20 января 2009 Архив
Барак Обама венчается на царство, а политике сильного доллара исполняется 14 лет от роду. Навряд ли утверждение о том, что политика Обамы в отношении доллара определит политику его администрации, будет сильным преувеличением. Нет, мы не относим себя к числу тех, кто считает доллар США долей в американской экономике. На курс валюты влияет множество факторов, при этом далеко не все связаны с событиями, происходящими в экономике, например, реализация монетарной или фискальной политики. Скорее ряд проблем, обусловлен политикой доллара, и многие решения, принимаемые в этой связи, будут отражать характеристики, определяющие Администрацию Обамы.
Коан сильного доллара
Для начала немного истории. На заре администрации Клинтона доллар успешно падал, а Ллойд Бенстен, занимавший в ту пору пост министра финансов, кажется, угрожал обвалить доллар против иены настолько, насколько это возможно, чтобы достичь намеченных торговых целей. Такой подход лишь усугублял положение валюты. Его политика напоминала эпоху Джеймса Бейкера, министра финансов США в 1987 году, который также грозил Германии девальвацией доллара, чтобы добиться уступок от Бундесбанка (тогда речь шла о снижении процентной ставки). Некоторые обозреватели и по сей день связывают такой, своего рода, долларовый шантаж с причинами, повлекшими за собой крах 1987 года. Бенстена сменил Роберт Рубин, выходец из Goldman Sachs, вместе с ним сменилась и политика США. "Сильный доллар - в интересах нации" - твердил он не переставая. Эта мантра сбивала с толку многих обозревателей, которые, в отместку, упражнялись в остроумии, высмеивая ее на все лады. Однако она имеет большое значение. Будучи крупнейшим мировым должником, с кредитами, растущими не по дням, а по часам, США рисковали быть уличенными в попытке тайно обмануть своих кредиторов, снижая стоимость национальной валюты. Возможно, это ускользнуло от ученых мужей, но не от нынешнего председателя Европейского центрального банка, г-на Трише, который частенько говорил о том, что Штатам следует придерживаться политики сильного доллара. Политика сильного доллара - это обязательство перед иностранными инвесторами и политиками, гарантирующее, что США не станут преднамеренно девальвировать свою валюту. Они не опустятся до манипулирования стоимостью своей валюты. Они хотят, чтобы курс доллара определялся совокупностью таких рыночных сил, как спрос и предложение. Ирония ситуации заключается в том, что именно Роберт Рубин, отец-основатель политики сильного доллара, санкционировал интервенцию после того, как в 1995 году доллар достиг циклического минимума. Интервенция была направлена на продажу доллара против иены в 1998 году. Его преемник и главный экономический советник Обамы Лоренс Саммерс, также санкционировал одну интервенцию. В рамках координированной попытки продать доллары против евро в 2000 году.
Бакс возвращается
За последние восемь лет евро вырос против доллара на 30.5%. Швейцарский франк укрепился на 41.5%, а иена выросла на 16.5%. Исключением среди основных валют является британский фунт, который потерял против доллара почти 10%. И все же этот рост нельзя связывать исключительно с динамикой спотового рынка. Общие доходы, включающие доходность по краткосрочным депозитам, рисуют несколько иную картину. Срочный депозит в евро после противоречивых выборов США в 2000 году, принес бы инвестору с основными средствами в долларах доходность в размере 77%, а срочный депозит в швейцарских франках - 64.5%. Депозит в иенах помог бы получить доход чуть больше 19%. Отдельно следует отметить доход от вложения в фунт - почти 40.5%, поскольку высокая доходность компенсирует девальвацию валюты. Между тем, депозит в долларах принес бы доход в размере 37%. Джордж Буш войдет в историю, как первый американский президент, не проводивший никаких интервенций на валютном рынке. Однако бездействие политиков, зачастую, вызывает критику рыночных обозревателей. И, что бы там не говорили, главной проблемой в период обострения финансового кризиса является не профицит долларов, а их нехватка. Федрезерв предложил значительно большие валютные свопы крупнейшим Центробанкам, и, в итоге, сделал их неограниченными. Кроме того, он ввел специальные линии свопов для четырех развивающихся стран (Мексика, Бразилия, Сингапур и Южная Корея). В рамках этих соглашений американский Центробанк сделал доллары доступными для других стран, которые, в свою очередь, устроили аукционы на внутренних рынках для обмена на национальную валюту, а затем, в оговоренный день, вновь обменяют соответствующие суммы на доллары. В максимальной точке объемы своповых линий превышали 650 млрд. долларов, что сделало из их одним из крупнейших инструментов ФРС.
Многолетний период роста мирового финансирования с использованием заемных средств - этот феномен действительно приобрел мировой размах - основывался на использовании двух валют финансирования - иены и доллара. В меньшей степени в этих целях использовался также швейцарский франк и гонконгский доллар. Отказ от заемных средств привел к раскручиванию этой валютной спирали и дестабилизирующему росту стоимости доллара и иены. Курс иены, взвешенный по торговле, укрепился более чем на 30% с конца августа. Этот валютный шок усиливает проблемы, вызванные резким сокращением внутреннего и внешнего спроса. Он полностью нейтрализует то незначительное снижение ставки, которое смог себе позволить Банк Японии, не успевший нормализовать монетарную и фискальную политику в период подъема. Нехватка доллара чувствуется острее из-за его функции валюты финансирования в мировой экономике. Доллар, взвешенный по торговле, вырос на 17%, способствовав ужесточению монетарных условий, также нивелировавших эффект политики ФРС. Своповые линии сейчас недооценивают, однако, совершенно очевидно, что они помогли справиться с нехваткой долларов и, возможно, стали одним из бесспорно удачных решений, принятых администрацией США. Дефицит долларов, в целом, удалось нейтрализовать. Свопы помогли избежать интервенций, которые могли подорвать стратегическую концепцию США о том, что стоимость валюты должна определяться рынком, которую они пытаются донести до других стран, в частности, до Китая. Между тем, японские власти по-прежнему пытаются найти способы справиться с дефицитом иены.
Команда Обамы
Политические и экономические тренды не совпадают с президентскими выборами. Многие изменения, такие как уход от регулирования и наращивание обороны, ассоциируемые с политикой Рональда Рейгана, начались еще при Джимми Картере (ослаблении регулирования в отношении деятельности авиалиний и рост расходов на вооружение после обострения конфликта с СССР в Афганистане). Избрание Обамы совпало с периодом низкой популярности Буша, что свидетельствует о надеждах на перемены.
Обама говорил устами многих, критикуя Администрацию Буша за "бездарное и безответственное исполнение ведения войны в Ираке". Между тем, он оставил министра обороны Буша и назначил еще одного советника бывшего президента на важную должность в Совете национальной безопасности. Точно также не стоит рассчитывать на то, что при Обаме произойдет коренная перестройка внешней экономической или валютной политики. Однако Обаме, скорее всего, повезет, поскольку многолетний медвежий тренд по доллару, кажется, подошел к концу. Финансовый кризис в терминах TED-спрэда (Прим. Profinance.ru: состоит из фьючерса на Казначейские векселя на одной стороне и фьючерса на Евродоллары (евродолларовые депозиты) ? на другой) или OIS/LIBOR, несколько ослабил хватку, хотя ситуация по-прежнему остается тяжелой. Мы ожидаем, что комбинация агрессивной монетарной и фискальной политики, резкое снижение цен на нефть и газ, а также рост реальной заработной платы (скорректированной на инфляцию), будут способствовать экономическому восстановлению во втором полугодии 2009 года. Конечно, это довольно оптимистичный прогноз, но даже пессимисты соглашаются с тем, что к концу года ситуация точно стабилизируется. Для долгосрочных и среднесрочных инвесторов это роли не сыграет. Первое, что нужно сделать команде Обамы - это решить проблему с валютными манипуляциями. Администрация Буша так никогда и не признала Китай виновным в манипуляциях валютой с целью извлечения выгоды. Ходят разговоры, что Обама исправит эту ошибку, нацепив на Китай ярлык манипулятора. Это может спровоцировать ответные действия со стороны китайского руководства. Однако, на наш взгляд, это не более чем домыслы. Финансовая часть команды Обамы в основном состоит из Демократов, ратующих за свободную торговлю (да, они действительно существуют). Советникам нового президента (и средствам массовой информации) следует сконцентрироваться на общих взаимоотношениях с Китаем и не позволять валютной проблеме занять в них главенствующее положение.
Марк Чандлер
Глава отдела валютной стратегии Brown Brothers Harriman
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Коан сильного доллара
Для начала немного истории. На заре администрации Клинтона доллар успешно падал, а Ллойд Бенстен, занимавший в ту пору пост министра финансов, кажется, угрожал обвалить доллар против иены настолько, насколько это возможно, чтобы достичь намеченных торговых целей. Такой подход лишь усугублял положение валюты. Его политика напоминала эпоху Джеймса Бейкера, министра финансов США в 1987 году, который также грозил Германии девальвацией доллара, чтобы добиться уступок от Бундесбанка (тогда речь шла о снижении процентной ставки). Некоторые обозреватели и по сей день связывают такой, своего рода, долларовый шантаж с причинами, повлекшими за собой крах 1987 года. Бенстена сменил Роберт Рубин, выходец из Goldman Sachs, вместе с ним сменилась и политика США. "Сильный доллар - в интересах нации" - твердил он не переставая. Эта мантра сбивала с толку многих обозревателей, которые, в отместку, упражнялись в остроумии, высмеивая ее на все лады. Однако она имеет большое значение. Будучи крупнейшим мировым должником, с кредитами, растущими не по дням, а по часам, США рисковали быть уличенными в попытке тайно обмануть своих кредиторов, снижая стоимость национальной валюты. Возможно, это ускользнуло от ученых мужей, но не от нынешнего председателя Европейского центрального банка, г-на Трише, который частенько говорил о том, что Штатам следует придерживаться политики сильного доллара. Политика сильного доллара - это обязательство перед иностранными инвесторами и политиками, гарантирующее, что США не станут преднамеренно девальвировать свою валюту. Они не опустятся до манипулирования стоимостью своей валюты. Они хотят, чтобы курс доллара определялся совокупностью таких рыночных сил, как спрос и предложение. Ирония ситуации заключается в том, что именно Роберт Рубин, отец-основатель политики сильного доллара, санкционировал интервенцию после того, как в 1995 году доллар достиг циклического минимума. Интервенция была направлена на продажу доллара против иены в 1998 году. Его преемник и главный экономический советник Обамы Лоренс Саммерс, также санкционировал одну интервенцию. В рамках координированной попытки продать доллары против евро в 2000 году.
Бакс возвращается
За последние восемь лет евро вырос против доллара на 30.5%. Швейцарский франк укрепился на 41.5%, а иена выросла на 16.5%. Исключением среди основных валют является британский фунт, который потерял против доллара почти 10%. И все же этот рост нельзя связывать исключительно с динамикой спотового рынка. Общие доходы, включающие доходность по краткосрочным депозитам, рисуют несколько иную картину. Срочный депозит в евро после противоречивых выборов США в 2000 году, принес бы инвестору с основными средствами в долларах доходность в размере 77%, а срочный депозит в швейцарских франках - 64.5%. Депозит в иенах помог бы получить доход чуть больше 19%. Отдельно следует отметить доход от вложения в фунт - почти 40.5%, поскольку высокая доходность компенсирует девальвацию валюты. Между тем, депозит в долларах принес бы доход в размере 37%. Джордж Буш войдет в историю, как первый американский президент, не проводивший никаких интервенций на валютном рынке. Однако бездействие политиков, зачастую, вызывает критику рыночных обозревателей. И, что бы там не говорили, главной проблемой в период обострения финансового кризиса является не профицит долларов, а их нехватка. Федрезерв предложил значительно большие валютные свопы крупнейшим Центробанкам, и, в итоге, сделал их неограниченными. Кроме того, он ввел специальные линии свопов для четырех развивающихся стран (Мексика, Бразилия, Сингапур и Южная Корея). В рамках этих соглашений американский Центробанк сделал доллары доступными для других стран, которые, в свою очередь, устроили аукционы на внутренних рынках для обмена на национальную валюту, а затем, в оговоренный день, вновь обменяют соответствующие суммы на доллары. В максимальной точке объемы своповых линий превышали 650 млрд. долларов, что сделало из их одним из крупнейших инструментов ФРС.
Многолетний период роста мирового финансирования с использованием заемных средств - этот феномен действительно приобрел мировой размах - основывался на использовании двух валют финансирования - иены и доллара. В меньшей степени в этих целях использовался также швейцарский франк и гонконгский доллар. Отказ от заемных средств привел к раскручиванию этой валютной спирали и дестабилизирующему росту стоимости доллара и иены. Курс иены, взвешенный по торговле, укрепился более чем на 30% с конца августа. Этот валютный шок усиливает проблемы, вызванные резким сокращением внутреннего и внешнего спроса. Он полностью нейтрализует то незначительное снижение ставки, которое смог себе позволить Банк Японии, не успевший нормализовать монетарную и фискальную политику в период подъема. Нехватка доллара чувствуется острее из-за его функции валюты финансирования в мировой экономике. Доллар, взвешенный по торговле, вырос на 17%, способствовав ужесточению монетарных условий, также нивелировавших эффект политики ФРС. Своповые линии сейчас недооценивают, однако, совершенно очевидно, что они помогли справиться с нехваткой долларов и, возможно, стали одним из бесспорно удачных решений, принятых администрацией США. Дефицит долларов, в целом, удалось нейтрализовать. Свопы помогли избежать интервенций, которые могли подорвать стратегическую концепцию США о том, что стоимость валюты должна определяться рынком, которую они пытаются донести до других стран, в частности, до Китая. Между тем, японские власти по-прежнему пытаются найти способы справиться с дефицитом иены.
Команда Обамы
Политические и экономические тренды не совпадают с президентскими выборами. Многие изменения, такие как уход от регулирования и наращивание обороны, ассоциируемые с политикой Рональда Рейгана, начались еще при Джимми Картере (ослаблении регулирования в отношении деятельности авиалиний и рост расходов на вооружение после обострения конфликта с СССР в Афганистане). Избрание Обамы совпало с периодом низкой популярности Буша, что свидетельствует о надеждах на перемены.
Обама говорил устами многих, критикуя Администрацию Буша за "бездарное и безответственное исполнение ведения войны в Ираке". Между тем, он оставил министра обороны Буша и назначил еще одного советника бывшего президента на важную должность в Совете национальной безопасности. Точно также не стоит рассчитывать на то, что при Обаме произойдет коренная перестройка внешней экономической или валютной политики. Однако Обаме, скорее всего, повезет, поскольку многолетний медвежий тренд по доллару, кажется, подошел к концу. Финансовый кризис в терминах TED-спрэда (Прим. Profinance.ru: состоит из фьючерса на Казначейские векселя на одной стороне и фьючерса на Евродоллары (евродолларовые депозиты) ? на другой) или OIS/LIBOR, несколько ослабил хватку, хотя ситуация по-прежнему остается тяжелой. Мы ожидаем, что комбинация агрессивной монетарной и фискальной политики, резкое снижение цен на нефть и газ, а также рост реальной заработной платы (скорректированной на инфляцию), будут способствовать экономическому восстановлению во втором полугодии 2009 года. Конечно, это довольно оптимистичный прогноз, но даже пессимисты соглашаются с тем, что к концу года ситуация точно стабилизируется. Для долгосрочных и среднесрочных инвесторов это роли не сыграет. Первое, что нужно сделать команде Обамы - это решить проблему с валютными манипуляциями. Администрация Буша так никогда и не признала Китай виновным в манипуляциях валютой с целью извлечения выгоды. Ходят разговоры, что Обама исправит эту ошибку, нацепив на Китай ярлык манипулятора. Это может спровоцировать ответные действия со стороны китайского руководства. Однако, на наш взгляд, это не более чем домыслы. Финансовая часть команды Обамы в основном состоит из Демократов, ратующих за свободную торговлю (да, они действительно существуют). Советникам нового президента (и средствам массовой информации) следует сконцентрироваться на общих взаимоотношениях с Китаем и не позволять валютной проблеме занять в них главенствующее положение.
Марк Чандлер
Глава отдела валютной стратегии Brown Brothers Harriman
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу