Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Две загадки Силуанова » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Две загадки Силуанова

17 мая 2017 banki.ru Осадчий Максим
Почему Минфин после 17 лет перерыва вернулся на рынок средств населения? Зачем он выпустил «народные облигации», а не использовал обычные ОФЗ?

В условиях кризиса и санкций стремительно растет дефицит бюджета. В 2014 году он составил 334 млрд рублей (0,4% ВВП), в 2015 году вырос до 1,9 трлн рублей (2,4% ВВП), а в 2016-м достиг 3 трлн рублей (3,4% ВВП). Минфин финансирует дефицит бюджета, в частности, путем размещения облигаций. Объем внутреннего госдолга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, вырос за 2016 год на 527,2 млрд рублей, или на 9,5%, до 6,1 трлн рублей на 1 января 2017 года, а к 1 мая 2017 года достиг 6,5 трлн рублей.

Иностранные рынки денег и капитала для России из-за санкций фактически закрыты, поэтому пополнять дефицит бюджета за счет иностранных заимствований в существенных объемах не удается. За 2016 год Минфину удалось привлечь внешние заимствования на сумму всего 3 млрд долларов.

Если не удается занять на внешнем рынке, то ресурсы надо найти на внутреннем рынке. Государство может получить деньги у народа с помощью налогов или займов. Пока государство остерегается повышать налоги и предпочитает занимать.

Конечно, государство могло бы увеличить налоги, но оно этого не делает. Почему? Прежде всего, из-за относительно низкой долговой нагрузки на бюджет. Госдолг России (с учетом гарантий и с включением регионального и муниципального долга) составил в 2016 году всего 16,1% ВВП, а на обслуживание этого долга в 2016 году было израсходовано 772 млрд рублей (0,9% ВВП).

Почему государство решило выпустить специальные облигации для населения — ОФЗ-н, а не воспользоваться обычными ОФЗ? Выпуск облигаций для населения в настоящее время не является распространенной практикой. Например, казначейство США выпускает знаменитые «трежеря» — казначейские векселя T-bills, которые покупают и юридические, и физические лица, но у него нет «народных облигаций».

Вероятно, причиной является относительно слабое развитие нашего фондового рынка, не в должной мере приспособленного для обслуживания физлиц, а также низкий уровень финансовой грамотности населения.

Подобные «народные облигации» выпускаются в Румынии с 2015 года, а также в Азербайджане. В 2016 году энергетическая госкомпания Азербайджана SOCAR разместила облигации, предназначенные для населения.

Однако исторический опыт выпуска «народных облигаций» огромный. Были они и в СССР, и во многих других странах. Вспомним военные займы. В сталинские времена подписка на облигации займов была добровольно-принудительной. Недаром 4 марта 2017 года в эфире телеканала «Вести-1» Дмитрий Медведев, комментируя планы Министерства финансов выпустить ОФЗ для населения, призвал «не проводить параллелей» с гособлигациями советского периода, подчеркнув, что в СССР подписка на гособлигации фактически была обязательной.

После крушения Советского Союза государство вернулось на рынок «народных облигаций» в 1995 году, когда были выпущены ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). ОГСЗ выпускались вплоть до 1998 года, причем в отличие от ГКО по ОГСЗ дефолта не было. В 2000 году эмиссия ОГСЗ была возобновлена, но уже без успеха.

В этом году Минфин вновь вышел на розничный рынок и выпустил облигации для населения — ОФЗ-н. На фоне падающих процентных ставок по вкладам этот инструмент представляется вполне достойной альтернативой вкладам в крупнейших банках. Действительно, доходность этих облигаций к погашению на момент размещения (26 апреля) составила 9,02% годовых, тогда как максимальная процентная ставка по вкладам в рублях десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, по состоянию на 3 декаду апреля была всего 7,89% годовых.

Продают ОФЗ-н банки-агенты — Сбербанк и розничный банк ВТБ — ВТБ 24. Можно оценить комиссионный доход, который получат банки-агенты от продажи ОФЗ-н. Если предположить, что все покупки будут осуществляться в объеме от 30 тыс. (минимально возможный объем) до 50 тыс. рублей, то с учетом комиссии 1,5% доход банков-агентов составит 225 млн рублей. Если же покупки будут осуществляться в объеме от 300 тыс. до 15 млн рублей (максимально возможный объем), то с учетом комиссии 0,5% банки-агенты получат доход в размере 75 млн рублей. Вероятно, фактический доход будет где-то посредине, около 150 млн рублей. Для госбанков это — как капля в море. Для сравнения: чистая прибыль Сбербанка за 2016 год по МСФО составила 541,9 млрд рублей, ВТБ — 51,6 млрд рублей.

«Народные облигации» расходятся достаточно быстро, так как тенденция к снижению процентных ставок по вкладам очевидна. За первую неделю размещения, с 26 апреля по 4 мая, Сбербанк разместил ОФЗ-н на сумму около 4,4 млрд рублей, или 70% объема облигаций, выделенных ему Минфином как агенту. ВТБ 24 за первую неделю продаж реализовал около трети приходящегося на него объема ОФЗ-н.

В этом году Минфин планирует разместить еще один выпуск ОФЗ-н, также на сумму 15 млрд рублей, если размещение первого выпуска окажется успешным. Если будет снято ограничение на обращение ОФЗ-н на рынке, то спрос на эти бумаги может существенно вырасти. Применение «народных облигаций» в качестве залога и в схемах ИИС (индивидуального инвестиционного счета) позволит существенно повысить привлекательность этих бумаг. В этом случае они станут интересны не только людям с низким уровнем финансовой грамотности, но и квалифицированным инвесторам.

Однако следует констатировать, что уже сейчас население получило новый вполне интересный и надежный инструмент для сохранения своих сбережений. Пока речь не идет о серьезной конкуренции Минфина с банками в борьбе за средства населения, так как размер эмиссии ОФЗ-н (15 млрд рублей) составляет всего 0,06% объема вкладов в российских банках (24 трлн рублей). Но лиха беда начало.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу