Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ирвин Стельцер, Финансовый кризис: ура, стрелочник найден » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ирвин Стельцер, Финансовый кризис: ура, стрелочник найден

Если американцы считают, что наши экономические трудности происходят только от субстандартного ипотечного кредитования, секьюритизации, высыхания кредитного потока, падения стоимости жилья и т.п., им следует подумать еще раз. Остальные страны видят ситуацию в несколько ином свете
16 октября 2008 Архив
Если американцы считают, что наши экономические трудности происходят только от субстандартного ипотечного кредитования, секьюритизации, высыхания кредитного потока, падения стоимости жилья и т.п., им следует подумать еще раз. Остальные страны видят ситуацию в несколько ином свете. Да, эти проблемы входят в список существующих трудностей. Но, гораздо важнее тот факт, что иностранцы рассматривают нынешний кризис как конец того, что Генри Льюс (Прим. Profinance-ru: Генри Льюс (Henry Luce) - один из основателей газеты Times) так метко назвал "Американским веком". Америка стала причиной появления всех мировых экономических проблем; Америка заплатит за это ужасную цену. "Все, что происходит сегодня в экономической и финансовой сфере, зародилось в США. Это уже не безответственность отдельных лиц, а безответственность системы, которая заявляет о своем превосходстве", - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. При этом Путин не одинок в осуждении США. "Источник и центр проблем, несомненно, находится в США", - заявил министр финансов Германии, Пеер Штайнбрюк. Также Гордон Браун, премьер-министр Великобритании, заявил, что экономические проблемы были завезены в его страну из США, и этот взгляд разделяет лидер оппозиции Дэвид Кэмерон. Как американцы заставили Northern Rock и Bradford & Bingley списать ипотеки на сумму, превышающую стоимость покупаемых домов, или убедили B&B не проверять достоверность заявок на получение ипотек, остается неизвестным.

Назовите экономическую проблему, и ее истоки окажутся в США времен Дж. Буша и в якобы радикальной политике дерегулирования неоконсерваторов. В популярной сегодня игре "поиск виноватого" практичная политика, созданная в Британии и ЕС, развалилась из-за неспособности американских властей обеспечить надлежащий контроль в сфере финансовых услуг. И что еще хуже. Неспособность американских политиков принять немедленное согласованное решение в отношении пакета мер по спасению, свидетельствует о том, что они заинтересованы только в победе на повторных выборах. Неважно, что впоследствии пакет был с легкостью принят, а министр финансов Генри Полсон и председатель ФРС Бен Бернанке ослабили условия кредитования, в то время как Банк Англии и ЕЦБ подняли процентные ставки. Или же, что Америка внедрила масштабный проект по спасению всей отрасли быстрее, чем британское правительство приняло решение в отношении одного банка, Northern Rock. И еще быстрее, чем европейцы, которые предались спорам по поводу решения Ирландии застраховать всех вкладчиков от убытков. Призыв французов оказать скоординированную помощь в рамках всего ЕС остался не услышанным: немцы, утверждающие, что их банкам, по большому счету, ничего не угрожает, боятся, что такая программа обернется набегом на их казну. А Браун предпочитает реагировать локально, на крахи конкретных банков, а также плодить комитеты по урегулированию.

Но Европа ничуть не опечалена. Ее лидеры вне себя от радости, поскольку американская модель, по их мнению, себя дискредитировала. Президент Франции Николя Саркози утверждает, что "идея о существовании всесильного рынка, который функционирует без правил и политической интервенции, безумна. . . [и что] саморегулирование исчерпало себя. Принцип невмешательства доказал свою несостоятельность. Всесильный рынок, который всегда прав - утопия." Тот факт, что ни один американский политик или политический стратег никогда не предлагал, чтобы финансовая система функционировала "без правил", не имеет значения для критиков Америки. Также этих же самых критиков не смущает то, что они потратили годы на осуждение закона Сарбейнса-Оксли, как примера американского чрезмерного регулирования, прежде чем перейти к заявлениям о том, что Америке требуется более высокий, а не низкий, уровень регулирования. Важным обстоятельством является то, что американская модель изжила себя. Или По крайней мере, многие на это надеются. США больше не могут насаждать свою версию капитализма в развитом мире или с презрением относиться к альтернативным моделям капитализма, предлагаемым Китаем и Россией. Или к защите, предоставляемой во Франции важным инфраструктурным компаниям, таким как Danone. И даже больше. Разрастающийся дефицит федерального бюджета указывает на конец эпохи доллара, как резервной валюты. И туда ему и дорога. Его высокий статус служил только для поддержки престижа Америки и давал ей возможность занимать средства для финансирования таких глупых авантюр, как война в Ираке и Афганистане.

Будучи одновременно американцем, экономистом, сторонником демократического капитализма, и жителем Лондона, я привлекаю к себе повышенный интерес британского телевидения, которое ищет хоть кого-нибудь, способного поддержать американскую систему. Критики, выступающие моими респондентами, варьируются от политиков, придерживающихся левых взглядов, которые радуются тому, что капитализм испытывает трудности, до тех, кто придерживается правых идей и винит США в потере работы в Сити их друзьями. Некоторые недовольны тем, что, спасая Bear Stearns, Америка отпустила риск недобросовестности в свободное плавание по всему мир, поощряя грешников к совершению новых грехов, тогда как другие жалуются, что отказ от спасения Lehman Brothers стоил Америке работы тысяч хорошо оплачиваемых британцев. Некоторые выражают недовольство тем, что план спасения Полсона служит вознаграждением для жадных банкиров, которые позволили американской болезни распространиться на Европу, тогда как другие жалуются, что невозможность утверждения плана Полсона с первого раза обострила проблемы европейских финансовых институтов.

Американские политические стратеги пропускают мимо ушей эти придирки и крики. Их работа заключается во внедрении пакета мер по восстановлению. Это будет нелегкой задачей: министр финансов США не может просто снять трубку и заказать 250 млрд. долларов США - первый транш пакета в 700 млрд. долларов США для покупки ненадежных активов. Необходимо разработать аукционную систему, привлечь консультантов и - самое трудное - установить цену для бумаг, для которых, возможно, не существует рынка. Затем им следует заняться реформированием регулятивной системы. В результате этих совокупных действий капитализм, описанный великим экономистом Йозефом Шумпетером (Прим. Profinance.ru: австрийский и американский экономист, социолог и историк) в виде силы, направленной на созидательное разрушение, должен стать чуть менее разрушительным и, возможно, чуть менее созидательным.

Ирвин Стельцер - руководитель группы по исследованию экономической политики в Гудзонском университете
По материалам The Times

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу