28 мая 2018 Financial One Царева Любовь
Несмотря на то, что с прошлого года главная криптовалюта биткойн подешевела более чем в два раза, 20-кратный рост цифровых денег в 2017-м продолжает будоражить воображение инвесторов. Криптовалютные биржи, хотя и не раскрывают свои результаты публично, предположительно остаются одним из самых прибыльных видов бизнеса. Опрошенные FO эксперты рассказали про основные статьи доходов и расходов этих торговых площадок.
Участники рынка отмечают: проекты, связанные с криптовалютой, остаются нишей, где можно неплохо заработать. Не нужно долго ждать выхода на окупаемость – бизнес становится прибыльным в течение года. Сами владельцы торговых площадок избегают конкретики, однако по косвенным признакам видно, что быть посредником между продавцом и покупателем очень выгодно.
«В этом сегменте все очень быстро развивается, проекты становятся рентабельными гораздо быстрее, чем в реальной экономике, – рассказал в интервью Financial One Александр Иванов, основатель блокчейн-платформы Waves, в которую входит и криптовалютная биржа. – Рынок растет с такой скоростью, что, я думаю, он уже превратился в самый быстрорастущий из всех. Скорость роста компаний в десятки раз выше, чем в других секторах, поэтому когда криптовалюта вырастает с $0,2 до 5, как случилось с токенами Waves, это воспринимается нормально».
Финансовая отчетность криптобирж – тайна за семью печатями, информацию приходится собирать по крупицам. Тем не менее основные статьи доходов и расходов более-менее понятны. Основной доход криптовалютных торговых площадок — это комиссии за сделку и предоставление кредитного плеча. Кроме того, некоторые биржи зарабатывают на листинге монет и других дополнительных услугах.
Расходы бизнеса связаны прежде всего с необходимостью поддерживать инфраструктуру, обеспечивать безопасность и продвигать собственный бренд.
Далее – более подробно о том, как сходится криптовалютная математика.
Доходы
Объем торгов на крупнейших криптовалютных торговых площадках варьируется от $100 млн до 1,5 млрд. «Если взять среднюю комиссию крупнейших бирж в 0,1–0,2% от каждой сделки и умножить на дневной объем торгов, то можно сделать примерные выводы об их прибыльности», – отмечает Максим Шрейдер, сооснователь криптокошелька Rahakott. Так, по его словам, оборот на одной из крупнейших бирж Binance только по паре BTC/USD в среднем составляет $300 млн. Таким образом, комиссия в 0,1% от этой суммы составляет $300 тысяч в день. Такую выручку дает лишь одна торговая пара, а таких инструментов, пусть и менее популярных, на площадке несколько сотен.
«На сегодня биржи очень дозированно раскрывают информацию о структуре торгов: долю маркетмейкеров, разбивку по типам и размерам сделок, использование собственной позиции для обеспечения ликвидности. Если допустить, что средняя комиссия составляет 0,1% от сделки, это должно обеспечивать дневной валовый комиссионный доход в размере $1 млн, или $300–350 млн в год», – добавляет исполнительный директор KICKICO Александр Петров.
С такой оценкой соглашается аналитик Exante Виктор Аргонов: «Годовая выручка крупнейших бирж может исчисляться сотнями миллионов долларов. Дневные объемы торгов на них доходят до миллиарда долларов».
Помимо комиссий за сделку биржа получает доход от предоставления плеча (маржинальное кредитование). По словам Виктора Аргонова, площадки также зарабатывают на листинге ICO-токенов, плата за эту услугу может доходить до сотен тысяч долларов (самая высокая цена – 50 BTC – на binance.com).
Впрочем, самый жирный кусок комиссионного пирога получают только 10–15 наиболее популярных бирж. Более мелким торговым площадкам гораздо сложнее выжить на этом рынке. «Если посмотреть на мировой рейтинг криптобирж, то нетрудно убедиться, что уже во второй десятке объемы торгов (а значит, и сборы на комиссиях) на порядок ниже», – отмечает Аргонов.
Листинговать свои токены за деньги на таких площадках и вовсе не интересно, поэтому небольшие игроки добавляют новые монеты зачастую бесплатно, чтобы раскрутиться и заработать на трейдерских сделках. «Неким трендом сейчас является создание бирж для малоизвестных и новых монет, которые могут листинговаться даже бесплатно. Главное для создателей –набрать массу клиентов и получать комиссионные», – поясняет Шрейдер.
Однако активность трейдеров напрямую зависит от волатильности криптовалютного рынка и наличия или отсутствия тренда в основных монетах (биткойн и эфириум). После феноменального роста прошлого года первый квартал 2018-го оказался периодом сильной коррекции, в результате чего упал интерес к теме у широкой аудитории и опосредованно снизились торговые обороты. Например, суточный объем торгов по паре биткоин/доллар, по данным Coinmarketcap, в январе 2017 года составлял в среднем $120 млн, в декабре – $13-15 млрд.
А в марте этого года ежедневные цифры снизились до $5-6 млрд. Дальнейшее падение оборотов и как следствие – комиссионных сборов может привести к консолидации рынка и ухода небольших площадок, поскольку они не смогут выжить в новых реалиях.
Расходы
Львиная доля расходов криптовалютных бирж связана с затратами на персонал, аренду новых серверов, кибербезопасность и маркетинг. Также в некоторых странах, где вопрос с регулированием решен в пользу легализации криптовалюты, придется заплатить государственный сбор. «Например, на получение лицензии криптовалютной биржи в Японии – стране с легализованным крипторынком – требуется $110 тысяч», – поясняет Аргонов.
И все-таки лучше один раз заплатить за входной билет, чем все время сидеть на пороховой бочке. Так, например, одним росчерком пера китайского регулятора крупнейшие по мировым меркам торговые криптовалютные площадки были вынуждены уйти со сцены. Освободившуюся нишу тут же занял подсуетившийся новый игрок – азиатская биржа Binance, зарегистрированная в Гонконге. Компания провела ICO в июле прошлого года и привлекла $15 млн. «Был угадан тренд, и в связи с запретом криптовалютных бирж в Китае все китайские клиенты ринулись к ним», – пояснил успех площадки Максим Шрейдер.
«Техническая сторона не должна быть слишком обременительной: серверная нагрузка и расходы на оборудование, вероятно, укладываются в $300–400 тысяч в месяц, расходы на персонал, по самым максимальным оценкам, это еще $400 тысяч (для команды из 40 высокопрофессиональных сотрудников)», – заявил Александр Петров.
Однако помимо необходимости поддерживать инфраструктуру есть еще и безопасность, а ее никогда не бывает слишком много, особенно в сегменте криптовалюты. Взлом кошельков и несанкционированный вывод средств со счетов инвесторов остаются главными ночными кошмарами игроков этого рынка.
«Учитывая высокие требования к надежности системы, все это требует серьезных трудозатрат программистов, а зачастую – и внушительной аппаратной инфраструктуры. Именно на это идут основные затраты стартаперов», – отметил Виктор Аргонов.
Тем, кто скупится в этом вопросе, приходится платить дважды. За примерами далеко ходить не надо. В январе 2018 года произошел взлом японской криптовалютной биржи Coincheck. У инвесторов была украдена сумма, эквивалентная более чем $548 млн. Биржа понесла серьезные потери, согласившись компенсировать выведенные со счетов средства инвесторам. Причиной взлома был назван вирус.
Южнокорейская криптовалютная биржа Youbit и вовсе не смогла оправиться от такого удара. Ей пришлось закрыться по вине хакеров. В результате первого взлома со счетов украли около 4000 биткойнов, после второй атаки биржа лишилась 17% всех активов.
Для раскрутки площадки также требуются вложения в маркетинг и продвижение в среде криптотрейдеров. «Чтобы на биржу пришли участники, нужно их чем-то заинтересовать», – пояснил Шрейдер.
Александр Петров полагает, что в статье расходов продвижение занимает первую строчку. «Самая крупная статья, безусловно, это реклама и маркетинг. Лидеры рынка несут колоссальные расходы на баунти-кампании, лотереи среди клиентов, стимулирующие торговые конкурсы, прямую рекламу и генерацию трафика», – отмечает эксперт. Кроме того, по его словам, все ведущие биржи являются постоянными участниками и спонсорами офлайн-мероприятий. Спонсорский пакет, как пояснил Петров, стоит минимум $50–100 тысяч. «Вероятно, биржа уровня Binance или OKEx должна иметь годовой маркетинговый бюджет, превышающий $10 млн», – полагает Петров.
Впрочем, у многих криптобирж во время охоты на клиента есть и относительно бесплатное оружие – партнерские программы. Как правило, ими пользуются сайты криптовалютной тематики, которые размещают у себя реферальные ссылки на биржу партнера, получая 20–30% комиссионного дохода с каждого приведенного клиента, ставшего активным трейдером.
Новые возможности
Несмотря на то, что выходить на этот рынок все сложнее, эксперты продолжают верить в радужные перспективы данного вида бизнеса. «По сути, это все еще новая индустрия и конкуренция не так высока, как на стандартных рынках. Главным условием, конечно же, является поддержание курсов криптовалют на достойных уровнях и отсутствие тотального запрета на криптовалюты», – отметил Максим Шрейдер.
Главное событие прошлого года в мире традиционных биржевых активов – запуск фьючерсов на криптовалюту на ведущих традиционных американских биржах CME и CBOE – принципиально не изменило ситуацию, так как число единиц криптовалюты в обращении осталось прежним. Зато серьезные инвесторы обратили внимание и на этот сегмент.
Хотя криптобиржи все еще остаются темными лошадками для желающих в них вложиться, начали появляться первые сделки, которые проливают свет на реальную оценку этого бизнеса. В марте стало известно, что крупная биржа Poloniex была продана, по оценке Fortune, за $400 млн стартапу Circle, за плечами которого стоят Goldman Sachs и Baidu. «Если допустить, что сделка прошла по типичным для венчурного рынка мультипликаторам (15–20 годовых прибылей), то годовой финансовый результат площадки должен быть в диапазоне $15–25 млн», – полагает Александр Петров.
То есть при всех рисках и многочисленных «но» самые крупные игроки уже находятся под пристальным вниманием крупных игроков мира традиционных финансов.
http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Участники рынка отмечают: проекты, связанные с криптовалютой, остаются нишей, где можно неплохо заработать. Не нужно долго ждать выхода на окупаемость – бизнес становится прибыльным в течение года. Сами владельцы торговых площадок избегают конкретики, однако по косвенным признакам видно, что быть посредником между продавцом и покупателем очень выгодно.
«В этом сегменте все очень быстро развивается, проекты становятся рентабельными гораздо быстрее, чем в реальной экономике, – рассказал в интервью Financial One Александр Иванов, основатель блокчейн-платформы Waves, в которую входит и криптовалютная биржа. – Рынок растет с такой скоростью, что, я думаю, он уже превратился в самый быстрорастущий из всех. Скорость роста компаний в десятки раз выше, чем в других секторах, поэтому когда криптовалюта вырастает с $0,2 до 5, как случилось с токенами Waves, это воспринимается нормально».
Финансовая отчетность криптобирж – тайна за семью печатями, информацию приходится собирать по крупицам. Тем не менее основные статьи доходов и расходов более-менее понятны. Основной доход криптовалютных торговых площадок — это комиссии за сделку и предоставление кредитного плеча. Кроме того, некоторые биржи зарабатывают на листинге монет и других дополнительных услугах.
Расходы бизнеса связаны прежде всего с необходимостью поддерживать инфраструктуру, обеспечивать безопасность и продвигать собственный бренд.
Далее – более подробно о том, как сходится криптовалютная математика.
Доходы
Объем торгов на крупнейших криптовалютных торговых площадках варьируется от $100 млн до 1,5 млрд. «Если взять среднюю комиссию крупнейших бирж в 0,1–0,2% от каждой сделки и умножить на дневной объем торгов, то можно сделать примерные выводы об их прибыльности», – отмечает Максим Шрейдер, сооснователь криптокошелька Rahakott. Так, по его словам, оборот на одной из крупнейших бирж Binance только по паре BTC/USD в среднем составляет $300 млн. Таким образом, комиссия в 0,1% от этой суммы составляет $300 тысяч в день. Такую выручку дает лишь одна торговая пара, а таких инструментов, пусть и менее популярных, на площадке несколько сотен.
«На сегодня биржи очень дозированно раскрывают информацию о структуре торгов: долю маркетмейкеров, разбивку по типам и размерам сделок, использование собственной позиции для обеспечения ликвидности. Если допустить, что средняя комиссия составляет 0,1% от сделки, это должно обеспечивать дневной валовый комиссионный доход в размере $1 млн, или $300–350 млн в год», – добавляет исполнительный директор KICKICO Александр Петров.
С такой оценкой соглашается аналитик Exante Виктор Аргонов: «Годовая выручка крупнейших бирж может исчисляться сотнями миллионов долларов. Дневные объемы торгов на них доходят до миллиарда долларов».
Помимо комиссий за сделку биржа получает доход от предоставления плеча (маржинальное кредитование). По словам Виктора Аргонова, площадки также зарабатывают на листинге ICO-токенов, плата за эту услугу может доходить до сотен тысяч долларов (самая высокая цена – 50 BTC – на binance.com).
Впрочем, самый жирный кусок комиссионного пирога получают только 10–15 наиболее популярных бирж. Более мелким торговым площадкам гораздо сложнее выжить на этом рынке. «Если посмотреть на мировой рейтинг криптобирж, то нетрудно убедиться, что уже во второй десятке объемы торгов (а значит, и сборы на комиссиях) на порядок ниже», – отмечает Аргонов.
Листинговать свои токены за деньги на таких площадках и вовсе не интересно, поэтому небольшие игроки добавляют новые монеты зачастую бесплатно, чтобы раскрутиться и заработать на трейдерских сделках. «Неким трендом сейчас является создание бирж для малоизвестных и новых монет, которые могут листинговаться даже бесплатно. Главное для создателей –набрать массу клиентов и получать комиссионные», – поясняет Шрейдер.
Однако активность трейдеров напрямую зависит от волатильности криптовалютного рынка и наличия или отсутствия тренда в основных монетах (биткойн и эфириум). После феноменального роста прошлого года первый квартал 2018-го оказался периодом сильной коррекции, в результате чего упал интерес к теме у широкой аудитории и опосредованно снизились торговые обороты. Например, суточный объем торгов по паре биткоин/доллар, по данным Coinmarketcap, в январе 2017 года составлял в среднем $120 млн, в декабре – $13-15 млрд.
А в марте этого года ежедневные цифры снизились до $5-6 млрд. Дальнейшее падение оборотов и как следствие – комиссионных сборов может привести к консолидации рынка и ухода небольших площадок, поскольку они не смогут выжить в новых реалиях.
Расходы
Львиная доля расходов криптовалютных бирж связана с затратами на персонал, аренду новых серверов, кибербезопасность и маркетинг. Также в некоторых странах, где вопрос с регулированием решен в пользу легализации криптовалюты, придется заплатить государственный сбор. «Например, на получение лицензии криптовалютной биржи в Японии – стране с легализованным крипторынком – требуется $110 тысяч», – поясняет Аргонов.
И все-таки лучше один раз заплатить за входной билет, чем все время сидеть на пороховой бочке. Так, например, одним росчерком пера китайского регулятора крупнейшие по мировым меркам торговые криптовалютные площадки были вынуждены уйти со сцены. Освободившуюся нишу тут же занял подсуетившийся новый игрок – азиатская биржа Binance, зарегистрированная в Гонконге. Компания провела ICO в июле прошлого года и привлекла $15 млн. «Был угадан тренд, и в связи с запретом криптовалютных бирж в Китае все китайские клиенты ринулись к ним», – пояснил успех площадки Максим Шрейдер.
«Техническая сторона не должна быть слишком обременительной: серверная нагрузка и расходы на оборудование, вероятно, укладываются в $300–400 тысяч в месяц, расходы на персонал, по самым максимальным оценкам, это еще $400 тысяч (для команды из 40 высокопрофессиональных сотрудников)», – заявил Александр Петров.
Однако помимо необходимости поддерживать инфраструктуру есть еще и безопасность, а ее никогда не бывает слишком много, особенно в сегменте криптовалюты. Взлом кошельков и несанкционированный вывод средств со счетов инвесторов остаются главными ночными кошмарами игроков этого рынка.
«Учитывая высокие требования к надежности системы, все это требует серьезных трудозатрат программистов, а зачастую – и внушительной аппаратной инфраструктуры. Именно на это идут основные затраты стартаперов», – отметил Виктор Аргонов.
Тем, кто скупится в этом вопросе, приходится платить дважды. За примерами далеко ходить не надо. В январе 2018 года произошел взлом японской криптовалютной биржи Coincheck. У инвесторов была украдена сумма, эквивалентная более чем $548 млн. Биржа понесла серьезные потери, согласившись компенсировать выведенные со счетов средства инвесторам. Причиной взлома был назван вирус.
Южнокорейская криптовалютная биржа Youbit и вовсе не смогла оправиться от такого удара. Ей пришлось закрыться по вине хакеров. В результате первого взлома со счетов украли около 4000 биткойнов, после второй атаки биржа лишилась 17% всех активов.
Для раскрутки площадки также требуются вложения в маркетинг и продвижение в среде криптотрейдеров. «Чтобы на биржу пришли участники, нужно их чем-то заинтересовать», – пояснил Шрейдер.
Александр Петров полагает, что в статье расходов продвижение занимает первую строчку. «Самая крупная статья, безусловно, это реклама и маркетинг. Лидеры рынка несут колоссальные расходы на баунти-кампании, лотереи среди клиентов, стимулирующие торговые конкурсы, прямую рекламу и генерацию трафика», – отмечает эксперт. Кроме того, по его словам, все ведущие биржи являются постоянными участниками и спонсорами офлайн-мероприятий. Спонсорский пакет, как пояснил Петров, стоит минимум $50–100 тысяч. «Вероятно, биржа уровня Binance или OKEx должна иметь годовой маркетинговый бюджет, превышающий $10 млн», – полагает Петров.
Впрочем, у многих криптобирж во время охоты на клиента есть и относительно бесплатное оружие – партнерские программы. Как правило, ими пользуются сайты криптовалютной тематики, которые размещают у себя реферальные ссылки на биржу партнера, получая 20–30% комиссионного дохода с каждого приведенного клиента, ставшего активным трейдером.
Новые возможности
Несмотря на то, что выходить на этот рынок все сложнее, эксперты продолжают верить в радужные перспективы данного вида бизнеса. «По сути, это все еще новая индустрия и конкуренция не так высока, как на стандартных рынках. Главным условием, конечно же, является поддержание курсов криптовалют на достойных уровнях и отсутствие тотального запрета на криптовалюты», – отметил Максим Шрейдер.
Главное событие прошлого года в мире традиционных биржевых активов – запуск фьючерсов на криптовалюту на ведущих традиционных американских биржах CME и CBOE – принципиально не изменило ситуацию, так как число единиц криптовалюты в обращении осталось прежним. Зато серьезные инвесторы обратили внимание и на этот сегмент.
Хотя криптобиржи все еще остаются темными лошадками для желающих в них вложиться, начали появляться первые сделки, которые проливают свет на реальную оценку этого бизнеса. В марте стало известно, что крупная биржа Poloniex была продана, по оценке Fortune, за $400 млн стартапу Circle, за плечами которого стоят Goldman Sachs и Baidu. «Если допустить, что сделка прошла по типичным для венчурного рынка мультипликаторам (15–20 годовых прибылей), то годовой финансовый результат площадки должен быть в диапазоне $15–25 млн», – полагает Александр Петров.
То есть при всех рисках и многочисленных «но» самые крупные игроки уже находятся под пристальным вниманием крупных игроков мира традиционных финансов.
http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу