18 апреля 2018 Институт "Центр развития" ВШЭ
Санкции, введенные США 6 апреля в отношении 15 российских компаний, а также ряда российских бизнесменов и чиновников, в краткосрочном плане окажут заметное, но ограниченное влияние на макроэкономическую ситуацию в России. На финансовых рынках будет сказываться как вынужденная распродажа активов, попавших под санкции российских компаний, так и значимый рост риска, и соответствующее ухудшение потоков капитала. В 2018 году рост оттока частного капитала (по грубым оценкам – на $20 млрд, с 29 до $49 млрд) и прямые потери от снижения экспорта приведут к повышению среднегодового курса доллара на 3,5-4 рубля: с 57 рублей без санкций (к слову, столько он стоил в конце марта 2018 г.) до 60,5-61 рубля с санкциями (здесь и далее – при среднегодовой цене на нефть Urals 67 долл./барр.).
По грубым оценкам, снижение экспорта в 2018-2019 гг. составит до $3-4 млрд, или 0,7-0,9% от совокупного товарного экспорта России (по нашим оценкам, $423 млрд в 2018 г. при цене на нефть 67 $/барр.). Для справки: общий экспорт товаров из России в США в 2017 г. составил $10,7 млрд, в т.ч. алюминия – $1,8 млрд, из которых на "РУСАЛ" пришлось около $1,4 млрд.
Скачки курса до 65 и более рублей за доллар являлись шоковыми, т.е. обусловленными временной паникой. Ослабление рубля будет способствовать повышению инфляции (дек./дек.) с 3,6% без санкций до 4,1-4,3% с санкциями, что всё равно очень близко к таргету Банка России (4,0%). В силу повышения риска финансовой дестабилизации и уже гарантированного повышения инфляции ключевая ставка ЦБ, вероятно, сохранится до конца года вблизи нынешних 7,25%. Ставки по кредитам нефинансовому сектору также будут несколько выше, чем без санкций, что будет обусловлено как увеличением рисков в экономике, так и более высокой ключевой ставкой. По нашим оценкам, под действием перечисленных факторов ожидаемый рост ВВП в 2018 г. (при среднегодовой цене нефти 67 долл./барр.) замедлится с 1,9% (без санкций) до 1,7%. При этом, при отсутствии новых шоков и повышении оттока, и небольшое сокращение экспорта, и ослабление курса рубля, и некоторое повышение ставок будут носить временный характер. Эти эффекты, как и краткосрочное влияние первой волны санкций, будут исчерпаны в течение 1-2 лет. Тем не менее, санкции неизбежно продолжат оказывать негативное влияние на экономический рост на более фундаментальном уровне (ограничение притока иностранных инвестиций, осложнение выхода на внешние рынки и пр.), влияя на общую конкурентоспособность страны, что приведет к ограничению долгосрочных темпов роста.
При этом у приведенного нами сценария развития событий есть существенные зоны риска. Во-первых, ситуация ухудшится в случае введения ответных санкций со стороны России. Размер российской экономики на порядок меньше экономики США, а это означает, что сколько-нибудь чувствительные для США санкции ударят по России гораздо сильнее. Во-вторых, сами США готовы вновь расширить санкции в связи с ситуацией в Сирии. В-третьих, даже в рамках уже действующих санкций повышение оттока капитала в 2018 г. может заметно превысить $20 млрд. В-четвертых, российский экспорт может в итоге сократиться больше, чем на $3-4 млрд., поскольку неизвестен круг предприятий и стран, которые последуют рекомендациям США.
И здесь эффект от неявных санкций может превысить эффект от явных, в том числе за счет того, что под неявные санкции могут попасть и другие товары российского экспорта.
Нужно, конечно, принимать во внимание и компенсаторные механизмы, которые могут уменьшить негативное влияние санкций. Во-первых, попавший под запрет российский экспорт в США может быть перенаправлен в другие страны. Во-вторых, если ситуация с оттоком капитала будет ухудшаться, возможно использование Банком России инструмента валютных РЕПО, как это было в 2014-2015 гг. Менее вероятен отказ Минфина от покупки валюты в рамках бюджетного правила.
Даже если ситуация будет складываться по "благоприятному" сценарию, то есть без дальнейшей эскалации, уже введенные санкции, вероятно, потребуют денежных вливаний со стороны государства, а ситуация на подсанкционных и смежных предприятиях гарантированно ухудшится, что может вызвать рост социальной напряженности в и без того сложный посткризисный период. Будет ли источником финансирования бюджет или, как уже объявлено, государственные банки, вливания вряд ли будут сопоставимы с нанесенным ущербом. При этом задачи помощи пострадавшим от санкций будут конфликтовать за ресурсы с долгосрочными целями (такими, как развитие инфраструктуры и человеческого потенциала). В целом возобновление войны санкций усиливает и без того возросшую изоляцию российской экономики, что способствует закреплению ее технологического отставания и сохранению низких темпов экономического роста.
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
По грубым оценкам, снижение экспорта в 2018-2019 гг. составит до $3-4 млрд, или 0,7-0,9% от совокупного товарного экспорта России (по нашим оценкам, $423 млрд в 2018 г. при цене на нефть 67 $/барр.). Для справки: общий экспорт товаров из России в США в 2017 г. составил $10,7 млрд, в т.ч. алюминия – $1,8 млрд, из которых на "РУСАЛ" пришлось около $1,4 млрд.
Скачки курса до 65 и более рублей за доллар являлись шоковыми, т.е. обусловленными временной паникой. Ослабление рубля будет способствовать повышению инфляции (дек./дек.) с 3,6% без санкций до 4,1-4,3% с санкциями, что всё равно очень близко к таргету Банка России (4,0%). В силу повышения риска финансовой дестабилизации и уже гарантированного повышения инфляции ключевая ставка ЦБ, вероятно, сохранится до конца года вблизи нынешних 7,25%. Ставки по кредитам нефинансовому сектору также будут несколько выше, чем без санкций, что будет обусловлено как увеличением рисков в экономике, так и более высокой ключевой ставкой. По нашим оценкам, под действием перечисленных факторов ожидаемый рост ВВП в 2018 г. (при среднегодовой цене нефти 67 долл./барр.) замедлится с 1,9% (без санкций) до 1,7%. При этом, при отсутствии новых шоков и повышении оттока, и небольшое сокращение экспорта, и ослабление курса рубля, и некоторое повышение ставок будут носить временный характер. Эти эффекты, как и краткосрочное влияние первой волны санкций, будут исчерпаны в течение 1-2 лет. Тем не менее, санкции неизбежно продолжат оказывать негативное влияние на экономический рост на более фундаментальном уровне (ограничение притока иностранных инвестиций, осложнение выхода на внешние рынки и пр.), влияя на общую конкурентоспособность страны, что приведет к ограничению долгосрочных темпов роста.
При этом у приведенного нами сценария развития событий есть существенные зоны риска. Во-первых, ситуация ухудшится в случае введения ответных санкций со стороны России. Размер российской экономики на порядок меньше экономики США, а это означает, что сколько-нибудь чувствительные для США санкции ударят по России гораздо сильнее. Во-вторых, сами США готовы вновь расширить санкции в связи с ситуацией в Сирии. В-третьих, даже в рамках уже действующих санкций повышение оттока капитала в 2018 г. может заметно превысить $20 млрд. В-четвертых, российский экспорт может в итоге сократиться больше, чем на $3-4 млрд., поскольку неизвестен круг предприятий и стран, которые последуют рекомендациям США.
И здесь эффект от неявных санкций может превысить эффект от явных, в том числе за счет того, что под неявные санкции могут попасть и другие товары российского экспорта.
Нужно, конечно, принимать во внимание и компенсаторные механизмы, которые могут уменьшить негативное влияние санкций. Во-первых, попавший под запрет российский экспорт в США может быть перенаправлен в другие страны. Во-вторых, если ситуация с оттоком капитала будет ухудшаться, возможно использование Банком России инструмента валютных РЕПО, как это было в 2014-2015 гг. Менее вероятен отказ Минфина от покупки валюты в рамках бюджетного правила.
Даже если ситуация будет складываться по "благоприятному" сценарию, то есть без дальнейшей эскалации, уже введенные санкции, вероятно, потребуют денежных вливаний со стороны государства, а ситуация на подсанкционных и смежных предприятиях гарантированно ухудшится, что может вызвать рост социальной напряженности в и без того сложный посткризисный период. Будет ли источником финансирования бюджет или, как уже объявлено, государственные банки, вливания вряд ли будут сопоставимы с нанесенным ущербом. При этом задачи помощи пострадавшим от санкций будут конфликтовать за ресурсы с долгосрочными целями (такими, как развитие инфраструктуры и человеческого потенциала). В целом возобновление войны санкций усиливает и без того возросшую изоляцию российской экономики, что способствует закреплению ее технологического отставания и сохранению низких темпов экономического роста.
http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу