10 октября 2017 Банк Санкт-Петербург
ИТОГИ ТОРГОВ. По итогам вчерашних торгов нефть марки Brent подорожала на 0,3% до $55,8/барр., а российская нефть Urals - на 0,2% до $54,9/барр. Курс доллара вырос на 0,2% до 58,33 руб., курс евро - на 0,3% до 68,50 руб. Индекс S&P500 снизился на 0,2% до 2545 п. Индекс РТС потерял 0,2%, закрывшись на отметке 1132 п. Индекс ММВБ вырос на 0,1% до 2096 п.
НЕФТЬ. Минэнерго Саудовской Аравии заявило о планах крупнейшей нефтяной компании страны Saudi Aramco сократить экспорт нефти в ноябре до 7,15 млн барр./сутки при спросе 7,7 млн барр./сутки. Тем временем, пользуясь снижением экспорта саудитов, Ирак и Иран нарастили поставки в сентябре до максимума с февраля 2017 г. – 3,98 млн барр./сутки и 2,28 млн барр./сутки, соответственно. Существует риск нивелирования не только стараний Саудовской Аравии по сокращению экспорта, но и всего картеля.
Тем не менее, генсек ОПЕК Мохаммед Бакиндо считает, что слаженные действия стран-экспортеров способствуют ускорению ребалансировки мирового рынка нефти, а излишки нефтепродуктов на рынке почти полностью устранены. Бакиндо отметил замедление добычи сланцевиков по сравнению с первой половиной 2017 г. и добавил, что прогноз по мировому спросу может быть вновь повышен. Завтра выйдут ежемесячные отчеты EIA и ОПЕК, которые позволят более подробно оценить ситуацию на рынке нефти.
В РОССИИ. Курс валюты, также как и цена любого товара, определяется соотношением спроса и предложения на рынке. Даже до 2014 года, когда Центральный Банк таргетировал курс рубля, он фактически предъявлял спрос на иностранную валюту, когда из-за высоких цен на нефть предложение валюты на рынке увеличивалось и, напротив, удовлетворял спрос на валюту, когда поток «нефтедолларов» сокращался. Фактически в режиме валютного таргетирования курс рубля определялся спросом и предложением, просто на рынке присутствовал крупный нерыночный участник – Центральный Банк. После перехода к плавающему валютному курсу в конце 2014 года его значения стали определяться реальной экономической деятельностью.
Теперь, когда при снижении цен на нефть сокращается экспорт, приток валюты в страну снижается, что при сохраняющемся оттоке капитала создает давление на курс (спрос на доллары превалирует). Падение курса рубля сокращает импорт. При этом валютный курс начинает абсорбировать экономические шоки, отыгрывать разницу инфляций в валютах (в которых РФ ведет торговлю), что позитивно для нашей экономики (стабильный рубль в 2000-х в сочетании с высокой инфляцией стал одной из причин резкого падения конкурентоспособности обрабатывающего сектора).
Но «бесконтрольный» рыночный рубль создает, в том числе, и определенные сложности. В частности, экономическим агентам приходится адаптироваться к существенным колебаниям национальной валюты. А федеральный бюджет, половину доходов которого составляют нефтегазовые доходы, становится зависим не только от цен на нефть, но и потоков капитала, спроса на импорт и пр. Поэтому был создан механизм пополнения резервов – новое бюджетное правило, – который вернул на рынок еще одного крупного игрока – Минфин. С февраля 2017 г. Минфин покупает валюту на нефтегазовые экстрадоходы (доходы от превышения цены нефти $40/барр. по марке Urals), что в теории не должно было дать рублю слишком укрепиться. Но 2017 год ознаменовался серьезным притоком нерезидентов, которые пользуются возможностью заработать в стране с низкой инфляцией и высокими ставками (carry trade). Укрепление рубля в этом году сократило доходы бюджета и, соответственно, разницу между плановыми бюджетными доходами и фактом. Поэтому Минфин в этом году купит валюты только на 620 млрд руб., что, конечно же, оказывает влияние на курс, но не слишком сильное. При этом, напротив, если рубль будет слабеть, объем покупок вырастет, что только увеличит волатильность. Этот эффект представители Министерства назвали “процикличностью” потокам капитала. Поэтому в 2018 году ожидается изменение в механизме покупок, которое должно решить эту проблему. Предполагается, что Минфин в своих расчетах будет учитывать рыночный курс рубля вместо прогнозного и пограничную нефть ($40/барр. по марке Urals + 2% ежегодно). Таким образом, объем покупок валюты Минфином в миллиардах долларов США будет зависеть только от нефтяных котировок, а Минфин сможет оказывать перманентное давление на рубль вне зависимости от потоков капитала и спроса нерезидентов.
Но никакие улучшения не достаются бесплатно. Так, Минфин, стабилизируя объем fx-покупок, ставит под вопрос наполняемость доходной части бюджета, так как при крепком рубле и большом объеме покупок бюджет будет недополучать нефтегазовые доходы, которые можно направить на расходы (большая часть доходов будет уходить в резервы). И пока под вопросом остаются пути решения этой проблемы – либо Минфин будет перекрывать дефицит бюджета размещением нового долга, либо параллельно с покупками будет конвертировать средства ФНБ напрямую в ЦБ.
По нашим оценкам, при применении нового механизма покупок при нефти в $53/барр. и курсе рубля 61 руб./$ объем покупок в 2018 году составит $31 млрд за год, тогда как при “старом” механизме - только $13 млрд. Для текущего состояния платежного баланса $31 млрд за год – это существенный объем, который окажет значимое влияние на курс рубля. При этом формально курс рубля остается плавающим, так как ЦБ покупает валюту для Минфина в целях бюджетной, а не монетарной политики.
НАШИ ОЖИДАНИЯ. Основными факторами поддержки для рубля сейчас, на наш взгляд, выступают цены на нефть и сохраняющиеся притоки капитала нерезидентов в рублевые активы. Как и ранее, мы считаем, что вероятность ухода USDRUB ниже 57 руб./долл. остается довольно низкой. В четвертом квартале мы ожидаем ослабления курса рубля до 59-60 руб./долл.
https://www.bspb.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
НЕФТЬ. Минэнерго Саудовской Аравии заявило о планах крупнейшей нефтяной компании страны Saudi Aramco сократить экспорт нефти в ноябре до 7,15 млн барр./сутки при спросе 7,7 млн барр./сутки. Тем временем, пользуясь снижением экспорта саудитов, Ирак и Иран нарастили поставки в сентябре до максимума с февраля 2017 г. – 3,98 млн барр./сутки и 2,28 млн барр./сутки, соответственно. Существует риск нивелирования не только стараний Саудовской Аравии по сокращению экспорта, но и всего картеля.
Тем не менее, генсек ОПЕК Мохаммед Бакиндо считает, что слаженные действия стран-экспортеров способствуют ускорению ребалансировки мирового рынка нефти, а излишки нефтепродуктов на рынке почти полностью устранены. Бакиндо отметил замедление добычи сланцевиков по сравнению с первой половиной 2017 г. и добавил, что прогноз по мировому спросу может быть вновь повышен. Завтра выйдут ежемесячные отчеты EIA и ОПЕК, которые позволят более подробно оценить ситуацию на рынке нефти.
В РОССИИ. Курс валюты, также как и цена любого товара, определяется соотношением спроса и предложения на рынке. Даже до 2014 года, когда Центральный Банк таргетировал курс рубля, он фактически предъявлял спрос на иностранную валюту, когда из-за высоких цен на нефть предложение валюты на рынке увеличивалось и, напротив, удовлетворял спрос на валюту, когда поток «нефтедолларов» сокращался. Фактически в режиме валютного таргетирования курс рубля определялся спросом и предложением, просто на рынке присутствовал крупный нерыночный участник – Центральный Банк. После перехода к плавающему валютному курсу в конце 2014 года его значения стали определяться реальной экономической деятельностью.
Теперь, когда при снижении цен на нефть сокращается экспорт, приток валюты в страну снижается, что при сохраняющемся оттоке капитала создает давление на курс (спрос на доллары превалирует). Падение курса рубля сокращает импорт. При этом валютный курс начинает абсорбировать экономические шоки, отыгрывать разницу инфляций в валютах (в которых РФ ведет торговлю), что позитивно для нашей экономики (стабильный рубль в 2000-х в сочетании с высокой инфляцией стал одной из причин резкого падения конкурентоспособности обрабатывающего сектора).
Но «бесконтрольный» рыночный рубль создает, в том числе, и определенные сложности. В частности, экономическим агентам приходится адаптироваться к существенным колебаниям национальной валюты. А федеральный бюджет, половину доходов которого составляют нефтегазовые доходы, становится зависим не только от цен на нефть, но и потоков капитала, спроса на импорт и пр. Поэтому был создан механизм пополнения резервов – новое бюджетное правило, – который вернул на рынок еще одного крупного игрока – Минфин. С февраля 2017 г. Минфин покупает валюту на нефтегазовые экстрадоходы (доходы от превышения цены нефти $40/барр. по марке Urals), что в теории не должно было дать рублю слишком укрепиться. Но 2017 год ознаменовался серьезным притоком нерезидентов, которые пользуются возможностью заработать в стране с низкой инфляцией и высокими ставками (carry trade). Укрепление рубля в этом году сократило доходы бюджета и, соответственно, разницу между плановыми бюджетными доходами и фактом. Поэтому Минфин в этом году купит валюты только на 620 млрд руб., что, конечно же, оказывает влияние на курс, но не слишком сильное. При этом, напротив, если рубль будет слабеть, объем покупок вырастет, что только увеличит волатильность. Этот эффект представители Министерства назвали “процикличностью” потокам капитала. Поэтому в 2018 году ожидается изменение в механизме покупок, которое должно решить эту проблему. Предполагается, что Минфин в своих расчетах будет учитывать рыночный курс рубля вместо прогнозного и пограничную нефть ($40/барр. по марке Urals + 2% ежегодно). Таким образом, объем покупок валюты Минфином в миллиардах долларов США будет зависеть только от нефтяных котировок, а Минфин сможет оказывать перманентное давление на рубль вне зависимости от потоков капитала и спроса нерезидентов.
Но никакие улучшения не достаются бесплатно. Так, Минфин, стабилизируя объем fx-покупок, ставит под вопрос наполняемость доходной части бюджета, так как при крепком рубле и большом объеме покупок бюджет будет недополучать нефтегазовые доходы, которые можно направить на расходы (большая часть доходов будет уходить в резервы). И пока под вопросом остаются пути решения этой проблемы – либо Минфин будет перекрывать дефицит бюджета размещением нового долга, либо параллельно с покупками будет конвертировать средства ФНБ напрямую в ЦБ.
По нашим оценкам, при применении нового механизма покупок при нефти в $53/барр. и курсе рубля 61 руб./$ объем покупок в 2018 году составит $31 млрд за год, тогда как при “старом” механизме - только $13 млрд. Для текущего состояния платежного баланса $31 млрд за год – это существенный объем, который окажет значимое влияние на курс рубля. При этом формально курс рубля остается плавающим, так как ЦБ покупает валюту для Минфина в целях бюджетной, а не монетарной политики.
НАШИ ОЖИДАНИЯ. Основными факторами поддержки для рубля сейчас, на наш взгляд, выступают цены на нефть и сохраняющиеся притоки капитала нерезидентов в рублевые активы. Как и ранее, мы считаем, что вероятность ухода USDRUB ниже 57 руб./долл. остается довольно низкой. В четвертом квартале мы ожидаем ослабления курса рубля до 59-60 руб./долл.
https://www.bspb.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу