9 ноября 2016 Financial Times
Отличительными особенностями экономики Беларуси по-прежнему остается наличие колхозов и госпредприятий – наследия советского прошлого. «Вынужден признать, что в прошлом мы много говорили о многовекторности политики, однако в действительности мы летели на одном крыле», - заявил в прошлом месяце президент Беларуси Александр Лукашено, комментируя сильную экономическую зависимость своей страны от России. «Наша задача – добиться реального позитивного баланса в отношениях со всеми соседями… Мы готовы сотрудничать со всеми».
Многие расценили тогда этот комментарий как важный вклад в дискуссию об экономическом будущем страны. Это вопрос того, поворачиваться ли ей на запад или нет. Подобные умонастроения постепенно начинают просачиваться в администрацию даже такого жестко контролируемого государства, как отмечают местные чиновники и зарубежные дипломаты. В экономике Беларуси, бывшей некогда частью СССР, по-прежнему преобладают госпредприятия и колхозы. В условиях дефицита собственных природных ресурсов страна переживает сильный экономический спад.
По мнению аналитиков, единственно возможным выходом для Минска является либерализация экономики и открытие доступа на ее рынки. Однако Минск, расположившийся между Россией и восточной границей ЕС, не уверен, как ему нащупать в этой ситуации верный геополитический баланс.
Для Запада политическая роль Беларуси усилилась в связи с курсом Москвы на демонстрацию силы в Восточной Европе. Европа продолжает сомневаться в лояльности Лукашенко и критикует поддерживаемый им режим, нарушающий права человека. Однако в последнее время ЕС стремится укрепить отношения с Минском в рамках повышения безопасности своих границ.
Беларусь остается самым аномальным политическим режимом в Европе, пережитком советской эпохи. Но сможет ли он выжить в условиях современного экономического климата? В стране, где демократические свободы ограничены, а все важнейшие решения принимаются единолично президентом – который бессменно пребывает у власти уже 23-й год подряд – все, кто стремится наладить контакт с Западом, сталкиваются с армией бюрократов и консервативных чиновников, чьей главной целью является не допустить, чтобы какие-либо меры либерализации экономики подорвали власть существующего политического режима.
Более того, даже сторонники перемен во власти предпочитают слову «реформа» более политически корректное выражение «коррекция». Как отметил в интервью FT Николай Снопков, замглавы администрации президента, «выбор между востоком и западом – вопрос прагматического характера. Логично было бы жить и сотрудничать с обеими сторонами. Обсуждения ведутся на высоком уровне. Пора уже прекратить дискуссии и перейти к решениям».
Беларусь является членом Евразийского экономического союза и связана с Россией прочными экономическими связями, включая косвенные субсидии из Москвы посредством снижения цен на экспортируемые энергоресурсы. Москва использует эти связи, чтобы удерживать Беларусь на коротком политическом поводке, однако финансовый кризис в России и ослабление ее экономического влияния побудили Минск задуматься о новых экономических отношениях.
Как комментируют зарубежные дипломаты в Минске, власти страны все активнее берут курс на более тесное сотрудничество с Брюсселем. В феврале Брюссель отменил значительную часть санкций против Беларуси, наложенных на нее за нарушение прав человека. В этом месяце Минск посетит высокая делегация из ЕС для переговоров об укреплении экономического сотрудничества. В декабре Снопков, считающийся одним из главных реформистов в администрации, возглавит делегацию, направляющуюся в Вашингтон, для обсуждения вопросов «торговли и инвестиций… а также политики».
Сложившаяся в стране экономическая ситуация обострила подобную необходимость. В прошлом году национальный ВВП сократился на 4%, причем рецессия будет сохраняться еще как минимум год. Объем прямых иностранных инвестиций (FDI) из России резко сократился. Cогласно данным fDi Markets, приток капитала в страну за последние 5 лет составил менее 700 млн долларов по сравнению с с показателем 1.69 млрд долларов в период с 2005 по 2010 г.
Как признал замминистра экономики Александр Заборовский, «диверсификация нашей экономики зависит от нашего сотрудничества с Европой и США. Мы ожидаем увеличения притока прямых иностранных инвестиций из Европы в белорусскую экономику».
Камнем преткновения для обеих сторон является стремление Минска уклоняться от обсуждения социальных и политических реформ. В Беларуси до сих пор применяется смертная казнь, ведутся репрессии против политической оппозиции и проводятся нечестные выборы. Кроме того, власти страны игнорируют требования представителей США и ЕС ослабить государственный контроль над экономикой посредством приватизации огромных и зачастую нерентабельных госкомпаний.
Беларуси удалось добиться определенного успеха в привлечении иностранных инвестиций благодаря налаживанию связей с Китаем. За последние пять лет объем FDI со стороны китайских компаний вырос до 458 млн долларов против 340 млн долларов в период с 2005 по 2010 г., что обеспечило Поднебесной место второго по величине иностранного инвестора после России.
Однако власти предупреждают, что эти связи основаны преимущественно на дружеских отношениях Лукашенко и главы Китая Си Цзиньпина, и за ними не стоит никаких обязательств, поэтому данная модель сотрудничества не может быть взята за основу для укрепления связей с Западом. В отношениях с Китаем упор, по словам Снопкова, делается на прагматический аспект. Когда речь идет об инвестициях, «китайцы не выставляют никаких дополнительных условий. Речь идет исключительно о бизнесе».
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Многие расценили тогда этот комментарий как важный вклад в дискуссию об экономическом будущем страны. Это вопрос того, поворачиваться ли ей на запад или нет. Подобные умонастроения постепенно начинают просачиваться в администрацию даже такого жестко контролируемого государства, как отмечают местные чиновники и зарубежные дипломаты. В экономике Беларуси, бывшей некогда частью СССР, по-прежнему преобладают госпредприятия и колхозы. В условиях дефицита собственных природных ресурсов страна переживает сильный экономический спад.
По мнению аналитиков, единственно возможным выходом для Минска является либерализация экономики и открытие доступа на ее рынки. Однако Минск, расположившийся между Россией и восточной границей ЕС, не уверен, как ему нащупать в этой ситуации верный геополитический баланс.
Для Запада политическая роль Беларуси усилилась в связи с курсом Москвы на демонстрацию силы в Восточной Европе. Европа продолжает сомневаться в лояльности Лукашенко и критикует поддерживаемый им режим, нарушающий права человека. Однако в последнее время ЕС стремится укрепить отношения с Минском в рамках повышения безопасности своих границ.
Беларусь остается самым аномальным политическим режимом в Европе, пережитком советской эпохи. Но сможет ли он выжить в условиях современного экономического климата? В стране, где демократические свободы ограничены, а все важнейшие решения принимаются единолично президентом – который бессменно пребывает у власти уже 23-й год подряд – все, кто стремится наладить контакт с Западом, сталкиваются с армией бюрократов и консервативных чиновников, чьей главной целью является не допустить, чтобы какие-либо меры либерализации экономики подорвали власть существующего политического режима.
Более того, даже сторонники перемен во власти предпочитают слову «реформа» более политически корректное выражение «коррекция». Как отметил в интервью FT Николай Снопков, замглавы администрации президента, «выбор между востоком и западом – вопрос прагматического характера. Логично было бы жить и сотрудничать с обеими сторонами. Обсуждения ведутся на высоком уровне. Пора уже прекратить дискуссии и перейти к решениям».
Беларусь является членом Евразийского экономического союза и связана с Россией прочными экономическими связями, включая косвенные субсидии из Москвы посредством снижения цен на экспортируемые энергоресурсы. Москва использует эти связи, чтобы удерживать Беларусь на коротком политическом поводке, однако финансовый кризис в России и ослабление ее экономического влияния побудили Минск задуматься о новых экономических отношениях.
Как комментируют зарубежные дипломаты в Минске, власти страны все активнее берут курс на более тесное сотрудничество с Брюсселем. В феврале Брюссель отменил значительную часть санкций против Беларуси, наложенных на нее за нарушение прав человека. В этом месяце Минск посетит высокая делегация из ЕС для переговоров об укреплении экономического сотрудничества. В декабре Снопков, считающийся одним из главных реформистов в администрации, возглавит делегацию, направляющуюся в Вашингтон, для обсуждения вопросов «торговли и инвестиций… а также политики».
Сложившаяся в стране экономическая ситуация обострила подобную необходимость. В прошлом году национальный ВВП сократился на 4%, причем рецессия будет сохраняться еще как минимум год. Объем прямых иностранных инвестиций (FDI) из России резко сократился. Cогласно данным fDi Markets, приток капитала в страну за последние 5 лет составил менее 700 млн долларов по сравнению с с показателем 1.69 млрд долларов в период с 2005 по 2010 г.
Как признал замминистра экономики Александр Заборовский, «диверсификация нашей экономики зависит от нашего сотрудничества с Европой и США. Мы ожидаем увеличения притока прямых иностранных инвестиций из Европы в белорусскую экономику».
Камнем преткновения для обеих сторон является стремление Минска уклоняться от обсуждения социальных и политических реформ. В Беларуси до сих пор применяется смертная казнь, ведутся репрессии против политической оппозиции и проводятся нечестные выборы. Кроме того, власти страны игнорируют требования представителей США и ЕС ослабить государственный контроль над экономикой посредством приватизации огромных и зачастую нерентабельных госкомпаний.
Беларуси удалось добиться определенного успеха в привлечении иностранных инвестиций благодаря налаживанию связей с Китаем. За последние пять лет объем FDI со стороны китайских компаний вырос до 458 млн долларов против 340 млн долларов в период с 2005 по 2010 г., что обеспечило Поднебесной место второго по величине иностранного инвестора после России.
Однако власти предупреждают, что эти связи основаны преимущественно на дружеских отношениях Лукашенко и главы Китая Си Цзиньпина, и за ними не стоит никаких обязательств, поэтому данная модель сотрудничества не может быть взята за основу для укрепления связей с Западом. В отношениях с Китаем упор, по словам Снопкова, делается на прагматический аспект. Когда речь идет об инвестициях, «китайцы не выставляют никаких дополнительных условий. Речь идет исключительно о бизнесе».
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу