Акции продуктового ритейла: интерес инвесторов сокращается » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Акции продуктового ритейла: интерес инвесторов сокращается

17 апреля 2016 Фридом Финанс Ващенко Георгий
Основные тренды на рынке продуктового ритейла

Прошедший год был непростым для розничной торговли. Впервые за 8 лет оборот в сопоставимых ценах упал, причем сразу на 10%. В сегменте продуктового ритейла настали непростые времена, хотя, по сравнению с 2009 г., когда сети были на грани коллапса, в целом обошлось без жестких потрясений. В отличие от прошлого кризиса, нет острой фазы, шока. Но вместе с тем, нет и господдержки. В этот раз игроки остались один на один с трудностями. Как следствие, существенно замедлились темпы роста сетей. Главным трендом стало рекордное сокращение персонала: по данным RNS, в 1 квартале 2016 г. оно стало рекордным за всю историю наблюдений. Причем, прогноз на 2 квартал неутешительный: тенденция сохраняется.

Что думают инвесторы?

Акции компаний розничной торговли всегда рассматривались как лучшие инструменты для инвестиций. Объективные причины состоят в том, что этот сектор генерирует большой и стабильный денежный поток, за счет чего обеспечивается рост компаний. Дополнительный фактор роста в том, что ритейлеры находятся в самом начале "пищевой цепочки": они получают деньги от покупателя сразу, а расходы на покупку товаров и услуг часто оплачиваются с задержкой. Ликвидность обеспечивает защиту от обесценения. Поэтому даже в кризис страдали лишь компании, сильно перегруженные долгами, а крупные игроки почти не испытывали затруднений с привлечением финансирования.

В результате большого спекулятивного интереса надулся пузырь. Если сравнить лидеров в своих отраслях, например, "Магнит" и "Роснефть", то отношение капитализации к выручке (мультипликатор P/S) у "Магнита" составляет 1,02, в то время, как у "Роснефти" он составляет 0,64, при этом рентабельность EBITDA – 10% против 22% у "Роснефти" при незначительной долговой нагрузке у обеих компаний (менее 2хEBITDA).

Рано или поздно модель быстрого роста исчерпывает себя. И это происходит уже сейчас. В 2015 г. "Магнит" увеличил выручку на 24,5% в рублевом выражении. В долларах продажи сократились на 21%. Это худший результат с момента IPO. За 5 лет сеть выросла более чем в три раза. Хотя компания и сохраняет довольно высокий темп роста, ситуация перестала устраивать иностранных инвесторов, ориентированных на доходность в твердой валюте. В прошлом высокие темпы роста достигались благодаря энергии и энтузиазму основателю и главному акционеру компании – Сергею Галицкому. Недавно он сократил долю прямого владения до 35% и планирует в будущем постепенно продавать акции, что может быть расценено инвесторами неоднозначно.

Чем сети ответят на вызов?

Сети не могут обещать инвесторам ни бурного роста магазинов, ни высоких дивидендов. Продуктовая инфляция в России, хотя и демонстрирует снижение темпов роста (с 25 до 4,7% в годовом выражении за последние 12 месяцев), не является драйвером роста продаж на фоне сокращения располагаемых доходов населения. "Магнит" в этом году планирует открыть менее 1000 магазинов мелкого формата и менее 100 гипермаркетов, что составляет меньше 10% от их общего количества. По другим сетям планы, судя по имеющейся информации, более скромные. Сильной стороной компаний розничной торговли можно считать низкую зависимость от валютного курса, поскольку доля импортных продуктов сокращается, а долг, в основном, рублевый.

Но в условиях относительной стабилизации рубля этот фактор теряет свое значение для инвесторов. Их по-прежнему интересует доходность вложений, которая обеспечивается за счет роста размеров компаний и дивидендов. Поскольку выдающихся результатов ни от того, ни от другого ждать не приходится, интерес игроков к акциям компаний продуктового ритейла постепенно сокращается. Их взоры устремляются в поисках бумаг, эмитенты которых бурно развивают проекты в смежной области розничных услуг.

Полагаю, что на горизонте 2-х лет сильнее будут расти бумаги Yandex и Mail.Ru, поскольку в электронной коммерции дела пока идут хорошо. Выручка Yandex за год увеличилась на 11% в долларах, а EBITDA, хотя и снижается, пока сохраняет рентабельность выше 30%, что можно считать очень хорошим результатом для российского бизнеса. На этом фоне большинство аналитиков, ведущих инвестдомов также рекомендуют покупать бумаги Yandex, а их мнение часто оказывает влияние на котировки сильнее, чем увещевания менеджмента.

http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter