11 сентября 2017 Financial Times
В 1999 году актриса Вупи Голдберг решилась на рискованный шаг, не только приняв участие в рекламной кампании стартапа Flooz, но и приобретя в нем долю в размере 10%. На тот момент это казалось мудрым решением. Все массово вкладывали средства в интернет-проекты, а широко применяемая практика проведения первичного размещения акций превращала инвесторов, успевших занять первые места, в миллионеров. Эта история невольно приходит сейчас на память в условиях ажиотажа вокруг криптовалют и активной поддержки, которую оказывают им звездные знаменитости.
Проект Flooz, который рекламировала Голдберг, пытался внедрить в жизнь прообраз единой цифровой валюты, которой можно было бы расплачиваться вместо кредитных карт при совершении покупок онлайн. Разработчики проекта надеялись однажды бросить вызов самому доллару. Однако продвигаемой ими валюте не хватало революционного размаха – фактически она представляла собой скорее некий подарочный сертификат, за который покупатели расплачивались долларами и который они могли использовать в определенных интернет-магазинах, поддерживавших этот проект.
Проблема Flooz заключалась в том, что у компании практически не было способов защиты от многочисленных подражателей. Так, ее ближайшим конкурентом в сегменте подарочных сертификатов и ваучеров являлась валюта Beenz, практически ничем не от нее не отличавшаяся. Подобно банкам, объединявшимся в синдикаты, эти два проекта также приняли взаимовыгодное решение о заключении партнерского договора, согласившись принимать валюты друг друга. Но даже несмотря на эти усилия, к 2001 году обе компании прекратили свою деятельность из-за нехватки одного ингредиента, чрезвычайно важного в финансовой индустрии – доверия. Flooz пала жертвой мошенничества, в котором оказались замешаны российские хакеры и которое привлекло повышенное внимание к проблемам безопасности в киберпространстве и незащищенности этой валюты. Проект Beenz пострадал из-за колебаний курса валюты и тоже не получил развития.
Их убытками воспользовалась компания PayPal, которой удалось преуспеть именно потому, что она не ставила перед собой слишком амбициозных целей. Вместо того чтобы конкурировать с традиционными валютами в надежде вытеснить их, PayPal сосредоточилась на повышении мобильности доллара в интернете и создала для этого защищенную сеть, получившую широкую поддержку и признание пользователей. Как оказалось, люди нуждались именно в этом.
Научили ли нас чему-нибудь памятные истории поражений времен прошлого интернет-бума? Видимо, нет. Сейчас мы наблюдаем повторение лихорадки доткомов со все более активным вовлечением в нее знаменитостей. Светская львица и звезда телеэкранов Пэрис Хилтон подключилась к рекламной кампании по сбору средств в поддержку проекта LydianCoin, цифрового токена, находящегося на стадии разработки. За купленные токены инвесторам будут предлагаться услуги в сфере онлайн-маркетинга и рекламы. Баронесса и бизнесвуман Мишель Моне сообщила о том, что открывает продажу элитного жилья в Дубае за биткоины.
Больше всего во всем происходящем продолжает поражать слепая вера в возможность разбогатеть просто благодаря «упавшим с неба» деньгам. Если в период интернет-бума, процветали IPO, то на сей раз их сменили ICO. Однако первичное размещение монет, как правило, не обещает прибыли или какой-то доходности. С нормативно-правовой точки зрения, так и должно быть. Большинство юристов сходятся во мнении, что иначе ICO пришлось бы приравнять к размещению ценных бумаг, что незамедлительно повлечет за собой вмешательство регуляторных органов и направит ICO в жесткие рамки процедуры листинга.
В июле Комиссия по ценным бумагам и биржам США обозначила свою позицию в этом вопросе, отметив, что на виртуальные монеты или токены также может распространяться действие федерального законодательства о рынке ценных бумаг. Кроме того, SEC предупредила, что применение технологии блокчейн позволяет достаточно легко сформировать убедительный и впечатляющий имидж компании, выходящей на ICO, в то время как на самом деле за этой вывеской могут скрываться мошенники.
Большинство компаний, привлекающих финансирование с помощью ICO, предлагают инвесторам токены, представляющие собой предварительный аналог криптовалюты, и обещают за них какие-то интернет-услуги, товары или проекты, или же просто надеются, что токены сами по себе взлетят в цене даже без предложения за них инвесторам чего-либо особенного. Они все еще считают, что могут ворваться в сформировавшуюся экосистему блокчейна и преуспеть там, где потерпели поражение другие аналогичные криптовалюты. Количество владельцев токенов растет, чего нельзя сказать о числе традиционных торговцев, готовых принимать такие валюты в качестве платежного средства, и поэтому держателям токенов придется поискать, на что потратить свое виртуальное богатство.
В настоящее время цифровые деньги могут получить доступ к реальной экономике только посредством обмена на традиционные валюты на криптовалютных биржах, что связано с некоторыми издержками. Если же власти начнут закручивать гайки, ужесточая регулирование таких бирж, то все держатели токенов, которые не смогут или не захотят пройти процедуры идентификации своей личности и проверки на соблюдение положений законов о борьбе с отмыванием денег, останутся за бортом. В итоге им останется полагаться лишь на три вещи: спекуляции криптовалютами, покупки на даркнет-рынках и лазейки в законах о контроле за движением капитала. На данный момент ICO проводятся исходя из предположения, что в обмен на криптовалюты инвесторы смогут получить доступ к реальным товарам, услугам или недвижимости. Однако если рост этого нерегулируемого сегмента экономики начнет приобретать реальный размах, правительства вмешаются.
Центробанк Китая уже объявил ICO незаконным способом привлечения финансирования, причем уже в ближайшие недели другие регуляторные органы, как ожидается, вынесут новые постановления по этому вопросу. И если история хоть чему-то учит нас, то можно предположить, что система, создающая благоприятные условия для культивирования мошенничества и создания избыточной сложности, может сама обрушить себя, проигрывая более защищенному и регулируемому конкуренту. Когда у людей есть выбор, они, как правило, выбирают безопасность.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Проект Flooz, который рекламировала Голдберг, пытался внедрить в жизнь прообраз единой цифровой валюты, которой можно было бы расплачиваться вместо кредитных карт при совершении покупок онлайн. Разработчики проекта надеялись однажды бросить вызов самому доллару. Однако продвигаемой ими валюте не хватало революционного размаха – фактически она представляла собой скорее некий подарочный сертификат, за который покупатели расплачивались долларами и который они могли использовать в определенных интернет-магазинах, поддерживавших этот проект.
Проблема Flooz заключалась в том, что у компании практически не было способов защиты от многочисленных подражателей. Так, ее ближайшим конкурентом в сегменте подарочных сертификатов и ваучеров являлась валюта Beenz, практически ничем не от нее не отличавшаяся. Подобно банкам, объединявшимся в синдикаты, эти два проекта также приняли взаимовыгодное решение о заключении партнерского договора, согласившись принимать валюты друг друга. Но даже несмотря на эти усилия, к 2001 году обе компании прекратили свою деятельность из-за нехватки одного ингредиента, чрезвычайно важного в финансовой индустрии – доверия. Flooz пала жертвой мошенничества, в котором оказались замешаны российские хакеры и которое привлекло повышенное внимание к проблемам безопасности в киберпространстве и незащищенности этой валюты. Проект Beenz пострадал из-за колебаний курса валюты и тоже не получил развития.
Их убытками воспользовалась компания PayPal, которой удалось преуспеть именно потому, что она не ставила перед собой слишком амбициозных целей. Вместо того чтобы конкурировать с традиционными валютами в надежде вытеснить их, PayPal сосредоточилась на повышении мобильности доллара в интернете и создала для этого защищенную сеть, получившую широкую поддержку и признание пользователей. Как оказалось, люди нуждались именно в этом.
Научили ли нас чему-нибудь памятные истории поражений времен прошлого интернет-бума? Видимо, нет. Сейчас мы наблюдаем повторение лихорадки доткомов со все более активным вовлечением в нее знаменитостей. Светская львица и звезда телеэкранов Пэрис Хилтон подключилась к рекламной кампании по сбору средств в поддержку проекта LydianCoin, цифрового токена, находящегося на стадии разработки. За купленные токены инвесторам будут предлагаться услуги в сфере онлайн-маркетинга и рекламы. Баронесса и бизнесвуман Мишель Моне сообщила о том, что открывает продажу элитного жилья в Дубае за биткоины.
Больше всего во всем происходящем продолжает поражать слепая вера в возможность разбогатеть просто благодаря «упавшим с неба» деньгам. Если в период интернет-бума, процветали IPO, то на сей раз их сменили ICO. Однако первичное размещение монет, как правило, не обещает прибыли или какой-то доходности. С нормативно-правовой точки зрения, так и должно быть. Большинство юристов сходятся во мнении, что иначе ICO пришлось бы приравнять к размещению ценных бумаг, что незамедлительно повлечет за собой вмешательство регуляторных органов и направит ICO в жесткие рамки процедуры листинга.
В июле Комиссия по ценным бумагам и биржам США обозначила свою позицию в этом вопросе, отметив, что на виртуальные монеты или токены также может распространяться действие федерального законодательства о рынке ценных бумаг. Кроме того, SEC предупредила, что применение технологии блокчейн позволяет достаточно легко сформировать убедительный и впечатляющий имидж компании, выходящей на ICO, в то время как на самом деле за этой вывеской могут скрываться мошенники.
Большинство компаний, привлекающих финансирование с помощью ICO, предлагают инвесторам токены, представляющие собой предварительный аналог криптовалюты, и обещают за них какие-то интернет-услуги, товары или проекты, или же просто надеются, что токены сами по себе взлетят в цене даже без предложения за них инвесторам чего-либо особенного. Они все еще считают, что могут ворваться в сформировавшуюся экосистему блокчейна и преуспеть там, где потерпели поражение другие аналогичные криптовалюты. Количество владельцев токенов растет, чего нельзя сказать о числе традиционных торговцев, готовых принимать такие валюты в качестве платежного средства, и поэтому держателям токенов придется поискать, на что потратить свое виртуальное богатство.
В настоящее время цифровые деньги могут получить доступ к реальной экономике только посредством обмена на традиционные валюты на криптовалютных биржах, что связано с некоторыми издержками. Если же власти начнут закручивать гайки, ужесточая регулирование таких бирж, то все держатели токенов, которые не смогут или не захотят пройти процедуры идентификации своей личности и проверки на соблюдение положений законов о борьбе с отмыванием денег, останутся за бортом. В итоге им останется полагаться лишь на три вещи: спекуляции криптовалютами, покупки на даркнет-рынках и лазейки в законах о контроле за движением капитала. На данный момент ICO проводятся исходя из предположения, что в обмен на криптовалюты инвесторы смогут получить доступ к реальным товарам, услугам или недвижимости. Однако если рост этого нерегулируемого сегмента экономики начнет приобретать реальный размах, правительства вмешаются.
Центробанк Китая уже объявил ICO незаконным способом привлечения финансирования, причем уже в ближайшие недели другие регуляторные органы, как ожидается, вынесут новые постановления по этому вопросу. И если история хоть чему-то учит нас, то можно предположить, что система, создающая благоприятные условия для культивирования мошенничества и создания избыточной сложности, может сама обрушить себя, проигрывая более защищенному и регулируемому конкуренту. Когда у людей есть выбор, они, как правило, выбирают безопасность.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу