26 июня 2017 Открытие
Вечером 14 июня Сенат США одобрил «Закон о противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии от 2017 года», который расширяет антироссийские санкции. На следующий день 15 июня российский финансовый рынок испытал повышенное давление, а дневные обороты торгов на фондовой секции Московской биржи показали рекорд за последние 2,5 года. Сейчас же, когда раз-веялся дым, можно проанализировать текущую ситуацию с возможными новыми санкциями и посмотреть возможности, которые в настоящее время дает рынок.
Во-первых, стоит упомянуть, что принятие закона Сенатом США вовсе не означает их автоматическое вступление в силу. Новые санкции должны быть сначала одобрены Палатой представителей и позже подписаны президентом Трампом. При этом вчера закон был отправлен республиканским большинством в профильный комитет Палаты представителей на доработку, отменив незамедли-тельное голосование без поправок. Как следствие демократы в США опасаются, что итоговый документ будет заметно смягчен по отношению к России. Что неудивительно, так как основная причина введения новых санкций – вмешательство России в выборы США – до сих пор является надуманной и недоказанной.
Что касается вопросов, затрагиваемых в новом законе, то их анализ позволяет говорить, что даже в случае принятия новых санк-ций против России, последние будут иметь незначительный эффект на российские финансы и экономику. В законе предполагается оформить санкции против России отдельным законодательным актом, а не текущими указами, чтобы президент США не смог их в дальнейшем единолично отменить. Это ужесточение является некоторой неприятностью, но по факту за все последние месяцы рос-сийский финансовый рынок уже растерял весь оптимизм после победы Трампа на президентских выборах, и продолжительное время на рынке почти никто уже не верит в скорую отмену санкций. Новые ограничения против чиновников никак не повлияют на российскую экономику. Предложение ограничить возможности кредитования российских госбанков кредитами не более 14 дней по сравнению с текущими 90 днями в основном может затронуть незначительные финансовые спекуляции клиентов российских госбанков на западных рынках. Возможность ограничения товарных кредитов для российских сырьевых компаний внушает опасе-ния, но для ее эффективного внедрения необходимо, чтобы аналогичный закон был принят в ЕС. А Европа ясно дала штатам по-нять, что не собирается ограничивать товарные кредиты и финансирование новых ключевых трубопроводов из России. Даже тра-диционно настроенная жестко к России фрау Меркель, а также министры иностранных дел Германии и Австрии заявили, что США не могут использовать санкции против России для продвижения своих экономических интересов в ЕС и не должны угрожать энер-гобезопастности Евросоюза. Кроме того, стало известно, что европейские компании уже провели финансирование трубопровода Северный поток-2. То есть в этом отношении каких-либо проблем для российской экономики не предвидится. Кроме того, надо понимать, что текущие выплаты по внешним долгам российских субъектов уже заметно снизились. Все российские внешние долги за период 2014-2015 годов снизились на треть, и платежеспособности России сейчас мало, что угрожает даже в случае принятия новых санкций. Неприятностью для России может стать возможное расширение санкций на новые ключевые сектора российской экономики: горнодобывающей промышленности, металлургии, морского и железнодорожного транспорта. Но даже в случае при-нятия закона конкретный список компаний, в отношении которых предлагается ввести ограничения по привлечению кредитов, будет устанавливать Министерство финансов США. То есть, по факту, той же администрацией Трампа, а не конгрессменами.
Чем в ближайшее время могут пугать российский рынок, так это возможностью введения полного запрета на инвестиции в россий-ские суверенные долговые бумаги: евробонды и облигации федерального займа (ОФЗ). Но, во-первых, в новом законе такого во-проса не стоит, а есть только предложение Сената изучить этот вопрос. Кроме того, как уже говорилось выше, американские зако-ны не будут распространяться на других глобальных инвесторов. Минфин и ЦБ не раскрывают долю американских субъектов хо-зяйственной деятельности в российском госдолге, но она может быть довольно скромной. Например, призывы американского Минфина бойкотировать прошлогодние размещения российских суверенных евробондов и отказ размещать их через Euroclear ни к чему особому не привели – российские облигации были успешно размещены с крайне большим спросом.
В общем и целом говорить о том, что утверждение Сенатом США закона с новыми санкциями против России, с одной стороны, еще не является решенным вопросом в плане окончательного их принятия, а, с другой стороны, даже в случае принятия вряд ли будет иметь существенное влияние на российские финансы и экономику.
Реакция рынка
Между тем, реакция на российском рынке акций была немного истеричной. Индекс ММВБ и его нефтегазовое ядро снижались с начала года уже 5,5 месяцев подряд параллельно со снижением рублевых цен на нефть. А 15 июня после принятия Сенатом закона в фондовой секции Московской биржи прошел рекордный за 2,5 года дневной оборот торгов. Также после многих месяцев без-остановочного роста, наконец, наметилась коррекция на рынке ОФЗ, и долгожданно начал корректироваться курс рубля.
Что делать?
В текущей ситуации риски дальнейшей коррекции нефтегазового ядра индекса ММВБ, на наш взгляд, довольно низкие. По многим признакам цены на нефть Brent уже в ближайшие дни могут отбить локальные минимумы. В то же время курс рубля к доллару, наконец, начал корректироваться. При этом после решения ФРС о ставках 14 июня можно ждать локального возврата глобальных инвесторов в безрисковые активы на период летнего сезона. Летом также можно традиционно ждать падения оборотов торгов и роста волатильности в рисковых активах. Как следствие, сейчас мы предпочитаем рекомендовать к покупке акции нефтегазового ядра индекса ММВБ, акции экспортеров, отдельные фундаментально сильные идеи и активы с пониженным риском.
http://open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Во-первых, стоит упомянуть, что принятие закона Сенатом США вовсе не означает их автоматическое вступление в силу. Новые санкции должны быть сначала одобрены Палатой представителей и позже подписаны президентом Трампом. При этом вчера закон был отправлен республиканским большинством в профильный комитет Палаты представителей на доработку, отменив незамедли-тельное голосование без поправок. Как следствие демократы в США опасаются, что итоговый документ будет заметно смягчен по отношению к России. Что неудивительно, так как основная причина введения новых санкций – вмешательство России в выборы США – до сих пор является надуманной и недоказанной.
Что касается вопросов, затрагиваемых в новом законе, то их анализ позволяет говорить, что даже в случае принятия новых санк-ций против России, последние будут иметь незначительный эффект на российские финансы и экономику. В законе предполагается оформить санкции против России отдельным законодательным актом, а не текущими указами, чтобы президент США не смог их в дальнейшем единолично отменить. Это ужесточение является некоторой неприятностью, но по факту за все последние месяцы рос-сийский финансовый рынок уже растерял весь оптимизм после победы Трампа на президентских выборах, и продолжительное время на рынке почти никто уже не верит в скорую отмену санкций. Новые ограничения против чиновников никак не повлияют на российскую экономику. Предложение ограничить возможности кредитования российских госбанков кредитами не более 14 дней по сравнению с текущими 90 днями в основном может затронуть незначительные финансовые спекуляции клиентов российских госбанков на западных рынках. Возможность ограничения товарных кредитов для российских сырьевых компаний внушает опасе-ния, но для ее эффективного внедрения необходимо, чтобы аналогичный закон был принят в ЕС. А Европа ясно дала штатам по-нять, что не собирается ограничивать товарные кредиты и финансирование новых ключевых трубопроводов из России. Даже тра-диционно настроенная жестко к России фрау Меркель, а также министры иностранных дел Германии и Австрии заявили, что США не могут использовать санкции против России для продвижения своих экономических интересов в ЕС и не должны угрожать энер-гобезопастности Евросоюза. Кроме того, стало известно, что европейские компании уже провели финансирование трубопровода Северный поток-2. То есть в этом отношении каких-либо проблем для российской экономики не предвидится. Кроме того, надо понимать, что текущие выплаты по внешним долгам российских субъектов уже заметно снизились. Все российские внешние долги за период 2014-2015 годов снизились на треть, и платежеспособности России сейчас мало, что угрожает даже в случае принятия новых санкций. Неприятностью для России может стать возможное расширение санкций на новые ключевые сектора российской экономики: горнодобывающей промышленности, металлургии, морского и железнодорожного транспорта. Но даже в случае при-нятия закона конкретный список компаний, в отношении которых предлагается ввести ограничения по привлечению кредитов, будет устанавливать Министерство финансов США. То есть, по факту, той же администрацией Трампа, а не конгрессменами.
Чем в ближайшее время могут пугать российский рынок, так это возможностью введения полного запрета на инвестиции в россий-ские суверенные долговые бумаги: евробонды и облигации федерального займа (ОФЗ). Но, во-первых, в новом законе такого во-проса не стоит, а есть только предложение Сената изучить этот вопрос. Кроме того, как уже говорилось выше, американские зако-ны не будут распространяться на других глобальных инвесторов. Минфин и ЦБ не раскрывают долю американских субъектов хо-зяйственной деятельности в российском госдолге, но она может быть довольно скромной. Например, призывы американского Минфина бойкотировать прошлогодние размещения российских суверенных евробондов и отказ размещать их через Euroclear ни к чему особому не привели – российские облигации были успешно размещены с крайне большим спросом.
В общем и целом говорить о том, что утверждение Сенатом США закона с новыми санкциями против России, с одной стороны, еще не является решенным вопросом в плане окончательного их принятия, а, с другой стороны, даже в случае принятия вряд ли будет иметь существенное влияние на российские финансы и экономику.
Реакция рынка
Между тем, реакция на российском рынке акций была немного истеричной. Индекс ММВБ и его нефтегазовое ядро снижались с начала года уже 5,5 месяцев подряд параллельно со снижением рублевых цен на нефть. А 15 июня после принятия Сенатом закона в фондовой секции Московской биржи прошел рекордный за 2,5 года дневной оборот торгов. Также после многих месяцев без-остановочного роста, наконец, наметилась коррекция на рынке ОФЗ, и долгожданно начал корректироваться курс рубля.
Что делать?
В текущей ситуации риски дальнейшей коррекции нефтегазового ядра индекса ММВБ, на наш взгляд, довольно низкие. По многим признакам цены на нефть Brent уже в ближайшие дни могут отбить локальные минимумы. В то же время курс рубля к доллару, наконец, начал корректироваться. При этом после решения ФРС о ставках 14 июня можно ждать локального возврата глобальных инвесторов в безрисковые активы на период летнего сезона. Летом также можно традиционно ждать падения оборотов торгов и роста волатильности в рисковых активах. Как следствие, сейчас мы предпочитаем рекомендовать к покупке акции нефтегазового ядра индекса ММВБ, акции экспортеров, отдельные фундаментально сильные идеи и активы с пониженным риском.
http://open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу