29 октября 2008 Архив
Европа хочет саммит до конца года. Европа хочет этого. Европа требует этого. Европа получит это”. Так сказал Николя Саркози - президент Франции и председатель Евросоюза (до января) - перед отлетом в Вашингтон. Там он убедил президента Джорджа Буша согласиться на участие в международном саммите, посвященном, как сказал г-н Саркози, не чему-нибудь, а “восстановлению капиталистической системы”. Эта поездка в Вашингтон практически стала сбывшейся французской мечтой: успешная попытка принудить США к обсуждению глобального руководства и укрощения капитализма. Сейчас, когда образы рушащихся банков и очередей в благотворительные столовые стираются из памяти, европейцы начинают получать от мирового финансового кризиса удовольствие.
Заразительная уверенность г-на Саркози подкрепляется расхожим мнением, что Европа хорошо перенесла кризис. После периода смятения европейские лидеры сплотили силы и выработали план спасения банков и восстановления минимума доверия. Однако европейцам не следует доверять ни собственной рекламе, ни доверчивому и шокированному президенту США. Несмотря на то, что Евросоюз считает себя мировым лидером в искусстве международного руководства, в борьбе с кризисом он частично проигнорировал некоторые из своих собственных заветных принципов. Самые ретивые европейцы в Брюсселе знают, что в период кризиса все забыли про истинную веру в “метода сообщества”, променяли его на ужасную ересь под названием “межправительственность”. Говоря простым языком, борьба с кризисом велась национальными правительствами. Институты самого Евросоюза - парламент, комиссия - также как и могущественный законодательный орган Евросоюза, по большому счету не играли никакой роли. Возможно, это звучит как непонятный теологический диспут, представляющий интерес только для жреческой касты в Брюсселе. Однако французский председатель Евросоюза провозгласил это “новым режимом организации и принятия решений”. И он может увести Евросоюз в совершенно непредсказуемом направлении, возвещая о более масштабной атаке на его основные силы и политики.
Это совсем не то, на что уповали правоверные европейской интеграции в период кризиса. Они всегда верили в теорию “опасной случайности” европейской интеграции - что кризисы понуждают европейцев сплотиться и принять более глубокие формы политической и экономической интеграции. Бывший председатель Еврокомиссии Романо Проди пояснил эту теорию в интервью газете Financial Times в 1999 году. Он признал, что правительство для управления европейской экономики не было создано вместе с единой европейской валютой. Однако он добавил: “Я уверен, что евро заставит нас ввести новый набор инструментов экономической политики. На данный момент это невозможно с политической точки зрения. Но однажды случится кризис, который приведет к созданию новых инструментов”. Итак, кризис случился, однако реакцией Евросоюза не стало создание “новых инструментов”. В действительности, произошло совершенно противоположное. Позволив правительствам стран Евросоюза выручать свои банки, Евросоюз был вынужден проигнорировать некоторые из наиболее чтимых и мощных “инструментов” - законов о государственном субсидировании, призванных предупреждать финансирование европейскими правительствами своих национальных компаний, а также правил бюджетной дисциплины, призванных предотвращать девальвирование национальными правительствами общей валюты посредством образования неприемлемого бюджетного дефицита. В теории, эти упущения - лишь временные меры в борьбе с кризисом. Опасно то, что эти меры превратятся в непрерывное стремление уменьшить масштабы полномочий Евросоюза.
Кажется, что Италии и Франции, в особенности, не терпится атаковать на других фронтах законы о государственном субсидировании. Как и в США, помимо банков там требуют спасти и автомобильные компании. Появляются и другие заманчивые мишени. Г-н Саркози с давних пор критиковал решительно независимый Европейский центральный банк и Пакт о стабильности и росте, накладывающий ограничения на бюджетный дефицит. Некоторые государства центральной Европы, под предводительством Польши, хотят отменить европейские законы об охране окружающей среды. Правительство Франции, как и большинство стран Европы, долгое время считало, что Европейская комиссия была оккупирована доктринерами рыночного либерализма. Г-н Саркози утверждает, что кризис доказал безумство веры в непременность правоты рынка. Таким образом, возможно, финансовый кризис подготовил разумное обоснование для начала атаки на полномочия еврокомиссии в целях управления внутренним европейским рынком. Кому нужны все эти вычурные и нереалистические законы, когда супер-Саркози должен спасать компании и даже целые экономики?!
Куда могут завести г-на Саркози его интервентские инстинкты при принятии нового "Бреттонвудского" соглашения (Прим. Бреттон-Вудское соглашение - договор, подписанный первыми членами ООН в 1944 г. и учреждающий Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также золотовалютный стандарт фиксированного обменного курса)? Уже есть некоторые наметки по этому поводу. Помимо стандартных призывов к ужесточению управления международной банковской системой г-н Саркози взывает к карательным мерам в отношении стран с низкими налогами. Франция давно видела проблемы в концепции “несправедливой налоговой конкуренции” между странами. В документе, принятом по итогам недавнего саммита Евросоюза, также призывается к увеличению контроля над административной заработной платой, поощряющей принятие чрезмерных рисков. Вряд ли американская администрация будет очарована международными попытками согласовать налоговые режимы и схемы оплаты труда руководящей верхушке. Да и не пойдет она на это. Политикам Северной Америки и Азии также следует осознавать, что, призывая к выработке новых международных норм и положений, Евросоюз спокойно игнорирует некоторые из своих собственных принципиальных стандартов. Очень просто предлагать прекрасные и захватывающие схемы международного управления. Однако они могут быстро потерять свое значение, лишь только грянет кризис.
Гидеон Рэчмэн
The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Заразительная уверенность г-на Саркози подкрепляется расхожим мнением, что Европа хорошо перенесла кризис. После периода смятения европейские лидеры сплотили силы и выработали план спасения банков и восстановления минимума доверия. Однако европейцам не следует доверять ни собственной рекламе, ни доверчивому и шокированному президенту США. Несмотря на то, что Евросоюз считает себя мировым лидером в искусстве международного руководства, в борьбе с кризисом он частично проигнорировал некоторые из своих собственных заветных принципов. Самые ретивые европейцы в Брюсселе знают, что в период кризиса все забыли про истинную веру в “метода сообщества”, променяли его на ужасную ересь под названием “межправительственность”. Говоря простым языком, борьба с кризисом велась национальными правительствами. Институты самого Евросоюза - парламент, комиссия - также как и могущественный законодательный орган Евросоюза, по большому счету не играли никакой роли. Возможно, это звучит как непонятный теологический диспут, представляющий интерес только для жреческой касты в Брюсселе. Однако французский председатель Евросоюза провозгласил это “новым режимом организации и принятия решений”. И он может увести Евросоюз в совершенно непредсказуемом направлении, возвещая о более масштабной атаке на его основные силы и политики.
Это совсем не то, на что уповали правоверные европейской интеграции в период кризиса. Они всегда верили в теорию “опасной случайности” европейской интеграции - что кризисы понуждают европейцев сплотиться и принять более глубокие формы политической и экономической интеграции. Бывший председатель Еврокомиссии Романо Проди пояснил эту теорию в интервью газете Financial Times в 1999 году. Он признал, что правительство для управления европейской экономики не было создано вместе с единой европейской валютой. Однако он добавил: “Я уверен, что евро заставит нас ввести новый набор инструментов экономической политики. На данный момент это невозможно с политической точки зрения. Но однажды случится кризис, который приведет к созданию новых инструментов”. Итак, кризис случился, однако реакцией Евросоюза не стало создание “новых инструментов”. В действительности, произошло совершенно противоположное. Позволив правительствам стран Евросоюза выручать свои банки, Евросоюз был вынужден проигнорировать некоторые из наиболее чтимых и мощных “инструментов” - законов о государственном субсидировании, призванных предупреждать финансирование европейскими правительствами своих национальных компаний, а также правил бюджетной дисциплины, призванных предотвращать девальвирование национальными правительствами общей валюты посредством образования неприемлемого бюджетного дефицита. В теории, эти упущения - лишь временные меры в борьбе с кризисом. Опасно то, что эти меры превратятся в непрерывное стремление уменьшить масштабы полномочий Евросоюза.
Кажется, что Италии и Франции, в особенности, не терпится атаковать на других фронтах законы о государственном субсидировании. Как и в США, помимо банков там требуют спасти и автомобильные компании. Появляются и другие заманчивые мишени. Г-н Саркози с давних пор критиковал решительно независимый Европейский центральный банк и Пакт о стабильности и росте, накладывающий ограничения на бюджетный дефицит. Некоторые государства центральной Европы, под предводительством Польши, хотят отменить европейские законы об охране окружающей среды. Правительство Франции, как и большинство стран Европы, долгое время считало, что Европейская комиссия была оккупирована доктринерами рыночного либерализма. Г-н Саркози утверждает, что кризис доказал безумство веры в непременность правоты рынка. Таким образом, возможно, финансовый кризис подготовил разумное обоснование для начала атаки на полномочия еврокомиссии в целях управления внутренним европейским рынком. Кому нужны все эти вычурные и нереалистические законы, когда супер-Саркози должен спасать компании и даже целые экономики?!
Куда могут завести г-на Саркози его интервентские инстинкты при принятии нового "Бреттонвудского" соглашения (Прим. Бреттон-Вудское соглашение - договор, подписанный первыми членами ООН в 1944 г. и учреждающий Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также золотовалютный стандарт фиксированного обменного курса)? Уже есть некоторые наметки по этому поводу. Помимо стандартных призывов к ужесточению управления международной банковской системой г-н Саркози взывает к карательным мерам в отношении стран с низкими налогами. Франция давно видела проблемы в концепции “несправедливой налоговой конкуренции” между странами. В документе, принятом по итогам недавнего саммита Евросоюза, также призывается к увеличению контроля над административной заработной платой, поощряющей принятие чрезмерных рисков. Вряд ли американская администрация будет очарована международными попытками согласовать налоговые режимы и схемы оплаты труда руководящей верхушке. Да и не пойдет она на это. Политикам Северной Америки и Азии также следует осознавать, что, призывая к выработке новых международных норм и положений, Евросоюз спокойно игнорирует некоторые из своих собственных принципиальных стандартов. Очень просто предлагать прекрасные и захватывающие схемы международного управления. Однако они могут быстро потерять свое значение, лишь только грянет кризис.
Гидеон Рэчмэн
The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу