Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Зачем ЦБ прячет отчетность? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Зачем ЦБ прячет отчетность?

22 марта 2017 banki.ru
На фоне череды громких отзывов лицензий практически незамеченными остались изменения, внесенные Банком России в публикуемую на его сайте отчетность кредитных организаций. Между тем они явно заслуживают внимания.

Изменения произошли в балансовых данных оборотной ведомости (так называемая форма 101), сдаваемой банками и небанковскими кредитными организациями в ЦБ на ежемесячной основе. В частности, инициатива регулятора коснулась расчетных счетов, на которых отражаются остатки средств таких клиентов, как: организации, находящиеся в федеральной собственности (номер счета первого порядка 405); организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности (номер счета первого порядка 406); негосударственные организации (номер счета первого порядка 407); прочие клиентские счета (номер счета первого порядка 408).

В составе указанных счетов первого порядка кредитные организации отражают в своей отчетности более детальную разбивку средств по счетам второго порядка. Например, в составе счетов организаций, находящихся в федеральной или государственной собственности, а также в составе счетов негосударственных организаций остатки дополнительно «разбиваются» в том числе на средства финансовых, коммерческих или некоммерческих организаций. В составе прочих клиентских средств по счетам второго порядка отражаются в том числе остатки индивидуальных предпринимателей, физических лиц, клиентов-нерезидентов и др. (всего более 20 счетов второго порядка).

Совсем недавно Банк России неожиданно решил «свернуть» в публикуемой на его сайте отчетности кредитных организаций вышеуказанные пассивные счета 405—407 до первого порядка. А состав счета 408 ограничить двумя большими группировками — суммой всех балансовых счетов индивидуальных предпринимателей и прочих клиентов (преимущественно юридических и физических лиц — нерезидентов) и суммой всех балансовых счетов физических лиц (в том числе нерезидентов). Иными словами, регулятор убрал детализацию основных клиентских счетов из отчетности, которую банки сами добровольно предоставляют для публикации на сайте ЦБ.

Еще более примечательно то, как все это регулятор проделал. Изменения были внесены без какого-либо «анонсирования», комментариев или объяснения причин. Коснулись не только последней, но и всей ежемесячной отчетности кредитных организаций на сайте ЦБ за период с 1 октября 2015 года. Никаких соответствующих поправок в положение 385-П («Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») внесено не было. То есть сам регулятор по-прежнему видит детализацию по основным клиентским счетам банков, однако по каким-то причинам решил скрыть данную информацию от других участников рынка.

При взгляде на состав всех клиентских счетов первого порядка 405—408 в первую очередь в глаза бросается наличие в каждой группе счетов исполнителей государственного оборонного заказа. Вместе с инициативой ЦБ клиентские потоки по данному счету, используемому для осуществления расчетов по гособоронзаказу, отныне затеряются в общей платежной динамике всех остальных клиентов кредитных организаций.

В свою очередь, в составе счетов второго порядка по счету негосударственных организаций (407) и прочих счетов (408) обращают на себя внимание счета для учета средств на проведение выборов и референдумов, средств избирательных фондов. Как и в случае со счетами «оборонки», остатки и обороты по данному счету теперь будут суммироваться с другими клиентскими счетами организаций и физических лиц. И публично проследить активность по «избирательным счетам», например, в предвыборный период будет невозможно.

В составе счетов второго порядка по счету 408 определенный интерес представляют средства индивидуальных предпринимателей (ИП). Средства ИП схожи по экономическому смыслу с текущими счетами физлиц, так как и те и другие подпадают под страховку АСВ. Однако теперь остатки ИП будут сгруппированы с прочими клиентскими счетами (в основном юридических и физических лиц — нерезидентов). Поэтому нельзя будет оценить, например, возможный размер выплат по ним АСВ. Да и в целом активность индивидуальных предпринимателей теперь затеряется на общем фоне прочих клиентских счетов, что создаст трудности для объективной оценки динамики и масштабов клиентской базы в лице малого бизнеса. Также в составе счета 408 отражается целый ряд счетов второго порядка по юридическим и физическим лицам — нерезидентам. Их объединение в общую группу счетов юридических и физических лиц не позволит проследить активность непосредственно по отдельным обязательствам клиентов-нерезидентов.

Пока остается только гадать, преследовал ли ЦБ какую-то цель, внося подобные изменения в размещаемую на его сайте отчетность. Вполне возможно, что никакой «теории заговора» в действиях регулятора искать не следует, а его инициатива имеет, например, исключительно технический или учетный характер. Однако в целом можно констатировать, что как ни старается регулятор отладить канал связи с участниками рынка, его действия в части регулирования и надзора за банковским сектором зачастую оказывают прямо противоположный эффект.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу