7 октября 2016 QB Finance Жданов Александр
Прошедший год стал для пенсионных фондов непростым сразу с нескольких точек зрения. По итогам года объем пенсионных активов в девятнадцати крупнейших по размерам пенсионных накоплений граждан странах сократился на 0,9% г/г до $35,4 трлн. Подобная динамика обусловлена целым рядом факторов, среди которых рост волатильности на фондовых рынках, низкие ставки по инструментам с фиксированной доходностью, а также сокращение темпов роста развивающихся экономик.
Глобальные тенденции
На текущий момент крупнейшим по размерам пенсионных накоплений является рынок США – по итогам 2015 года размер пенсионных активов в стране увеличился на 0,3% г/г и достиг $21,8 трлн. (или 121,2% ВВП). Только в Нидерландах покрытие пенсионных активов превысило американский показатель – индикатор достиг 183,6% ВВП. Среди тенденций в распределении пенсионных активов в Штатах можно выделить тенденцию роста доли нетрадиционных активов в портфелях пенсионных фондов (недвижимость, наличные средства и т.д.). Если в 2005 году 84% активов пенсионных фондов составляли акции и облигации, то к 2015 году данный показатель сократился до 70%. В то же время в отрасли происходят и глобальные изменения.
Во-первых, с 1998 года по 2015 год в странах из P7 (Австралия, Канада, Япония, Нидерланды, Швейцария и США) объем акций иностранных эмитентов в общем объеме вложений в акции расширился с 35,3% до 56,1%. При этом первое место по показателю “домашних” акций в портфеле принадлежит США – по итогам 2015 года более 60% акций в портфелях пенсионных фондов Штатов представляли из себя акции местных эмитентов. Во-вторых, средняя доля вложений в местные облигации остается высокой – за аналогичный период показатель сократился с 88,2% до 76,3%.
Лидеры сектора
Стоит отметить, что происходящие в последние 2 года изменения в мировой экономике сказались и на лидерах сектора. Так по итогам 2015 года объем активов под управлением крупнейших 300 пенсионных фондов мира сократился на 3,4% г/г до $14,8 трлн. Кроме внешних, существуют и внутренние причины подобной динамики, основанные на структуре инвестиций крупных фондов. Так 43,3% инвестиций 20 крупнейших мировых фондов приходятся на акции, 40% – на облигации и только 16,7% – на альтернативные инструменты и наличные средства. При этом аналогичные показатели в целом по странам P7 в 2015 году составляли 44%, 29% и 27%. Таким образом, низкие ставки по инструментам с фиксированной доходностью в большей степени влияют на лидеров отрасли, которые более консервативны в своих инвестициях.
Структура инвестиций пенсионных фондов, % (Источник: Pension & Investments / Willis Towers Watson 300 Analysis, Global Pension Assets Study / Willis Towers Watson)
Рост спроса на альтернативные инструменты, ожидаемая доходность по которым превышает доходность от традиционных инвестиций, привел и к увеличению конкуренции в отрасли. Так с 2010 года по 2015 год доля активов под управление 300 крупнейших мировых пенсионных фондов в общемировом объеме пенсионных активов сократилась с 45,3% до 42%. При этом наиболее конкурентным является американский рынок, на котором 10 крупнейших пенсионных фондов управляют только 8,5% активов. Для сравнения, аналогичный показатель в Великобритании составляет 14,3%, в то время как в Японии индикатор находится на уровне 63,4% (42,5% пенсионных активов в стране управляются Государственным пенсионным фондом).
Роль американских фондов в мировой пенсионной системе в последние годы растет, что во многом связано с широкими возможностями для инвестиций в США для иностранных граждан. Так с 2010 года по 2015 год число американских фондов среди 300 крупнейших мировых пенсионных фондов увеличилось на 10 ед. до 131 ед., в то время как доля американских фондов в объеме активов 20-ти крупнейших фондов за последний год расширилась с 25,2% до 25,5%. Вместе с тем, данный показатель все еще остается существенно ниже уровня в 36%, достигнутого в 2007 году. На фоне прогнозируемого роста ключевой ставки ФРС США мы ожидаем дальнейшего увеличения роли американских пенсионных фондов в секторе.
Пенсионная система США
На текущий момент в отрасли наблюдается несколько качественных тенденций, которые могут оказать влияние на ее стабильность в перспективе ближайшего десятилетия. По итогам 2015 года семь из пятнадцати крупнейших пенсионных фондов заявили о том, что увеличение продолжительности жизни и соответствующий рост доли взрослого населения в мире являются угрозами для стабильности мировой пенсионной системы. Для примера, в 1990 году доля мужского населения в США старше 65 лет составляла 5,04%, в то время как к концу 2015 года аналогичный показатель увеличился до 15,25%. При этом с 1990 года по 2013 год средняя продолжительность жизни мужского населения в стране увеличилась на 4,6 года до 76,4 лет.
Дополнительные вопросы о будущем пенсионной системы возникают и в связи с новыми ориентирами работающих граждан. С развитием технологий в моду вошли частичная занятость, фриланс, а также частая смена работодателей. Так с августа 1994 года по август 2016 года доля граждан США с частичной занятостью по неэкономическим причинам неуклонно увеличивалась с 12,1% до 13,5%. Налоги с заработной платы действующих работников наряду с пенсионными накоплениями граждан “докомпьютерной” эпохи способны покрыть нужды нынешних пенсионеров, однако низкие пенсионные отчисления ныне работающего поколения вызывают опасения.
По данным Fidelity Investments, для поддержания привычного уровня жизни в пенсионном возрасте домохозяйствам в Штатах необходимо получать пенсию в размере 85% от предыдущей заработной платы. Согласно Center for Retirement Research, который отслеживает долю домохозяйств в возрасте 30-64 лет, которые не смогут поддерживать свой уровень жизни в старости, показатель риска The National Retirement Risk Index в 2013 году достиг 52% по сравнению с 30% в 1989 году.
The National Retirement Risk Index, % (Источник: Center for Retirement Research)
Дополнительные данные только подтверждают данное опасение – так Fidelity Investments к 67 годам советует американским домохозяйствам иметь как минимум 8 годовых заработных плат на пенсионных счетах (в рамках планов Defined Contribution и Individual Retirement Account). Однако, по прогнозам, 70,2% граждан в околопенсионном возрасте (с 55 лет до 64 лет) не достигнут данного показателя к моменту выхода на пенсию. При этом средний размер пенсионных счетов у данного слоя населения достигает $104 тыс.
Традиционная рекомендация – снимать по 4% в год со своего счета – обеспечит только $350 в месяц для домохозяйств по сравнению с текущей средней заработной платой в США в размере $3,5 тыс. в месяц. При этом среди домохозяйств в возрасте 55-64 лет на конец 2013 года 62,4% имели на своих пенсионных счетах менее одной годовой зарплаты, в то время как доля домохозяйств в данной возрастной группе с размером пенсионного счета, превышающим 4 годовые зарплаты, достигла всего 9,9%.
Упомянутые структурные проблемы, по нашему мнению, станут глобальной проблемой для пенсионной системы страны в перспективе ближайшего десятилетия. Неспособность будущих пенсионеров поддерживать привычный уровень жизни может оказать значительное влияние на внутренний спрос.
Влияние пенсионных фондов на рынки
Несмотря на рост конкуренции в отрасли, крупнейшие мировые пенсионные фонды все еще могут влиять на глобальные настроения на рынках. В данной связи инвесторам стоит внимательнее относиться к их заявлениям. Одним из ярких примеров могут служить действия второго по размерам пенсионного фонда в мире – Государственного пенсионного фонда Норвегии, активы которого на конец 2015 года составляли $865 млрд. Для сравнения, ВВП РФ в 2015 году составил $1,23 трлн. На текущий момент фонд владеет 2,3% акций всех европейских компаний, долями более чем в 9 тыс. компаний в 78 странах мира.
Крупнейшие позиции Государственного пенсионного фонда Норвегии* (Источник: Norges Bank Investment Management (*на 31 декабря 2015 года))
5 июня 2015 года норвежский парламент принял решение, на основании которого суверенный фонд Норвегии к 1 января 2016 года должен был выйти из капитала тех компаний, бизнес которых больше чем на 30% зависит от угля. На тот момент размер инвестиций фонда в подобные активы, по оценкам Министерства финансов Норвегии, составлял $9-10 млрд. В тот же день цена акций топливных компаний RWE AG сократилась на 3,5%, SSE Plc на 4,3%, в то время как стоимость акций другой компании Duke Energy Corp, в капитал которой входил норвежский фонд, упала на 3,8%. Для сравнения, индекс S&P 500 Materials по итогам торгового дня потерял только 1,2%.
По словам ряда представителей фонда, в его портфеле существуют акции около 100 компаний, из капитала которых фонд может выйти в ближайшее время в связи с недостаточно хорошей репутацией активов. По нашему мнению, инвесторам стоит обращать пристальное внимание на заявления крупнейших пенсионных фондов в процессе подбора долгосрочных инвестиций.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Глобальные тенденции
На текущий момент крупнейшим по размерам пенсионных накоплений является рынок США – по итогам 2015 года размер пенсионных активов в стране увеличился на 0,3% г/г и достиг $21,8 трлн. (или 121,2% ВВП). Только в Нидерландах покрытие пенсионных активов превысило американский показатель – индикатор достиг 183,6% ВВП. Среди тенденций в распределении пенсионных активов в Штатах можно выделить тенденцию роста доли нетрадиционных активов в портфелях пенсионных фондов (недвижимость, наличные средства и т.д.). Если в 2005 году 84% активов пенсионных фондов составляли акции и облигации, то к 2015 году данный показатель сократился до 70%. В то же время в отрасли происходят и глобальные изменения.
Во-первых, с 1998 года по 2015 год в странах из P7 (Австралия, Канада, Япония, Нидерланды, Швейцария и США) объем акций иностранных эмитентов в общем объеме вложений в акции расширился с 35,3% до 56,1%. При этом первое место по показателю “домашних” акций в портфеле принадлежит США – по итогам 2015 года более 60% акций в портфелях пенсионных фондов Штатов представляли из себя акции местных эмитентов. Во-вторых, средняя доля вложений в местные облигации остается высокой – за аналогичный период показатель сократился с 88,2% до 76,3%.
Лидеры сектора
Стоит отметить, что происходящие в последние 2 года изменения в мировой экономике сказались и на лидерах сектора. Так по итогам 2015 года объем активов под управлением крупнейших 300 пенсионных фондов мира сократился на 3,4% г/г до $14,8 трлн. Кроме внешних, существуют и внутренние причины подобной динамики, основанные на структуре инвестиций крупных фондов. Так 43,3% инвестиций 20 крупнейших мировых фондов приходятся на акции, 40% – на облигации и только 16,7% – на альтернативные инструменты и наличные средства. При этом аналогичные показатели в целом по странам P7 в 2015 году составляли 44%, 29% и 27%. Таким образом, низкие ставки по инструментам с фиксированной доходностью в большей степени влияют на лидеров отрасли, которые более консервативны в своих инвестициях.
Структура инвестиций пенсионных фондов, % (Источник: Pension & Investments / Willis Towers Watson 300 Analysis, Global Pension Assets Study / Willis Towers Watson)
Рост спроса на альтернативные инструменты, ожидаемая доходность по которым превышает доходность от традиционных инвестиций, привел и к увеличению конкуренции в отрасли. Так с 2010 года по 2015 год доля активов под управление 300 крупнейших мировых пенсионных фондов в общемировом объеме пенсионных активов сократилась с 45,3% до 42%. При этом наиболее конкурентным является американский рынок, на котором 10 крупнейших пенсионных фондов управляют только 8,5% активов. Для сравнения, аналогичный показатель в Великобритании составляет 14,3%, в то время как в Японии индикатор находится на уровне 63,4% (42,5% пенсионных активов в стране управляются Государственным пенсионным фондом).
Роль американских фондов в мировой пенсионной системе в последние годы растет, что во многом связано с широкими возможностями для инвестиций в США для иностранных граждан. Так с 2010 года по 2015 год число американских фондов среди 300 крупнейших мировых пенсионных фондов увеличилось на 10 ед. до 131 ед., в то время как доля американских фондов в объеме активов 20-ти крупнейших фондов за последний год расширилась с 25,2% до 25,5%. Вместе с тем, данный показатель все еще остается существенно ниже уровня в 36%, достигнутого в 2007 году. На фоне прогнозируемого роста ключевой ставки ФРС США мы ожидаем дальнейшего увеличения роли американских пенсионных фондов в секторе.
Пенсионная система США
На текущий момент в отрасли наблюдается несколько качественных тенденций, которые могут оказать влияние на ее стабильность в перспективе ближайшего десятилетия. По итогам 2015 года семь из пятнадцати крупнейших пенсионных фондов заявили о том, что увеличение продолжительности жизни и соответствующий рост доли взрослого населения в мире являются угрозами для стабильности мировой пенсионной системы. Для примера, в 1990 году доля мужского населения в США старше 65 лет составляла 5,04%, в то время как к концу 2015 года аналогичный показатель увеличился до 15,25%. При этом с 1990 года по 2013 год средняя продолжительность жизни мужского населения в стране увеличилась на 4,6 года до 76,4 лет.
Дополнительные вопросы о будущем пенсионной системы возникают и в связи с новыми ориентирами работающих граждан. С развитием технологий в моду вошли частичная занятость, фриланс, а также частая смена работодателей. Так с августа 1994 года по август 2016 года доля граждан США с частичной занятостью по неэкономическим причинам неуклонно увеличивалась с 12,1% до 13,5%. Налоги с заработной платы действующих работников наряду с пенсионными накоплениями граждан “докомпьютерной” эпохи способны покрыть нужды нынешних пенсионеров, однако низкие пенсионные отчисления ныне работающего поколения вызывают опасения.
По данным Fidelity Investments, для поддержания привычного уровня жизни в пенсионном возрасте домохозяйствам в Штатах необходимо получать пенсию в размере 85% от предыдущей заработной платы. Согласно Center for Retirement Research, который отслеживает долю домохозяйств в возрасте 30-64 лет, которые не смогут поддерживать свой уровень жизни в старости, показатель риска The National Retirement Risk Index в 2013 году достиг 52% по сравнению с 30% в 1989 году.
The National Retirement Risk Index, % (Источник: Center for Retirement Research)
Дополнительные данные только подтверждают данное опасение – так Fidelity Investments к 67 годам советует американским домохозяйствам иметь как минимум 8 годовых заработных плат на пенсионных счетах (в рамках планов Defined Contribution и Individual Retirement Account). Однако, по прогнозам, 70,2% граждан в околопенсионном возрасте (с 55 лет до 64 лет) не достигнут данного показателя к моменту выхода на пенсию. При этом средний размер пенсионных счетов у данного слоя населения достигает $104 тыс.
Традиционная рекомендация – снимать по 4% в год со своего счета – обеспечит только $350 в месяц для домохозяйств по сравнению с текущей средней заработной платой в США в размере $3,5 тыс. в месяц. При этом среди домохозяйств в возрасте 55-64 лет на конец 2013 года 62,4% имели на своих пенсионных счетах менее одной годовой зарплаты, в то время как доля домохозяйств в данной возрастной группе с размером пенсионного счета, превышающим 4 годовые зарплаты, достигла всего 9,9%.
Упомянутые структурные проблемы, по нашему мнению, станут глобальной проблемой для пенсионной системы страны в перспективе ближайшего десятилетия. Неспособность будущих пенсионеров поддерживать привычный уровень жизни может оказать значительное влияние на внутренний спрос.
Влияние пенсионных фондов на рынки
Несмотря на рост конкуренции в отрасли, крупнейшие мировые пенсионные фонды все еще могут влиять на глобальные настроения на рынках. В данной связи инвесторам стоит внимательнее относиться к их заявлениям. Одним из ярких примеров могут служить действия второго по размерам пенсионного фонда в мире – Государственного пенсионного фонда Норвегии, активы которого на конец 2015 года составляли $865 млрд. Для сравнения, ВВП РФ в 2015 году составил $1,23 трлн. На текущий момент фонд владеет 2,3% акций всех европейских компаний, долями более чем в 9 тыс. компаний в 78 странах мира.
Крупнейшие позиции Государственного пенсионного фонда Норвегии* (Источник: Norges Bank Investment Management (*на 31 декабря 2015 года))
5 июня 2015 года норвежский парламент принял решение, на основании которого суверенный фонд Норвегии к 1 января 2016 года должен был выйти из капитала тех компаний, бизнес которых больше чем на 30% зависит от угля. На тот момент размер инвестиций фонда в подобные активы, по оценкам Министерства финансов Норвегии, составлял $9-10 млрд. В тот же день цена акций топливных компаний RWE AG сократилась на 3,5%, SSE Plc на 4,3%, в то время как стоимость акций другой компании Duke Energy Corp, в капитал которой входил норвежский фонд, упала на 3,8%. Для сравнения, индекс S&P 500 Materials по итогам торгового дня потерял только 1,2%.
По словам ряда представителей фонда, в его портфеле существуют акции около 100 компаний, из капитала которых фонд может выйти в ближайшее время в связи с недостаточно хорошей репутацией активов. По нашему мнению, инвесторам стоит обращать пристальное внимание на заявления крупнейших пенсионных фондов в процессе подбора долгосрочных инвестиций.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу