17 мая 2017 banki.ru Осадчий Максим
Почему Минфин после 17 лет перерыва вернулся на рынок средств населения? Зачем он выпустил «народные облигации», а не использовал обычные ОФЗ?
В условиях кризиса и санкций стремительно растет дефицит бюджета. В 2014 году он составил 334 млрд рублей (0,4% ВВП), в 2015 году вырос до 1,9 трлн рублей (2,4% ВВП), а в 2016-м достиг 3 трлн рублей (3,4% ВВП). Минфин финансирует дефицит бюджета, в частности, путем размещения облигаций. Объем внутреннего госдолга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, вырос за 2016 год на 527,2 млрд рублей, или на 9,5%, до 6,1 трлн рублей на 1 января 2017 года, а к 1 мая 2017 года достиг 6,5 трлн рублей.
Иностранные рынки денег и капитала для России из-за санкций фактически закрыты, поэтому пополнять дефицит бюджета за счет иностранных заимствований в существенных объемах не удается. За 2016 год Минфину удалось привлечь внешние заимствования на сумму всего 3 млрд долларов.
Если не удается занять на внешнем рынке, то ресурсы надо найти на внутреннем рынке. Государство может получить деньги у народа с помощью налогов или займов. Пока государство остерегается повышать налоги и предпочитает занимать.
Конечно, государство могло бы увеличить налоги, но оно этого не делает. Почему? Прежде всего, из-за относительно низкой долговой нагрузки на бюджет. Госдолг России (с учетом гарантий и с включением регионального и муниципального долга) составил в 2016 году всего 16,1% ВВП, а на обслуживание этого долга в 2016 году было израсходовано 772 млрд рублей (0,9% ВВП).
Почему государство решило выпустить специальные облигации для населения — ОФЗ-н, а не воспользоваться обычными ОФЗ? Выпуск облигаций для населения в настоящее время не является распространенной практикой. Например, казначейство США выпускает знаменитые «трежеря» — казначейские векселя T-bills, которые покупают и юридические, и физические лица, но у него нет «народных облигаций».
Вероятно, причиной является относительно слабое развитие нашего фондового рынка, не в должной мере приспособленного для обслуживания физлиц, а также низкий уровень финансовой грамотности населения.
Подобные «народные облигации» выпускаются в Румынии с 2015 года, а также в Азербайджане. В 2016 году энергетическая госкомпания Азербайджана SOCAR разместила облигации, предназначенные для населения.
Однако исторический опыт выпуска «народных облигаций» огромный. Были они и в СССР, и во многих других странах. Вспомним военные займы. В сталинские времена подписка на облигации займов была добровольно-принудительной. Недаром 4 марта 2017 года в эфире телеканала «Вести-1» Дмитрий Медведев, комментируя планы Министерства финансов выпустить ОФЗ для населения, призвал «не проводить параллелей» с гособлигациями советского периода, подчеркнув, что в СССР подписка на гособлигации фактически была обязательной.
После крушения Советского Союза государство вернулось на рынок «народных облигаций» в 1995 году, когда были выпущены ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). ОГСЗ выпускались вплоть до 1998 года, причем в отличие от ГКО по ОГСЗ дефолта не было. В 2000 году эмиссия ОГСЗ была возобновлена, но уже без успеха.
В этом году Минфин вновь вышел на розничный рынок и выпустил облигации для населения — ОФЗ-н. На фоне падающих процентных ставок по вкладам этот инструмент представляется вполне достойной альтернативой вкладам в крупнейших банках. Действительно, доходность этих облигаций к погашению на момент размещения (26 апреля) составила 9,02% годовых, тогда как максимальная процентная ставка по вкладам в рублях десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, по состоянию на 3 декаду апреля была всего 7,89% годовых.
Продают ОФЗ-н банки-агенты — Сбербанк и розничный банк ВТБ — ВТБ 24. Можно оценить комиссионный доход, который получат банки-агенты от продажи ОФЗ-н. Если предположить, что все покупки будут осуществляться в объеме от 30 тыс. (минимально возможный объем) до 50 тыс. рублей, то с учетом комиссии 1,5% доход банков-агентов составит 225 млн рублей. Если же покупки будут осуществляться в объеме от 300 тыс. до 15 млн рублей (максимально возможный объем), то с учетом комиссии 0,5% банки-агенты получат доход в размере 75 млн рублей. Вероятно, фактический доход будет где-то посредине, около 150 млн рублей. Для госбанков это — как капля в море. Для сравнения: чистая прибыль Сбербанка за 2016 год по МСФО составила 541,9 млрд рублей, ВТБ — 51,6 млрд рублей.
«Народные облигации» расходятся достаточно быстро, так как тенденция к снижению процентных ставок по вкладам очевидна. За первую неделю размещения, с 26 апреля по 4 мая, Сбербанк разместил ОФЗ-н на сумму около 4,4 млрд рублей, или 70% объема облигаций, выделенных ему Минфином как агенту. ВТБ 24 за первую неделю продаж реализовал около трети приходящегося на него объема ОФЗ-н.
В этом году Минфин планирует разместить еще один выпуск ОФЗ-н, также на сумму 15 млрд рублей, если размещение первого выпуска окажется успешным. Если будет снято ограничение на обращение ОФЗ-н на рынке, то спрос на эти бумаги может существенно вырасти. Применение «народных облигаций» в качестве залога и в схемах ИИС (индивидуального инвестиционного счета) позволит существенно повысить привлекательность этих бумаг. В этом случае они станут интересны не только людям с низким уровнем финансовой грамотности, но и квалифицированным инвесторам.
Однако следует констатировать, что уже сейчас население получило новый вполне интересный и надежный инструмент для сохранения своих сбережений. Пока речь не идет о серьезной конкуренции Минфина с банками в борьбе за средства населения, так как размер эмиссии ОФЗ-н (15 млрд рублей) составляет всего 0,06% объема вкладов в российских банках (24 трлн рублей). Но лиха беда начало.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В условиях кризиса и санкций стремительно растет дефицит бюджета. В 2014 году он составил 334 млрд рублей (0,4% ВВП), в 2015 году вырос до 1,9 трлн рублей (2,4% ВВП), а в 2016-м достиг 3 трлн рублей (3,4% ВВП). Минфин финансирует дефицит бюджета, в частности, путем размещения облигаций. Объем внутреннего госдолга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, вырос за 2016 год на 527,2 млрд рублей, или на 9,5%, до 6,1 трлн рублей на 1 января 2017 года, а к 1 мая 2017 года достиг 6,5 трлн рублей.
Иностранные рынки денег и капитала для России из-за санкций фактически закрыты, поэтому пополнять дефицит бюджета за счет иностранных заимствований в существенных объемах не удается. За 2016 год Минфину удалось привлечь внешние заимствования на сумму всего 3 млрд долларов.
Если не удается занять на внешнем рынке, то ресурсы надо найти на внутреннем рынке. Государство может получить деньги у народа с помощью налогов или займов. Пока государство остерегается повышать налоги и предпочитает занимать.
Конечно, государство могло бы увеличить налоги, но оно этого не делает. Почему? Прежде всего, из-за относительно низкой долговой нагрузки на бюджет. Госдолг России (с учетом гарантий и с включением регионального и муниципального долга) составил в 2016 году всего 16,1% ВВП, а на обслуживание этого долга в 2016 году было израсходовано 772 млрд рублей (0,9% ВВП).
Почему государство решило выпустить специальные облигации для населения — ОФЗ-н, а не воспользоваться обычными ОФЗ? Выпуск облигаций для населения в настоящее время не является распространенной практикой. Например, казначейство США выпускает знаменитые «трежеря» — казначейские векселя T-bills, которые покупают и юридические, и физические лица, но у него нет «народных облигаций».
Вероятно, причиной является относительно слабое развитие нашего фондового рынка, не в должной мере приспособленного для обслуживания физлиц, а также низкий уровень финансовой грамотности населения.
Подобные «народные облигации» выпускаются в Румынии с 2015 года, а также в Азербайджане. В 2016 году энергетическая госкомпания Азербайджана SOCAR разместила облигации, предназначенные для населения.
Однако исторический опыт выпуска «народных облигаций» огромный. Были они и в СССР, и во многих других странах. Вспомним военные займы. В сталинские времена подписка на облигации займов была добровольно-принудительной. Недаром 4 марта 2017 года в эфире телеканала «Вести-1» Дмитрий Медведев, комментируя планы Министерства финансов выпустить ОФЗ для населения, призвал «не проводить параллелей» с гособлигациями советского периода, подчеркнув, что в СССР подписка на гособлигации фактически была обязательной.
После крушения Советского Союза государство вернулось на рынок «народных облигаций» в 1995 году, когда были выпущены ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). ОГСЗ выпускались вплоть до 1998 года, причем в отличие от ГКО по ОГСЗ дефолта не было. В 2000 году эмиссия ОГСЗ была возобновлена, но уже без успеха.
В этом году Минфин вновь вышел на розничный рынок и выпустил облигации для населения — ОФЗ-н. На фоне падающих процентных ставок по вкладам этот инструмент представляется вполне достойной альтернативой вкладам в крупнейших банках. Действительно, доходность этих облигаций к погашению на момент размещения (26 апреля) составила 9,02% годовых, тогда как максимальная процентная ставка по вкладам в рублях десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, по состоянию на 3 декаду апреля была всего 7,89% годовых.
Продают ОФЗ-н банки-агенты — Сбербанк и розничный банк ВТБ — ВТБ 24. Можно оценить комиссионный доход, который получат банки-агенты от продажи ОФЗ-н. Если предположить, что все покупки будут осуществляться в объеме от 30 тыс. (минимально возможный объем) до 50 тыс. рублей, то с учетом комиссии 1,5% доход банков-агентов составит 225 млн рублей. Если же покупки будут осуществляться в объеме от 300 тыс. до 15 млн рублей (максимально возможный объем), то с учетом комиссии 0,5% банки-агенты получат доход в размере 75 млн рублей. Вероятно, фактический доход будет где-то посредине, около 150 млн рублей. Для госбанков это — как капля в море. Для сравнения: чистая прибыль Сбербанка за 2016 год по МСФО составила 541,9 млрд рублей, ВТБ — 51,6 млрд рублей.
«Народные облигации» расходятся достаточно быстро, так как тенденция к снижению процентных ставок по вкладам очевидна. За первую неделю размещения, с 26 апреля по 4 мая, Сбербанк разместил ОФЗ-н на сумму около 4,4 млрд рублей, или 70% объема облигаций, выделенных ему Минфином как агенту. ВТБ 24 за первую неделю продаж реализовал около трети приходящегося на него объема ОФЗ-н.
В этом году Минфин планирует разместить еще один выпуск ОФЗ-н, также на сумму 15 млрд рублей, если размещение первого выпуска окажется успешным. Если будет снято ограничение на обращение ОФЗ-н на рынке, то спрос на эти бумаги может существенно вырасти. Применение «народных облигаций» в качестве залога и в схемах ИИС (индивидуального инвестиционного счета) позволит существенно повысить привлекательность этих бумаг. В этом случае они станут интересны не только людям с низким уровнем финансовой грамотности, но и квалифицированным инвесторам.
Однако следует констатировать, что уже сейчас население получило новый вполне интересный и надежный инструмент для сохранения своих сбережений. Пока речь не идет о серьезной конкуренции Минфина с банками в борьбе за средства населения, так как размер эмиссии ОФЗ-н (15 млрд рублей) составляет всего 0,06% объема вкладов в российских банках (24 трлн рублей). Но лиха беда начало.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу