2 декабря 2018 Коммерсант.ru
29 ноября прошло заседание президентского Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, на котором было принято решение о необходимости возврата законопроекта «О цифровых финансовых активах», подготовленного финансовым комитетом Госдумы ко второму чтению, в стадию первого чтения.
Об этом заявил глава совета и председатель комитета Госдумы по государственному строительству Павел Крашенинников, добавив, что при этом необходимо внести существенные правки в документ. Изменения связаны с недостатками, которые никакого отношения к самим криптовалютам и токенам не имеют. Юристы недовольны тем, что нормы о цифровых активах не сопоставляются с корпоративным законодательством РФ и регулированием оборота традиционных финансовых активов – акций и долей в ООО.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» является одним из трех проектов, которые необходимо принять для дальнейшего регулирования зоны обращения криптовалют и токенов. Помимо него также рассматриваются проекты «О краудфандинге» и «О цифровых правах». Причем термины «криптовалюта» и «токен» в проектах заменены на термин «цифровые права», который, согласно проекту заключения совета, подготовленному заместителем его главы Евгением Сухановым, неудачен. Дело в том, что обсуждается не новый вид прав, а новая электронная форма их фиксации.
Также у совета возникли вопросы из-за соотношения «цифровых прав» с «цифровыми финансовыми активами». В законопроекте говорится, что «цифровые активы» являются совокупностью «цифровых прав», однако это не так. Эксперты заявляют, что более рациональным будет указание, что «права из бездокументарных ценных бумаг и доли в уставном капитале ООО могут удостоверяться данными в электронной форме («цифровые права»), а совокупность таких прав, которая принадлежит одному лицу, можно называть «цифровым финансовым активом».
Юристы также недовольны тем фактом, что любые юридические лица смогут выпускать «цифровые финансовые активы» без каких либо ограничений. Последствия данного решения были показаны на примере ООО как наиболее распространенного вида юрлиц. Юристы совета считают, что из-за возможности ООО оплачивать уставной капитал в рассрочку и возможности выпускать цифровые финансовые активы и права будет создаваться много «фирм-однодневок», которые и без того совершают различные злоупотребления. При этом заставлять сообщать о решении выпустить «цифровые финансовые активы», которые обеспечены имуществом выпускающего, бесполезно. Кроме того, упрощение оборота долей ООО в цифровой форме увеличит скорость их оборота, но «превратит их в аналог закрытых (теперь «непубличных») акционерных обществ, которые ранее уже существовали».
Подобные претензии также были высказаны по поводу возможности выпуска «цифровых активов» некоммерческими организациями, о чем рассказала глава аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова. По её словам, в случае с НКО данные активы и вовсе не будут обеспечены каким-либо имуществом. Она считает, что обсуждение на совете было более жестким, чем проект заключения. Мнение юристов совета сходится в том, что нынешний вид законопроекта приведет к возврату финансового рынка Российской Федерации на 20 лет назад в 90-е, и снова появится опасность создания «псевдозаконных» финансовых пирамид.
Одни из самых масштабных замечаний к документу от юристов были вызваны из-за включенных в него предложений новых редакций законов об АО и ООО. «Взяв во внимание огромный объем и количество иных изменений и дополнений, которые вносились в эти законы (хотя даже несмотря на это они до сих пор сохраняют противоречия с действующим Гражданским кодексом)», президентский совет предлагает «переопубликовать их текст в новой редакции», параллельно дав задание правительству совместить их с единым законом о хозяйственных обществах (поскольку Концепция развития гражданского законодательства 2009 года это и предусматривала). Данный шаг может внести существенный вклад в совершенствование отечественного корпоративного законодательства».
«Из-за большого количества нареканий, которые были описаны выше, документ рекомендовано вернуть в стадию первого чтения», - заявил Павел Крашенинников на заседании совета.
Отметим, что ранее о необходимости замедлить прохождение законопроектов, которые будут регулировать криптовалюты, заявил Владимир Потанин на координационном совете РСПП по вопросам цифровизации, будучи сопредседателем этого совета. Он сказал, что они не учитывают позицию РСПП как «представителя интересов значительной части бизнеса».
http://www.kommersant.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Об этом заявил глава совета и председатель комитета Госдумы по государственному строительству Павел Крашенинников, добавив, что при этом необходимо внести существенные правки в документ. Изменения связаны с недостатками, которые никакого отношения к самим криптовалютам и токенам не имеют. Юристы недовольны тем, что нормы о цифровых активах не сопоставляются с корпоративным законодательством РФ и регулированием оборота традиционных финансовых активов – акций и долей в ООО.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» является одним из трех проектов, которые необходимо принять для дальнейшего регулирования зоны обращения криптовалют и токенов. Помимо него также рассматриваются проекты «О краудфандинге» и «О цифровых правах». Причем термины «криптовалюта» и «токен» в проектах заменены на термин «цифровые права», который, согласно проекту заключения совета, подготовленному заместителем его главы Евгением Сухановым, неудачен. Дело в том, что обсуждается не новый вид прав, а новая электронная форма их фиксации.
Также у совета возникли вопросы из-за соотношения «цифровых прав» с «цифровыми финансовыми активами». В законопроекте говорится, что «цифровые активы» являются совокупностью «цифровых прав», однако это не так. Эксперты заявляют, что более рациональным будет указание, что «права из бездокументарных ценных бумаг и доли в уставном капитале ООО могут удостоверяться данными в электронной форме («цифровые права»), а совокупность таких прав, которая принадлежит одному лицу, можно называть «цифровым финансовым активом».
Юристы также недовольны тем фактом, что любые юридические лица смогут выпускать «цифровые финансовые активы» без каких либо ограничений. Последствия данного решения были показаны на примере ООО как наиболее распространенного вида юрлиц. Юристы совета считают, что из-за возможности ООО оплачивать уставной капитал в рассрочку и возможности выпускать цифровые финансовые активы и права будет создаваться много «фирм-однодневок», которые и без того совершают различные злоупотребления. При этом заставлять сообщать о решении выпустить «цифровые финансовые активы», которые обеспечены имуществом выпускающего, бесполезно. Кроме того, упрощение оборота долей ООО в цифровой форме увеличит скорость их оборота, но «превратит их в аналог закрытых (теперь «непубличных») акционерных обществ, которые ранее уже существовали».
Подобные претензии также были высказаны по поводу возможности выпуска «цифровых активов» некоммерческими организациями, о чем рассказала глава аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова. По её словам, в случае с НКО данные активы и вовсе не будут обеспечены каким-либо имуществом. Она считает, что обсуждение на совете было более жестким, чем проект заключения. Мнение юристов совета сходится в том, что нынешний вид законопроекта приведет к возврату финансового рынка Российской Федерации на 20 лет назад в 90-е, и снова появится опасность создания «псевдозаконных» финансовых пирамид.
Одни из самых масштабных замечаний к документу от юристов были вызваны из-за включенных в него предложений новых редакций законов об АО и ООО. «Взяв во внимание огромный объем и количество иных изменений и дополнений, которые вносились в эти законы (хотя даже несмотря на это они до сих пор сохраняют противоречия с действующим Гражданским кодексом)», президентский совет предлагает «переопубликовать их текст в новой редакции», параллельно дав задание правительству совместить их с единым законом о хозяйственных обществах (поскольку Концепция развития гражданского законодательства 2009 года это и предусматривала). Данный шаг может внести существенный вклад в совершенствование отечественного корпоративного законодательства».
«Из-за большого количества нареканий, которые были описаны выше, документ рекомендовано вернуть в стадию первого чтения», - заявил Павел Крашенинников на заседании совета.
Отметим, что ранее о необходимости замедлить прохождение законопроектов, которые будут регулировать криптовалюты, заявил Владимир Потанин на координационном совете РСПП по вопросам цифровизации, будучи сопредседателем этого совета. Он сказал, что они не учитывают позицию РСПП как «представителя интересов значительной части бизнеса».
http://www.kommersant.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу