примерно 50-процентный ежегодный рост, в то время как светодиодные лампы завоевывают рынок со скоростью роста продаж около 140 процентов в год.
Эксперты провели несложный расчет, основанный на условии сохранения 60-процентного темпа ежегодного роста продаж. Он показал, что уже к 2023 году электромобили вытеснят спрос на нефть в объеме около 2 миллионов баррелей в сутки. Это создало бы такое же избыточное предложение, которое вызвало кризис нефтяного рынка в 2014 году.
Допустим, что такие высокие темпы как 60 процентов в год не могут сохраняться в течение длительного времени, поэтому прогноз получился слишком агрессивным. Специалисты BNEF применили и другой, более серьезный метод анализа, взяв за основу снижение цен на компоненты электромобилей, чтобы спрогнозировать момент, когда они станут достаточно доступными, чтобы привлечь массового покупателя. Построенная на основе математической модели BNEF кривая снижения спроса на нефть достигла «кризисной» точки в 2 миллиона баррелей в сутки лишь несколькими годами позже – в 2028-м.
Динамика вытеснения мирового спроса на нефть в зависимости от роста продаж электромобилей
Впрочем, подобные предсказания в лучшем случае можно считать забавными. Лучшее, на что может надеяться наблюдатель, это оказаться более точным в своих прогнозах, чем общепринятое расхожее мнение, которое сводится к тому, что нефтяная индустрия вовсе не заинтересована в развитии электрического транспорта.
«Если вы посмотрите на отчеты, которые выпускает ОПЕК, или на информацию компании «Exxon», они допускают рост рыночной доли электротранспорта приблизительно до 2 процентов», заявил Салим Морси, старший аналитик и автор исследования BNEF. «Будет ли конечная цифра к 2040 году составлять 25 или 50 процентов, откровенно говоря, не имеет особого значения, поскольку это не отменяет вывода о массовом переходе на электромобили».
Анализ BNEF уделяет внимание общим затратам, связанным с владением электромобиля, включая расходы на техобслуживание, и, что более важно – на аккумуляторные батареи. Именно батареи составляют около третьей части общих издержек на создание электромобиля. Для того, чтобы электрический транспорт мог получить повсеместное распространение, должно произойти одно из четырех следующих событий:
1) правительства могут создать стимулы для снижения стоимости;
2) производители могут удовлетвориться крайне незначительным процентом прибыли;
3) потребители могут сознательно пойти на дополнительные расходы ради обладания электромобилем;
4) цены на аккумуляторы могут снизиться в достаточной степени.
Три из четырех факторов имеют место уже сегодня, на ранней стадии развития электротранспорта, однако они не могут быть устойчивыми. К счастью, цена на аккумуляторы движется по правильной траектории.
Динамика цен на литий-ионные аккумуляторные батареи и спроса на электромобили
В этом уравнении имеется еще одна неизвестная величина: откуда возьмется вся эта электроэнергия? По расчетам BNEF, к 2040 году электромобили предположительно будут потреблять около 1900 тераватт-часов. Это эквивалентно 10 процентам всей электроэнергии, произведенной на планете в прошлом году.
Хорошая новость состоит в том, что электроэнергия становится все более экологически безопасной. С 2013 года рост мощностей за счет энергии ветра и солнца превышает суммарное увеличение производства за счет угля, природного газа и нефти. Электромобили будут способствовать снижению стоимости хранения батарей и развитию способов аккумулирования энергии ветра и солнца. В процессе экологизации электромобили и возобновляемые источники энергии создадут взаимовыгодный круг спроса.
А как насчет лития и других невозобновляемых материалов, используемых в аккумуляторных батареях? Эксперты BNEF проанализировали этот рынок и выяснили, что проблемы не существует. Вплоть до 2030 года батарейные источники питания будут потреблять менее 1 процента разведанных запасов лития, никеля, магния и меди, а также около 4 процентов мировых запасов кобальта. После 2030 года промышленность, выпускающая источники питания, вероятно, перейдет на другие материалы, которые сделают аккумуляторы легче, меньше по размеру и дешевле.
Несмотря на все это, у нефтяных рынков все еще имеются причины для оптимизма. Производителям еще предстоит довести до конца процесс снижения цен на электромобили, кроме того, пока не существует достаточного количества станций быстрой зарядки для дальних путешествий. Многие новые водители в Китае и Индии будут по-прежнему делать выбор в пользу бензина или дизельного топлива. Рост спроса на нефть в развивающихся странах может перевесить влияние электромобилей, особенно если цена на нее упадет до 20 долларов за баррель и останется на этом уровне.
Еще одной неизвестной величиной, которую принимают в расчет эксперты BNEF, является рост числа автономных автомобилей и услуг подвоза, таких как «Uber» и «Lyft», которые выведут на дорогу дополнительное количество автомобилей, наматывающих более 30 тысяч километров в год. Чем больше ежегодный пробег автомобиля, тем экономичней становится аккумуляторный источник питания. Если эти новые услуги ожидает успех, они могут дать толчок развитию рынка электромобилей и к 2040 году довести их долю на рынке, по расчетам BNEF, до 50 процентов.
Лишь одно не вызывает сомнений: когда бы ни наступил обвал нефтяного рынка, это будет лишь начало. После этого каждый год на дороги будет выходить все больше электромобилей, что будет провоцировать дальнейшее падение спроса на углеводородное топливо. В один прекрасный день кое-кто может остаться с уже никому не нужной бочкой нефти.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу