Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Грецкий огрех » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Грецкий огрех

3 марта 2017 banki.ru
На инвестиционном форуме в Сочи премьер Дмитрий Медведев объявил, что кризис в России закончился. Но есть страна, которая живет в непрерывном кризисе почти семь лет, вводит меры жесткой экономии и повышает налоги, а международные кредиторы предпринимают уже третью попытку ее спасения из долговой ямы.

Деньги кончились к апрелю

Впервые проблемы Греции обнаружились в 2010 году, когда страна не смогла рефинансировать на рынках свой 300-миллиардный долг в евро. Во время международного финансового кризиса, в 2009 году, Афины заняли почти 80 млрд евро, что соразмерно 30% ВВП. Остальные долги копились годами. Чрезвычайно неустойчивое положение страны грозило обвалить международные рынки и «заразить» соседние европейские государства, которые еще не оправились после международного финансового кризиса.

К началу 2010 года частные инвесторы перестали давать Греции деньги в долг, так как не верили, что получат эти деньги обратно. Уже почти на грани дефолта, в апреле 2010 года, Афины впервые официально обратились за деньгами и помощью к Европейскому союзу и Международному валютному фонду (МВФ).

В то время это был беспрецедентный случай. Ни одна страна Евросоюза и еврозоны еще не находилась в таком плачевном преддефолтном положении. Начались первые спекуляции на тему скорого обвала еврозоны и самой единой европейской валюты — евро.
Три пакета «на голове»

В обмен на жесткие меры экономии, которые в народе часто называли «драконовскими», в мае 2010 года был согласован первый пакет финансовой помощи Греции в размере 110 млрд евро. Большую часть кредита взял на себя Евросоюз — 80 млрд евро, в том числе 22 млрд предоставила Германия как крупнейшая экономика ЕС. Всего из согласованных 80 млрд евро страны еврозоны предоставили Греции 52,9 млрд евро.

Уже тогда, весной 2010 года, многие экономисты и эксперты утверждали, что Греция не сможет полностью расплатиться по всем своим долговым обязательствам. Как в воду глядели.

По итогам 2010 года дефицит бюджета Греции опустился лишь до 23,1 млрд евро с 36,2 млрд в 2009 году, несмотря на значительную внешнюю финансовую помощь. Хотя предполагалось, что Греция за пару лет вернется на рынки среднесрочных и долгосрочных займов…

Всего спустя год после утверждения первой программы кредиторы начали обсуждать второй план спасения для Греции, ведь предыдущие средства пошли на оплату долгов и обязательств. С 2012 года страна бы уже не смогла справиться самостоятельно с долговым бременем без дополнительной финансовой помощи.

Второй пакет помощи, согласованный в феврале 2012 года, составил уже 130 млрд евро, а также включал в себя номинальную стрижку в размере 53,5%. Международные кредиторы достигли договоренности с частными кредиторами о списании греческих долгов на сумму 100 млрд евро.

Рейтинговые агентства классифицировали такую реструктуризацию как «ограниченный дефолт». Это был первый правительственный долговой дефолт страны еврозоны с момента внедрения единой валюты.

«Стрижка» долгов принесла Греции некоторое облегчение — госдолг по отношению к ВВП сократился со 172% в 2011 году до 159,6% в 2012-м. Но, несмотря на снижение расходов и дополнительные меры экономии в различных сферах, в 2013 году госдолг Греции вновь начал расти, достигнув 177,7% к ВВП, а в 2014-м дошел до пикового значения в 180,1% из-за приостановки программы реформ на фоне смены правительства.

Невозможность прийти к соглашению между новым правительством и кредиторами привела Грецию к новому кризису. Срок второй программы помощи истек в июне 2015 года после многочисленных пролонгаций. Ведь изначально программа была рассчитана до февраля с радужными перспективами по возвращению Греции на внешние рынки заимствований.

Но в стране вновь закончились деньги, и была пропущена очередная выплата по долгу перед МВФ. Греция опять почти ушла в дефолтное состояние, Афинская фондовая биржа и греческие банки закрылись «на каникулы» в конце июня 2015 года, был введен контроль движения капитала.

После нескольких месяцев переговоров в августе 2015 года было достигнуто соглашение о третьем пакете помощи Греции в размере 86 млрд евро сроком на три года.

В следующем году эта программа подойдет к концу, а положение дел у Греции по-прежнему неважное. Европейские экономисты уверены, что Греции может понадобиться еще одна программа финансовой помощи, так как страна не сможет занимать на международных рынках и в 2018 году, как это предполагается кредиторами.
Греческие страдания

Почему же из всех стран еврозоны именно в Греции случился столь затяжной финансовой и банковский кризис? По мнению многих экспертов, именно вступление Афин в зону евро и принятие единой валюты в 2001 году во многом предопределило судьбу страны.

Все шло хорошо в течение первых нескольких лет, так как страна выигрывала от силы евро — низкие процентные ставки и большой приток инвестиционного капитала и кредитов. Но в 2004 году стало известно, что Афины подделали статистические документы, чтобы они удовлетворяли маастрихтским критериям еврозоны.

Именно по этим критериям оценивается экономическая жизнеспособность страны, ее финансовой системы, стабильность курса национальной валюты и уровень цен. Согласно Маастрихтскому договору, государственный долг страны не может превышать 60% от ВВП, а бюджетный дефицит — 3% от ВВП.

Несмотря на «притянутые за уши» показатели, ЕС не ввел никаких санкций против Греции из-за боязни подорвать доверие к еврозоне и евро. Сильный евро должен был убедить в будущем другие сильные страны Евросоюза, такие как Великобритания, Дания и Швеция, принять единую валюту и вступить в евроблок. Все эти страны в итоге так и не перешли на евро.

Бывший главный экономист Европейского центрального банка (ЕЦБ) Отмар Иссинг считает, что если бы ЕС в тот момент ответила Греции адекватными санкциями, это могло бы предотвратить долговой кризис в зоне евро.

«Карточный домик» греческих кредитов посыпался во время начала мирового финансового кризиса в 2008 году. Как и многие другие страны ЕС, Греция сильно пострадала от него и уже не смогла бы выбраться самостоятельно, печатая больше валюты. Со вступлением в еврозону страна стала зависима от ЕЦБ.

Подлили масла в огонь кризиса забастовки и демонстрации в греческих городах, участники которых были недовольны сокращениями бюджета, пособий и пенсий, ростом налогов и многочисленными увольнениями. После акта самоубийства грека против пенсионных сокращений возле парламента Греции начались ожесточенные столкновения между полицией и демонстрантами. Широко распространенное разочарование среди греков мерами правительства по жесткой экономии привело к утрате доверия к правительству.

Но если Греция получила миллиарды евро от кредиторов, почему там до сих пор кризис? По мнению экономистов, деньги купили Греции время, чтобы немного стабилизировать свои финансы и подавить опасения инвесторов. Но фундаментальные проблемы никуда не делись: экономика страны сократилась на четверть за пять лет, а уровень безработицы превышает 25%. Из такой ямы выбираться трудновато, имея за плечами более 250 млрд евро кредитов от ЕС и МВФ.
Реформы не делаются или не помогают

Принимая первый пакет финансовой помощи от МВФ и ЕС, греческое правительство обещало принять масштабные меры по бюджетной консолидации и экономические реформы. Главной целью первой программы стали сокращения государственных расходов и повышение доходов за счет увеличения налогов и борьбы с уклонением от их уплаты. Отдельным блоком были выделены реформы здравоохранения и пенсионной системы.

В рамках первых мер жесткой экономии греческий парламент сократил пособия в госсекторе, лимитировал до 500 евро 13-ю и 14-ю зарплаты для госслужащих, ограничил годовые бонусы до 1 000 евро.

Вопреки требованиям кредиторов о повышении общего пенсионного возраста, греческий парламент ограничился лишь введением лимитов на 13-ю и 14-ю пенсии и вернул специальный налог на высокие пенсии. Дополнительные пенсионные реформы были проведены в 2012 году, когда Греция уже реализовывала меры ко второму пакету финансовой помощи.

Впрочем, международные кредиторы до сих пор требуют от Афин окончательных пенсионных преобразований в рамках третьего пакета финансовой помощи. Среди мер, которые Греция не может реализовать уже почти семь лет, также числится продажа государственного имущества и получение 50 млрд евро от приватизации.

Принятая в 2010 году налоговая реформа включила повышение НДС для разных категорий налогоплательщиков до 23% (с 19%), до 11% (с 9%) и до 5,5% (с 4%). Повысились на 10% налоги с «богатых», налоги на алкоголь, табак, сигареты и топливо, а также появился дополнительный 10-процентный налог на все импортные автомобили.

Парламент Греции почти два года одобрял различные законопроекты, направленные на повышение налогов и сокращение расходов. Но уже в конце 2011 года стало понятно, что экономические меры правительства по-прежнему не решают финансовых проблем страны: государственные доходы снизились на 1,9 млрд евро, в то время как расходы выросли на 2,7 млрд евро.

Реформы должны были сократить дефицит государственного бюджета на 11% до 2013 года, чтобы достичь значения ниже 3% от ВВП к 2014-му. Однако достичь запланированного показателя Греции не удалось до сих пор, несмотря на принятие большинства реформ, требуемых кредиторами.

В общей сложности греческий парламент за семь лет кризиса рассмотрел и принял 13 пакетов жесткой экономии в рамках трех программ спасения от кредиторов.

Первый раунд мер в основном состоит из пенсионной реформы на сумму 3,6 млрд евро. Эту реформу Греция все еще не реализовала. Эти меры включают в себя сокращение новых пенсий, снижение более высоких пенсий и увеличение страховых взносов.

Второй раунд мер включает новые налоги на сумму 1,8 млрд евро и создание механизма по сокращению непредвиденных расходов, которые также выполнены наполовину. Налоговая реформа предполагает повышение НДС до 24%; более высокие налоги на все виды топлива; новые налоги на кофе и электронные сигареты; увеличение акцизов на табак; налог с туристов, которые будут проживать в гостиницах от двух звезд и выше; пошлины за ТВ-подписки и Интернет.

На сегодняшний день из-за медленной реализации реформ и отказа вводить согласованные ранее меры кредиторы и правительство Греции не могут завершить второй обзор программы помощи. Именно его согласование и завершение разблокирует очередной транш финансовой помощи для Греции, прежде чем стране придется гасить свои предыдущие кредиты этим летом. На повестке опять повышение налогов, новое сокращение пенсий и достижение профицита бюджета.
Grexit после Brexit?

Прошлогодний июньский референдум в Великобритании, на котором большинство британцев проголосовали за отделение страны от Евросоюза, вновь привел к разговорам о возможном Grexit. И если раньше эти обсуждения ничем не подкреплялись, а европейские политики утверждали, что Маастрихтский договор не предполагает исключение страны из блока, то теперь в ЕС появился существенный прецедент.

Пока британские и брюссельские европейские политики готовятся приступить к обсуждению деталей и условий Brexit, аналитики обратили свое внимание на Грецию, где снова растут волнения и сильно падает доверие к правительству. Раньше европейские политики и представители различных партий Европарламента отвергали идею выхода Греции из состава еврозоны как абсурдную. Теперь даже основной «творец» греческой судьбы Германия осторожно высказывается за Grexit.

Согласно данным главного греческого института по опросам общественного мнения Alco, все больше греков считают переход на евро ошибкой. Более восьми греков из десяти недовольны работой правительства, а девять респондентов из десяти считают, что 2017 год станет для них еще более трудным, чем предыдущий.

Результаты опросов находят отражение в многочисленных забастовках, которые вновь активизируются в стране из-за невыполненных обещаний действующего премьер-министра Греции Алексиса Ципраса. После победы на выборах два года назад Ципрас уверял греков, что «порочный круг жесткой экономии» закончится, а он никогда не пойдет на уступки кредиторам.

«Мы устали от политиков. Независимо от того, кто как голосовал, это та же самая старая игра. Левое крыло или правое крыло — ничего не меняется, и Ципрас ничем не отличается (от предыдущих премьер-министров страны. — Прим. ред.)», — заявил один из владельцев газетной лавки в Афинах Кристос Котсакис во время опроса общественного мнения.

На фоне растущих внутренних волнений греческое правительство возобновило обсуждение в парламенте темы «евро или драхма», или, вернее, «евро против Grexit». Сторонники драхмы уверены, что в случае возвращения национальной валюты государственный долг исчезнет, частные долги будут ограничены, а обменный курс драхмы и евро достигнет паритета 1:1.
Драхматический театр

Однако даже греческие авторитетные эксперты уверены, что возвращение к старой национальной валюте не только не вернет Греции ее лучшие времена, а обернется полной катастрофой. Причем именно с точки зрения экономики и ситуации в самой стране. В то время как европейские политики обычно скрывают за этим свои опасения по поводу полного развала еврозоны из-за возможной цепной реакции — вышла одна страна, за ней потянутся и другие.

Эксперты считают, что сторонники драхмы не понимают экономической реальности страны. За последние годы Греция потеряла свои позиции среди других европейских экономик, а ее текущее состояние объективно отражает фактическую эффективность, то есть ее отсутствие.

Grexit будет иметь катастрофические последствия для Греции, как в краткосрочной, так и в и долгосрочной перспективе, заявляют эксперты. Отсутствие конкурентоспособности греческой экономики приведет к быстрой девальвации новой драхмы по отношению к евро, а реальные доходы работников и пенсионеров будут резко сокращаться. Национальный и частный долг в евро станет гораздо больше в новых драхмах и гораздо сложнее в обслуживании. А депозиты, принудительно преобразованные в новую валюту, потеряют по крайней мере половину своей стоимости.

Не стоит забывать, что на данный момент ликвидность большинства греческих банков поддерживается со стороны ЕЦБ и она будет отозвана при сценарии Grexit, в результате чего многие из этих банков станут банкротами. Кроме того, драхма означает полный переворот в многострадальной греческой банковской системе, который также вызовет массу банкротств среди бизнеса. Банковская система не сможет кредитовать бизнес, а иностранные кредиторы не захотят вмешиваться, уже имея за плечами плачевный греческий опыт.

В краткосрочной перспективе любые выгоды от независимой курсовой политики будут испаряться под тяжестью экономической и политической нестабильности, уверены эксперты. Правительство будет не в состоянии сбалансировать доходы и расходы, начнет печатать инфляционные деньги.

Большинство экономистов сходятся в том, что очередная программа финансовой помощи Греции от международных кредиторов обречена на провал. Это значит, что дверь для Grexit еще долго будет широко открыта, а Греция продолжит существовать в уже привычном финансовом и экономическом кризисе.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу