Падение цен на нефть ниже $70 за баррель вызвали страхи инвесторов относительно убыточности экспортных поставок сырья. И страхи эти не напрасны. Ниже приводится разложение барреля нефти на налоговые составляющие.
$/bbl | Urals | Экспортная пошлина |
НДПИ | Цена - Налоги |
Доля нефтяников в цене |
Доля налогов в цене |
---|---|---|---|---|---|---|
июн-07 | 67,5 | 27,5 | 12,9 | 27,1 | 40,2% | 59,8% |
июл-07 | 73,6 | 27,5 | 14,2 | 31,9 | 43,4% | 56,6% |
авг-07 | 69,3 | 30,7 | 13,3 | 25,4 | 36,6% | 63,4% |
сен-07 | 74,1 | 30,7 | 14,3 | 29,1 | 39,3% | 60,7% |
окт-07 | 80,0 | 34,3 | 15,6 | 30,1 | 37,6% | 62,4% |
ноя-07 | 77,8 | 34,3 | 15,1 | 28,3 | 36,5% | 63,5% |
дек-07 | 89,0 | 37,7 | 17,6 | 33,7 | 37,9% | 62,1% |
янв-08 | 88,6 | 37,7 | 17,5 | 33,4 | 37,7% | 62,3% |
фев-08 | 91,4 | 45,7 | 18,1 | 27,5 | 30,1% | 69,9% |
мар-08 | 99,0 | 45,7 | 19,8 | 33,5 | 33,8% | 66,2% |
апр-08 | 106,3 | 46,6 | 21,4 | 38,3 | 36,0% | 64,0% |
май-08 | 118,1 | 46,6 | 24,0 | 47,5 | 40,2% | 59,8% |
июн-08 | 128,0 | 54,5 | 26,2 | 47,3 | 37,0% | 63,0% |
июл-08 | 130,3 | 54,5 | 26,7 | 49,1 | 37,7% | 62,3% |
авг-08 | 111,9 | 67,9 | 22,6 | 21,3 | 19,1% | 80,9% |
сен-08 | 97,7 | 67,9 | 19,5 | 10,2 | 10,5% | 89,5% |
окт-08 | 76,9 | 51,0 | 14,9 | 11,0 | 14,3% | 85,7% |
ноя-08* | 70,0 | 51,0 | 13,4 | 5,6 | 8,0% | 92,0% |
дек-08* | 70,0 | 44,2 | 13,4 | 12,4 | 17,7% | 82,3% |
янв-09* | 70,0 | 44,2 | 12,1 | 13,7 | 19,6% | 80,4% |
2009* | 70,0 | 33,0 | 12,1 | 24,9 | 35,6% | 64,4% |
* - данные цены не являются прогнозными. Мы просто использовали отметку в $70 за баррель как пример для анализа.
Как видно из таблицы, экспорт нефти в октябре станет для нефтяных компаний убыточным, поскольку только на налоговые выплаты по НДПИ и пошлинам пойдет 85,7% от экспортной цены. Средняя цена в октябре ($76.9 за баррель) была посчитана по данным за первые 20 дней месяца. Текущая ситуация на рынке нефти говорит в пользу того, что итоговая средняя цена за месяц может упасть вплоть до $70 за баррель. Мы получаем, что у нефтяников остается порядка $11 с барреля экспортированной нефти, чтобы покрыть все остальные издержки. Если оставить экспортные пошлины на текущем уровне и в ноябре, то компаниям достанется только $5,6 с барреля экспортированной нефти после уплаты пошлин и НДПИ.
Двойной эффект «ножниц Кудрина»
Не стоит забывать, что в этом году «ножницы Кудрина» очень активно работают в обоих направлениях: при рекордно высоких ценах на нефть, пошлины не успевали расти, позволяя нефтяникам получать сверхдоходы; при обвале цен пошлины вынудили экспортировать сырье буквально в убыток. Так что происходящее сейчас не критично для нефтяников и будет в значительной степени компенсировано крайне благоприятными результатами первых восьми месяцев. Прибыль нефтяных компаний за первое полугодие 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года выросла на 80-100%.
Косвенным подтверждением того, что ситуация не так плоха, и в годовом сопоставлении финансовые результаты улучшатся, могут стать результаты «Лукойла». Если мы воспользуемся оценкой доходов «Лукойла» за 3 квартал 2008 года, предоставленной ConocoPhillips, то увидим, что чистая прибыль «Лукойла» за 9 месяцев 2008 года вырастет в годовом сопоставлении на 50%.
Ситуация на рынке нефти для компаний губительна из-за высокой волатильности цен. Если предположить, что средняя цена нефти будет находиться на уровне $70 за баррель в течение всего 2009 года, то доля налогов в экспортной цене вернется к своим нормальным значениям на уровне 60-65% (последняя строка таблицы). По сути дела, это нормальная доля нефтяников от экспортной выручки, очищенная от эффекта «ножниц Кудрина» (то есть очищенная от расчета пошлин с временным лагом). Стоит отметить, что в 2009 году ситуация с налоговой нагрузкой для нефтяников будет немного лучше из-за роста необлагаемой базы по НДПИ с $9 до $15, что добавит $1,3 в карман компаниям с каждого добытого барреля нефти.
Как будут изменяться экспортные пошлины в ближайшее время?
Пошлина в октябре была сразу снижена на $123,7. Если бы ее не снизили до $372,2 за тонну, ее расчетное значение составило бы $483 за тонну. Это означало бы, что нефтяные компании за каждый баррель экспортированной нефти платили бы порядка $66,2. А это фактическая цена Urals на сегодняшний день. Таким образом, государству просто ничего не остается, кроме как пойти на очередное снижение пошлин, чтобы выручить нефтяные компании. Скорее всего, новый размер пошлин будет установлен уже с 1 ноября. Кроме того, Минэнерго до декабря может ввести двухнедельный мониторинг цен для расчета пошлин, чтобы учесть в пошлинах высокую волатильность рынка. Попробуем определить, до какого размера может быть снижена пошлина. На графике ниже представлена доля экспортной пошлины в средней цене нефти марки Urals.
Расчетная пошлина с 1 декабря составляет по нашим оценкам $310-320 с тонны (или $42.5-$43,8 с барреля). Такие значения получаются у нас исходя из средних цен за сентябрь-октябрь. При цене Urals на уровне $70 за баррель после уплаты экспортных пошлин и НДПИ в кармане нефтяников останется $12,4 с барреля экспортированной нефти. В текущих условиях было бы целесообразно довести эту цифру до $20-25, что позволило бы вернуться к нормальным уровням налоговой нагрузки на экспортные поставки (с учетом НДПИ). НДПИ в текущих условиях не будет снижен, поскольку его снижение и так произойдет с 1 января 2009 года. Поэтому для получения более умеренного уровня налоговой нагрузки необходимо снизить пошлины до $230-267 за тонну. Такой размер пошлин соответствует средней расчетной цене нефти на уровне $68-76 за баррель. Кстати, получается, что такой размер пошлин рано или поздно будет установлен, если будет введен двухнедельный мониторинг цен для расчета пошлин.
Сколько потеряет государство?
В условиях финансового кризиса важно оценить, сколько недополучает государство после каждого подобного снижения пошлин. Объем экспорта мы рассчитали как среднее значение по данным за первые 8 месяцев 2008 года. В таблице ниже показаны предполагаемые потери бюджета от снижения экспортной пошлины.
Расчетная пошлина | Введенная пошлина | Потери с барреля, $ | Потери с тонны, $ | Экспорт, млн тонн/мес | Потери всего, $млрд | |
---|---|---|---|---|---|---|
октябрь | 483,1 | 372,2 | 15,2 | 110,9 | 20,35 | 2,26 |
ноябрь | 322,8 | 267 | 7,6 | 55,8 | 20,35 | 1,13 |
Это так называемые «дополнительные потери», возникающие из-за внепланового снижения пошлин. По нашим расчетам, из-за подобных внеплановых снижений пошлин в этом году бюджет недополучит $5,65 млрд. В этом году мы оцениваем доход бюджета от экспортных пошлин на нефть на уровне $90 млрд. Ниже приведен график зависимости годового дохода бюджета от экспортных пошлин на нефть и средних цен на нефть (исходя из годового объема экспорта сырой нефти на уровне 250 млн тонн).
Целевые цены
Мы до сих пор не пересмотрели наши целевые цены по акциям нефтегазового сектора. Мы уже писали, что в условиях хаоса на мировых рынках, заниматься этим попросту бесполезно. Во-первых, невозможно оценить ставку дисконтирования с приемлемой точностью из-за волатильности на финансовых рынках. Во-вторых, государство каждый день объявляет о новых мерах по поддержке рынков и компаний. Определение новых фундаментальных целей станет возможным только после наступления хотя бы относительной стабильности.
К сожалению, вышеизложенный анализ положения нефтяников пока бесполезен для рыночных котировок. Инвесторы обратят внимание на все вышеназванные факторы только тогда, когда наступит стабилизация на мировых финансовых рынках.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу