Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
О веских причинах для "бедных" переплатить за iPhone » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

О веских причинах для "бедных" переплатить за iPhone

25 декабря 2017 Живой журнал Нальгин Андрей
По дороге из аэропорта попался таксист-эрудит. Услышав, что прилетел я из Америки, он принялся с жаром рассуждать, как здорово, когда новенький iPhone можно взять за 220 долл., а старенький вообще даром – в нагрузку к контракту мобильного оператора. Тогда как россияне вынуждены покупать престижный девайс за пару месячных зарплат.

В принципе, названная таксистом сумма оказалась удивительно близкой к популярной в Рунете реальной стоимости айфона. Конкретно по седьмому его релизу эксперты насчитали ровно 219 долларов и 80 центов.

Но и это ещё не вся правда.

Покомпонентный расклад стоимости iPhone 7 с 32 ГБ памяти приведён здесь. Упаковка и тестирование добавят к этой сумме ещё долларов пять с небольшим. Впрочем, здесь не учтены роялти, расходы на НИОКР, траты на ПО, маркетинг и прочий брендинг. Как сказал глава Apple Тим Кук, он ни разу не видел оценку стоимости #iPhone, которая была бы хоть немного близкой к действительности, причём в подавляющем большинстве случаев она вообще страшно далека от реальности.

Но это и не так интересно, наверное. Куда показательнее вот такое международное сравнение.

О веских причинах для "бедных" переплатить за iPhone


Яндекс-маркет показывает, что для России оценка Statist'ы более-менее адекватна.



Итак, Турция, Бразилия и Россия вполне заслуженно возглавили рейтинг стран с самыми дорогими айфонами. При этом среднедушевые доходы (с поправкой на покупательную способность доллара) в России были на уровне 686 долл., в Турции 756 долл., в Бразилии – 758 долл. Крайне скромно, если сравнивать с 3258 долл. США или 2961 долл. Великобритании, где iPhone 7 сильно дешевле.

Казалось бы странно, что дороже всего эти устройства стоят именно там, где меньше платежеспособный спрос в силу более низких доходов населения. Но причины этой странности обретают реальный вес, если посмотреть на три ключевых составляющих цены любого устройства на внешнем рынке – #налоги, риски и #маркетинг.

Например, ввозные пошлины и налоговые сборы добавляют к цене iPhone до 20%. Ещё 10-15% – премия за риск, причём тот не ограничивается только курсовым. #Коррупция, правовой беспредел, слабая защищённость бизнеса, абсолютно безнадежная логистика и ещё целый ворох проблем на пути от завода к прилавку – всё это сильно увеличивает финальный чек для покупателя.

Кстати, о коррупции. Терпимое к ней отношение в небогатых странах связывают с одним популярным заблуждением. Дескать, повышенная продажность мелких чиновников позволяет бизнесмену сокращать издержки, увиливая от законных платежей в казну, и оттого серый товар выходит для рядового покупателя подешевле белого при тех же ТТХ. В реальной жизни, во-первых, экономия конкретного бизнеса на пошлинах и налогах оказывается ощутимо меньше, чем теряют бюджеты, поскольку коррупционные цепочки оттягивают на себя минимум половину честно сэкономленного. Во-вторых, любой предприниматель в такой схеме мотивирован не делиться с конечным потребителем этой экономией, а напротив, драть с него по-максимуму: понимание, что в игре с государством прежние связи, а вместе с ними и налаженный бизнес, могут рухнуть вмиг из-за перемены лиц в чиновных креслах, стимулирует всячески увеличивать маржу, пусть даже и в ущерб долгосрочным перспективам. И, в-третьих, коррупция способствует монополизации конкретных сегментов рынка в пользу особо приближённых игроков, что также не на руку простому покупателю. Монополия – это всегда завышенный ценник.

Иными словами, отсутствие адекватных и работающих рыночных институтов и правовых механизмов или их крайняя слабость оборачиваются в конечном счёте дополнительными поборами с потребителей. А поскольку в наибольшей степени это относится к малоразвитым и бедным экономикам – либо же они слабы и бедны по причине отсталости институтов, – то картина складывается ровно такой, какой рисует её приведённая выше диаграмма.

И есть ещё один момент. Нельзя не признать, что умелая маркетинговая политика Apple создаёт именно у жителей небогатых стран, где сильно развито статусное потребление, нестерпимый зуд в ладонях на предмет покупки престижного девайса. Да такой сильный, что некоторые готовы и на долговую кабалу, и на Бог весть какую переплату, лишь бы заиметь этот агрегат. Особенности азиатского и латиноамериканского менталитета, наверное...

Может быть, это и правильно – так дорого брать с туземцев за стекляшки? Может, назвать это разумной платой за жёсткие уроки национального взросления и премудрую науку финансового счетоводства, в конце концов? Вы ведь не станете думать, что Тим Кук & Co. наживаются просто так?

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу