В фокусе ФРС
С момента начала переоценки рисков инвесторами прошло более месяца. За этот период ситуация на денежном рынке и настроения инвесторов несколько восстановились, в то же время до полной стабилизации еще далеко. Единственное, что осталось не тронутым с начала переоценки рисков – это ожидания рынка относительно перспектив монетарной политики ФРС.
Повышенная волатильность начала наблюдаться на рынках в конце июля, однако основные проблемы проявились лишь в середине августа. Спекуляции относительно понижения ставки ФРС до конца года начали сказываться на курсе американской валюты еще до переоценки рисков, однако, вероятность и причины понижения ставки менялись в след за сменой рыночной обстановки, поэтому, чтобы определить то, к какому выводу пришли рыночные участники относительно перспектив монетарной политики ФРС в преддверие заседания FOMC, стоит проследить всю цепочку изменения ожиданий.
Как уже упоминалось, рынок начал закладывать понижение ставки ФРС до конца года в курс доллара еще до начала переоценки рисков. В конце июня излюбленный инфляционный показатель Фед Резерва – core PCE снизился до уровня 1,9% г/г., войдя в целевой диапазон. На таком фоне американская валюта к середине июля достигла исторических минимумов относительно евро. Однако, котировки доллара на задержались на достигнутых уровнях, так как в конце июля в результате поступления на рынок сообщений о потерях денег хедж фондами, активы которых связаны с рынком субипотечного кредитования США, спрос на низко рисковые активы в виде казначейских облигации США резко вырос, поспособствовав укреплению американской валюты. Стоит отметить, что на этом этапе ожидания рынка относительно понижения процентной ставки ФРС изменились не значительно относительно уровней, наблюдаемых в начале июля а многие рыночные участники воспринимали сложившуюся ситуацию, как незначительную коррекцию.
Однако проблемы на рынке субипотечного кредитования оказались более существенными, чем ожидалось многими инвесторами. Количество просроченных задолженностей по кредитам данного тапа выросло в июне текущего года до 13,5%, что в два раза выше уровней, наблюдаемых в июне 2005 года - периода, когда начала проявляться слабость на рынке недвижимости. Тем не менее, в силу не прозрачности деятельности большинства хедж фондов, рынок увидел то, как сказываются проблемы на рынке субипотечного кредитования на деятельности крупных рыночных участников достаточно поздно, при этом результаты для большинства являлись неожиданными. Ажиотаж на рынке начался 9 августа, когда крупнейший банк Франции BNP Paribas SA заявил о том, что замораживает деятельность трех своих фондов, связанных с рынком субипотечного кредитования. Тогда рыночные участники осознали, что проблемы существенно недооценены и затронут они не только Штаты, но и остальной мир. Именно с этого момента ситуацию можно начать характеризовать как “кризис настроений” и с этого момента причиной спекуляций относительно понижения ставки ФРС стали риски более резкого замедления экономики США. Тем не менее, на тот момент вероятность понижения ставки ФРС выглядела не высокой, на что были причины: уровень безработицы оставался на инфляционно формирующем уровне, а в большинстве секторов экономики наблюдалась высокая активность.
31 августа на симпозиуме в Джексон Холле Б. Бернанке заявил, что Фед Резерв не должен защищать кредиторов и заемщиков от неправильных финансовых решений. Эти слова несколько понизили спекуляции относительно снижения ставки по федеральным фондам на 50 базисных пунктов на заседании в сентябре, однако вероятность понижения ставки на 25 базисных пунктов оценивалась к концу августа на 70-100%.
Ключевую роль в формирований настроений на рынке сыграли данные по рынку труда, опубликованные на первой неделе сентября. Данные по количеству новых рабочих мест в несельскохозяйственного сектора, сократившись на 4000 тыс., удивили своей слабостью. В результате периодически вероятность понижения ставки на 50 базисных пунктов оценивалась на 100%. 14 сентября был опубликован последний блок важных макроданных по США в преддверие оглашения ставки. Данные нельзя назвать позитивными, однако они не удивили рынок своей слабостью, что понизило вероятность снижения ставки ФРС, оцениваемую рынком фьючерсов, до 58%.
Действительно риски резкого замедления экономического роста экономики США выросли, в большей мере потому, что неизвестно насколько сильно скажется переоценка рисков на потребительском спросе. На текущий же момент активность в большинстве секторов экономики, за исключением недвижимости и строительства, остается на достаточно высоком уровне. Разочаровывающими оказались данные по количеству новых рабочих мест в несельскохозяйственного сектора экономики, при этом стоит отметить, что слабость начала проявляться в начале лета, до переоценки рисков, что формирует опасения ухудшения показателя в последующих месяцах. В тоже время остальные показатели по рынку труда говорят о том, что пессимизм относительно рынка труда избыточен, при этом стоит отметить, что, несмотря на приход индикатора core PCE в целевой диапазон, базовый ИПЦ продолжает превышать целевые уровни, сигнализируя о том, что инфляционные риски продолжают присутствовать в экономике.
На таком фоне ожидания понижения ставки на 50 базисных пунктов выглядят несколько избыточными, однако, как уже отмечалось, риски для экономического роста выросли, при этом сохранение ставки ФРС на заседании в сентябре на прежнем уровне станет сильным ударом по настроениям рыночных участников, в восстановление которых Центральные Банки за последние недели вложили не мало сил и денежных средств, поэтому понижение ставки на 25 базисных пунктов выглядит наиболее приемлемым в данной ситуации.
Так или иначе, то насколько верны ожидания рынка относительно действий ФРС, нам предстоит узнать 18 сентября в 22.15 МСК.
Лебедев Тимур, аналитик компании UMIS, валютный рынок, товарно-сырьевой рынок.