25 октября 2016 Finanz.ru
В 2018 году показатели государственного долга России могут приблизиться к верхней планке, определенной Минфином в проекте закона о бюджете, а в 2020-м - пересечь ее, следует из данных очередного мониторинга экономической ситуации в РФ, подготовленного Институтом Гайдара и РАНХиГС.
Выпуск государственных облигаций, по идее Минфина, должен прийти на смену тратам из Резервного фонда и ФНБ, объем которых в ближайшую трехлетку фактически обнулится (в ФНБ останутся лишь неликвидные активы на 3,15% ВВП).
Согласно проекту бюджета на 2017-19 гг, правительство намерено увеличить займы на рынке втрое - до 1,05 трлн рублей в год.
Обратной стороной долгового финансирования станет рост расходов бюджета на обслуживание долга - т.е. выплату процентов по выпущенным облигациям. За три года общая сумма этих трат увеличится в 1,5 раза - с 540 до 870 млрд рублей в год.
Именно эти расходы, а не сам размер госдолга, являются критическими для бюджета любой страны, в том числе России, напоминают экономисты.
Минфин определяет верхнюю планку таких расходов в 0,8-1% ВВП. С 2020-го года выпуск нового долга необходимо, как считают в ведомстве, ограничить этой суммой - иными словами, занимать ровно столько, сколько требуется на оплату процентов по уже размещенным облигациям.
"Однако надо учитывать, уже в 2018 году расходы на обслуживание долга при гипотезе, согласно которой дефицит будет сокращаться, подойдут к верхней границе (0,93% ВВП), при этом запланировано ежегодное привлечение внутренних заимствований на сумму более 1 трлн руб.; сохраняются проблемы с растущими долгами регионов и несбалансированностью Пенсионного фонда" - отмечают авторы мониторинга.
В этих условиях, считают экономисты, остановить рост долга вряд ли будет возможно и 2020 году.
При этом на уровне субъектов долговая проблема уже приобрела "неуправляемый" характер.
"Регионы, повышая заработные платы работникам бюджетной сети, не только отказываются от бюджетных инвестиций, но и наращивают долги вследствие растущих дефицитов консолидированных бюджетов. Так, если до 2012 г. многие субъекты РФ имели незначительный государственный долг, то уже к началу 2016 г. у 14 регионов объем государственного долга превысил 100% налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов", - говорится в мониторинге.
Внешний долг России тем временем уже находится за критически порогом, сообщал ранее ЦБ РФ.
По данным регулятора, на обслуживание внешних займов (процентные платежи и погашения) уходит 36% всего притока валюты от экспорта.
Критическим же считается показатель в 25% - это уровень указан Счетной палатой России и используется самим ЦБ.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Выпуск государственных облигаций, по идее Минфина, должен прийти на смену тратам из Резервного фонда и ФНБ, объем которых в ближайшую трехлетку фактически обнулится (в ФНБ останутся лишь неликвидные активы на 3,15% ВВП).
Согласно проекту бюджета на 2017-19 гг, правительство намерено увеличить займы на рынке втрое - до 1,05 трлн рублей в год.
Обратной стороной долгового финансирования станет рост расходов бюджета на обслуживание долга - т.е. выплату процентов по выпущенным облигациям. За три года общая сумма этих трат увеличится в 1,5 раза - с 540 до 870 млрд рублей в год.
Именно эти расходы, а не сам размер госдолга, являются критическими для бюджета любой страны, в том числе России, напоминают экономисты.
Минфин определяет верхнюю планку таких расходов в 0,8-1% ВВП. С 2020-го года выпуск нового долга необходимо, как считают в ведомстве, ограничить этой суммой - иными словами, занимать ровно столько, сколько требуется на оплату процентов по уже размещенным облигациям.
"Однако надо учитывать, уже в 2018 году расходы на обслуживание долга при гипотезе, согласно которой дефицит будет сокращаться, подойдут к верхней границе (0,93% ВВП), при этом запланировано ежегодное привлечение внутренних заимствований на сумму более 1 трлн руб.; сохраняются проблемы с растущими долгами регионов и несбалансированностью Пенсионного фонда" - отмечают авторы мониторинга.
В этих условиях, считают экономисты, остановить рост долга вряд ли будет возможно и 2020 году.
При этом на уровне субъектов долговая проблема уже приобрела "неуправляемый" характер.
"Регионы, повышая заработные платы работникам бюджетной сети, не только отказываются от бюджетных инвестиций, но и наращивают долги вследствие растущих дефицитов консолидированных бюджетов. Так, если до 2012 г. многие субъекты РФ имели незначительный государственный долг, то уже к началу 2016 г. у 14 регионов объем государственного долга превысил 100% налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов", - говорится в мониторинге.
Внешний долг России тем временем уже находится за критически порогом, сообщал ранее ЦБ РФ.
По данным регулятора, на обслуживание внешних займов (процентные платежи и погашения) уходит 36% всего притока валюты от экспорта.
Критическим же считается показатель в 25% - это уровень указан Счетной палатой России и используется самим ЦБ.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу