Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
(Не такая уж) Великая китайская стена долга: $28 трлн и рост продолжается » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

(Не такая уж) Великая китайская стена долга: $28 трлн и рост продолжается

15 декабря 2016 goldenfront.ru

В последние три десятилетия в Китае происходил ошеломляющий бум публичных инвестиций. В 2014 году Китай потратил $4.6 трлн на долгосрочные активы, или 24.8% всех мировых инвестиций и вдвое больше полного ВВП Индии. Но бум китайских инвестиций совпал с быстрым ростом долга. С 2000 по 2014 год общий долг Китая вырос с $2.1 трлн до $28.2 трлн. Это прирост на $26.1 трлн, что больше ВВП Соединённых Штатов, Японии и Германии, вместе взятых. Китайский инвестиционный бум опирается на великую стену долга, сегодня угрожающую с трудом добытому процветанию страны. Если Китай не перейдёт на инвестиции в инфраструктуру разумных масштабов и качества, страну ждёт финансовый и экономический кризис, связанный с инфраструктурой, который может распространиться на мировую экономику.

Эту реальность подтверждает новый анализ 95 крупных китайских дорог и железных дорог и 806 транспортных проектов, построенных в богатых демократических странах. Типичные китайские инфраструктурные инвестиции, как правило, связаны с перерасходом средств и недостаточной прибыльностью, вплоть до потери рентабельности. В Китае текущие расходы на строительство инфраструктурных объектов в среднем на 30.6% выше заложенных в смете, в натуральном выражении, в сравнении с готовой экономической моделью - и это соответствует общемировой тенденции. Совершенно очевидно, что оценки затрат систематически занижаются.

С точки зрения обслуживания трафика, для спроса в Китае характерны две крайности. На большинстве дорог трафик минимальный, но есть небольшое число сильно перегруженных дорог. Столь значительная разница между слишком маленьким и слишком большим трафиком говорит о весьма нерациональном использовании ресурсов.

В нашей выборке более половины проектов имели фактическое отношение прибыли к расходам меньше 1.0, что делает эти проекты экономически невыгодными с самого их появления. Менее трети проектов из нашей выборки можно считать действительно рентабельными.

Перерасход средств и недостаток прибыли, характерный для китайских инфраструктурных инвестиций, связан с растущей проблемой китайского долга. По нашим оценкам, перерасход средств был равен примерно трети китайского долга в $28.2 трлн. Китайское отношение долга к ВВП превышает 280%, это больше этого отношения во многих развитых странах и во всех развивающихся странах, для которых имеются данные.

Наш пересмотренный расчёт китайского скрытого государственного долга как доли ВВП показывает, что китайское правительство имеет второй по величине долг в мире после Японии. Накопление долга в Китае сопровождалось чрезвычайной денежной экспансией - совокупная денежная масса М2 в Китае выросла в 2007-13 годах на $12.9 трлн, больше чем во всех остальных странах, вместе взятых. Это привело к усилению финансовой и экономической нестабильности.

Что касается инфраструктурных инвестиций, чем их меньше, тем лучше. Инфраструктура поддерживает экономическое развитие, когда инвестиции эффективны. Это большое «если» очень часто игнорируют в политических дебатах, что приводит к тем затруднениям, в которых сейчас находится Китай. Наши результаты показывают, что если бы Китай оставил около трети своих наиболее эффективных инвестиций, он получил бы долгосрочные экономические выгоды без чрезмерного долгового бремени, его отягощающего.

Загадочная особенность дебатов по поводу быстрого наращивания долга состоит в том, что многие экономисты оправдывают подобное расточительство. Нобелевский лауреат Пол Кругман (PaulKrugman) неустанно призывал страны наращивать долг. Николас Ларди (Nicholas Lardy) не придаёт значения настораживающему росту китайской стены долга.

Нео-кейнсианские утверждения о благоприятности значительного государственного долга ошибочны. Кейнсианское стимулирование может потребоваться, чтобы подтолкнуть экономику во время кризиса. Но тем не менее, инвестиции должны быть эффективными, чтобы избежать накопления обязательств, не обеспечивающих достаточных потоков прибыли, таких как плата от конечных пользователей или налоговые поступления.

Кроме того, использование такого стимулирования в течение продолжительного периода для получения роста экономики страны неразумно. Тем более, если стимулирование финансируется за счёт долга, как это делается в Китае. Принятие такого объёма долга для финансирования инфраструктуры представляет собой дестабилизирующий фактор. Среди негативных макроэкономических последствий - колебания процентных ставок, обменного курса и темпов инфляции, неудовлетворительные показатели роста, рост безработицы из-за снижения финансового плеча и недостаток капитала для финансирования производительных инвестиций. Некоторые из этих негативных последствий уже проявились в Китае в 2016 году.

Значительная часть китайских долгов - это долги их собственным экономным семьям. Таким образом, с одной стороны, многочисленные и рассеянные кредиторы, а с другой стороны, государственные и влиятельные должники. Учитывая авторитарный характер правления, можно предположить, что китайские государственные должники не будут испытывать больших сомнений в отношении похищения сбережений и пенсий собственного населения. Китай может предотвратить впечатляющий финансовый кризис, но финансовое подавление различных внутренних кредиторов будет неизбежным для ликвидации его долгов.

Долг на душу населения в Китае сейчас более $20,000. Соотношение долга на душу населения к годовому доходу на душу населения равно 11.5, что намного больше, чем в США (7.5), Бразилии (8.1) и примерно такое же, как в Греции(11.8). С 2009 года Греция находится в наихудшем кризисе суверенного долга последнего времени, который особенно сильно ударил по бедным семьям. Другие страны с подобным соотношением долга к доходу, такие как Испания и Япония, переживают застой в экономике, связанный с долгом.

В Китае живёт стареющее население с относительно низким уровнем долга. При этом система социальной защиты и пенсионная система развиты существенно меньше, чем в развитых странах с большим долгом. Чтобы не допустить застоя в экономике, инвестиции в Китае должны быть более продуктивными.

Масштабы Китая и склонность неограниченно печатать новые деньги позволяли ему обслуживать такие долги, которые не потянули бы другие страны. Развивающимся странам - даже таким крупным, как Нигерия, Пакистан или Бразилия - не стоит играть с китайскими фейерверками.

В Китае обязательства могут быть отложены на значительное время, например, когда центральный банк предоставляет дополнительное кредитование государственным банкам, чтобы не допустить их банкротства. Это скрывает финансовую неустойчивость на текущий момент, кредитная карусель продолжает кружиться, и для сторонних наблюдателей система может выглядеть благополучной. Пока не отвалятся колёса.

http://goldenfront.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу