НМТП. Стоит ли вкладываться в одну из самых рентабельных компаний России » Элитный трейдер
Элитный трейдер

НМТП. Стоит ли вкладываться в одну из самых рентабельных компаний России

18 февраля 2019 БКС Экспресс | НМТП Пучкарев Дмитрий
Группа НМТП является третьим портовым оператором Европы и лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. Стивидорный рынок – рынок перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, т.е. погрузка, выгрузка различных товаров. Помимо этого компания предоставляет полный спектр услуг портового флота.
В состав Группы входят два крупнейших порта России: порт Новороссийск в Черном море, порт Приморск в Балтийском море. Также НМТП принадлежит небольшой по объемам грузооборота порт Балтийск в Калининградской области. Компания функционирует в двух морских регионах: Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах. По итогам 2018 г. группа НМТП обработала порядка 17,2% общего грузооборота российских морских портов.

Акционеры

8 октября 2018 г. Транснефть сообщила о приобретении пакета акций НМТП и увеличении доли в акционерном капитале до 60,62%. Ранее нефтетранспортная компания контролировала 35,57% морского порта, а еще 25,05% принадлежало группе «Сумма». После заключения сделки в $750 млн по покупке доли Суммы Транснефтью, структура владельцев НМТП выглядит так:

НМТП. Стоит ли вкладываться в одну из самых рентабельных компаний России


Таким образом, НМТП получил мажоритария в лице государственной Транснефти. Для Транснефти данное приобретение вполне логично, компания развивает транспортную базу в рамках основного направления своей деятельности. За 2017 г. 84% всей добываемой в России нефти было транспортировано с ее участием.

Международное рейтинговое агентство S&P положительно оценило переход контроля в компании к Транснефти, поместив НМТП в список CreditWatch с «позитивным» прогнозом.

«Мы уверены, что НМТП может получить помощь от материнской компании в случае необходимости, и практики корпоративного управления в НМТП могут улучшиться в результате сделки», – говорится в пресс-релизе S&P.

Агентство также отметило, что существует вероятность повышения кредитного рейтинга НМТП на одну-две ступени в зависимости от готовности Транснефти оказывать поддержку дочерней структуре, снижения долговой нагрузки и улучшения практик корпоративного управления.

Операционные результаты

Ключевой показатель операционной деятельности морского порта – его грузооборот. В случае НМТП показатель грузооборота в последние годы держится вблизи максимальной загрузки мощностей около 140 млн тонн. К 2024 г. компания планирует увеличить мощности до 190 млн тонн. В целом по России морские перевозки довольно интенсивно развиваются. В 2018 г. грузооборот вырос на 3,8% и составил 816,46 млн тонн, в 2017 г. показатель был на уровне 786,4 млн тонн.



В структуре грузооборота выделяются четыре основные категории грузов: наливные, навалочные, генеральные грузы, а также контейнеры.



Наливные грузы – это прежде всего нефть и нефтепродукты. На их долю в 2018 г. приходится чуть более 70% от товарооборота порта, хотя еще два года назад этот показатель составлял порядка 80%. НМТП объясняет данный эффект переориентацией перевалки нефти с отгрузок по рейдовой схеме в Норвегии на перевалку в Северном бассейне.

Навалочные грузы занимают 13% от грузооборота НМТП или 17,6 млн тонн. Около 70% от навалочных грузов занимает зерно, остальные 30% приходятся на химические грузы, сахар, уголь и железную руду. После переориентации нефтяных потоков в Северное море именно навалочные грузы позволили НМТП компенсировать выпадающие объемы. В 2017 г. рост оборота данного сегмента составил 33%. По итогам 2018 г. грузооборот навалочных грузов вырос лишь на 2,3% на фоне девальвации турецкой лиры и снижения покупательной способности Турции.

Генеральные грузы – штучные товары или грузы, которые перевозятся в упаковке. К ним относятся черные и цветные металлы, чугун, скоропортящиеся грузы и лесные материалы. В 2018 г. перевалка генеральных грузов НМТП увеличилась на 8,1% и составила 15 млн тонн. Показатель вырос за счет увеличения перевалки чугуна и черных металлов в страны ЕС.

Объем перевалки контейнеров через причалы НМТП в 2018 г. составил 6,1 млн тонн, что на 2,8% больше объемов за 2017 г.

Финансовое состояние

На фоне стагнации операционных результатов НМТП финансовые показатели нельзя назвать выдающимися. Выручка в последние годы не имеет стабильной динамики, чистая прибыль накопленным итогом снижается с 2017 г.

Однако есть несколько интересных моментов в кейсе компании, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, долговая нагрузка. Компания еще в 2011 г. закрыла сделку по приобретению Приморского торгового порта (ПТП) за $2,15 млрд, млрд из которых $1,95 были заемными. По итогам 2011 г. чистый долг НМТП составил $2,38 млрд, а отношение чистый долг/EBITDA составило 4,3х.

С тех пор компания упорно снижала долговую нагрузку и к III кварталу 2018 г. она составила $776 млн, а чистый долг/EBITDA опустился до 1,1х. Несмотря на столь существенное снижение, задолженность продолжает негативно влиять на итоговые финансовые показатели группы из-за относительно высокой эффективной процентной ставки (на III квартал 2018 г. – 6,34%) и курсовых переоценок. По итогам 9 месяцев 2018 г. девальвация рубля привела к чистым расходам по курсовым разницам, связанным с финансовыми обязательствами, в размере $152,0 млн.



Второй важный момент – привлекательные показатели рентабельности и свободного денежного потока. Стивидорный бизнес является довольно высокодоходным и в то же время стабильным.

На текущий момент НМТП является одной из самых высокомаржинальных компаний на российском рынке. По итогам III квартала 2018 г. рентабельность по EBITDA составила 73,4%. Рентабельность по чистой прибыли существенно ниже – лишь 32,5%. Это связано с долговой нагрузкой.



Высокая эффективность деятельности на операционном уровне способствует устойчивой генерации свободных денежных потоков. НМТП приносит в среднем $110 млн кэша в квартал.



Стабильный денежный поток позволяет компании непрерывно гасить долги, а после того, как долговая нагрузка окажется на приемлемом уровне, денежные потоки могут быть использованы для увеличения дивидендов, проведения программ обратного выкупа акций или же для новых капитальных вложений.

Дивиденды

Вице-президент Транснефти и председатель совета директоров НМТП Рашид Шарипов заявил, что дивиденды НМТП за 2018 г. ожидаются не менее, чем по итогам 2017 г. и будут близки к 50% от чистой прибыли.

«Мы посмотрим возможности порта выплачивать, если у них будет достаточно кэша, то, соответственно, будет близко к 50% (от прибыли)», – сказал Шарипова.

Деньги у НМТП должны быть. По итогам 9 месяцев 2018 г. чистая прибыль группы составила $216 млн, а свободный денежный поток (FCF) за тот же период достиг $335 млн. Сумма денежных средств на счетах компании в III квартале составила $335 млн.



На текущий момент дивидендная доходность НМТП выше среднерыночной. Если предположить, что выплатят также как и в прошлом году 0,519 руб. на акцию, из которых за 9 месяцев 2018 г. было уже выплачено 0,265 руб., то по текущим котировкам это предполагает в сумме 7,2% годовой доходности.

При этом нужно учитывать, что по мере гашения долга дополнительные денежные потоки будут высвобождаться, что может привести к росту дивидендов в будущем.

Дорогая ли компания?

Не дорогая. Сравнительная оценка НМТП по мультипликаторам затруднена в связи с отсутствием публичных российских аналогов за исключением Global Ports и НКХП. Тем не менее, сопоставив показатели Группы с ближайшими иностранными конкурентами, можно заметить ее фундаментальную привлекательность.



Оценка НМТП лучше медианных значений по всем показателям за исключением отношения долга к собственному капиталу, но как мы уже выяснили, ситуация постепенно улучшается. Сильной стороной является высокая рентабельность, которая выделяется даже среди сравнимых компаний.

НМТП против ФАС

Если смотреть только на НМТП, то все неплохо: компания недорогая, долг снижается, рентабельность очень высокая, а грузооборот хоть и не растет, но стабилен. Однако если взглянуть чуть шире, то можно заметить, как государственное регулирование стремится внести свои коррективы в деятельность компании.

НМТП на протяжении последних лет находится под чутким присмотром Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и периодически ей приходится отстаивать свои права перед государственным органом в суде.

В 2016 г. ФАС изменила свою позицию по регулированию стивидорных компаний и предложила вернуться к тарифному регулированию морских портов, а также заставить их устанавливать цены на свои услуги в рублях, а не в долларах, как было принято раньше.

В ходе расследования ФАС пришла к выводам, что НМТП нарушает антимонопольное законодательство, устанавливая монопольно высокие цены на перевалку. По мнению антимонопольной службы, за счет этого прибыль стивидора выросла в 2 раза, а рентабельность – с 56% до 300%. В связи с этим компания получила два предписания: установить экономически обоснованные цены на услуги и заплатить в федеральный бюджет 9,7 млрд руб. в качестве штрафа за незаконное обогащение. Однако в тарифном противостоянии НМТП сумел отстоять свою позицию, решение ФАС было отменено Верховным судом и выплачивать такую существенную для компании сумму не пришлось.

В случае с долларовыми ценами на услуги стивидоров все прошло не так гладко. В середине 2018 г. были приняты поправки в закон «О морских портах в РФ», обязавшие стивидоров устанавливать тарифы в рублях. Так как у НМТП есть использованные на инвестиционную программу долговые обязательства в иностранной валюте, то компания получила послабления в реализации закона. Ей было позволено отсрочить переход на тарифы в рублях до июня 2023 г.

Как заявляет ФАС, одной из целей противостояния со стивидорами является снижение их маржи до уровня других участников транспортной цепочки, прежде всего РЖД. Рентабельность по EBITDA РЖД по итогам I полугодия 2018 г. составила 25%, рентабельность чистой прибыли – 5,6%. Пока ФАС своих целей не добилась, а это значит, что давление на НМТП со стороны антимонопольного органа может быть продолжено.

Что ждет НМТП

Наличие крупного государственного мажоритария должно привести к большей стабильности дивидендных выплат НМТП, а также возможен переход на постоянной основе к дивидендам в размере 50% от чистой прибыли по МСФО. При этом Транснефть уже начала трансформировать устоявшийся бизнес НМТП под свои нужды, что может привести к изменению бизнес модели компании в целом.

Наливной сегмент НМТП после вхождения в капитал Транснефти будет чувствовать себя устойчиво. Тем не менее в ближайшей перспективе на объемы перевалки нефти может негативно отразиться сделка ОПЕК+ и увеличение доли переработки нефти внутри страны. По итогам 2018 г. госмонополия ожидает снижения перевалки через собственные морские терминалы – до 120 млн тонн (-13,7%). Ограничения в рамках ОПЕК+ продолжат оказывать негативное влияние на операционные результаты сегмента как минимум до конца I полугодия 2019 г.

Будущее остальных сегментов бизнеса НМТП вызывает вопросы. 14 февраля 2019 г. НМТП сообщила о продаже Новороссийского зернового терминала (НЗТ) в пользу группы ВТБ. Закрытие сделки ожидается во II квартале 2019 г. НЗТ – единственный зерновой терминал НМТП, обеспечивший 14,5% выручки группы за 9 месяцев 2018 г. После его продажи компания не сможет осуществлять перевалку зерна и потеряет в рентабельности, так как маржа данного сегмента заметно выше нефтеналивного бизнеса. Сумма сделки не была раскрыта. Советник президента Транснефти Игорь Демин сообщил, что сделка состоялась в рамках выполнения задачи создания единого зернового оператора, отметив при этом, что расставаться с другими мощностями НМТП, не имеющими отношения к нефтеперевалке, Транснефть не планирует.

Объемы морских перевозок растут и эта тенденция наверняка будет продолжена. Даже в условиях постоянного ужесточения санкций в отношении РФ грузооборот российских портов продолжал увеличиваться. По прогнозам Федерального агентства морского и речного транспорта, объем перевалки грузов в российских морских портах составит 828 млн тонн в 2020 г. Планируемое увеличение мощностей к 2024 г. может оказаться полностью загруженным по мере ввода в эксплуатацию.

Финансовое положение компании улучшается. При сохранении текущих темпов гашения долга и уровня рентабельности, НМТП может полностью избавиться от долговой нагрузки за 2-3 года и превратится в стабильный генератор прибыли. Если Транснефть не будет заинтересована в расширении инвестиционной программы или проведении сделок M&A, то значительная часть полученной выгоды, вероятно, будет распределена между акционерами.

Впрочем, негативных факторов также предостаточно. ФАС может продолжить прессинг, и в случае достижения обозначенных антимонопольной службой целей, рентабельность может снизиться. В такой ситуации динамика финансовых показателей компании ухудшится и о росте дивидендов можно будет забыть. Этот риск необходимо учитывать.

Несмотря на такие конкурентные преимущества Новороссийского порта как развитая инфраструктура, выгодное географическое положение и естественная глубоководность, у компании есть серьезные конкуренты. К северу от Новороссийска продолжается строительство крупного глубоководного сухогрузного порта Тамань. За 2018 г. грузооборот порта составил 14,1 млн тонн. Пока объемы небольшие, но проектная мощность Тамани должна достигнуть 100 млн тонн в год к 2024 г., когда планируется завершить стройку. Вполне возможно, что часть «экологически грязного» сухогрузного сегмента НМТП будет перетянута именно туда.

Подводя итоги можно сказать, что НМТП – компания относительно недорогая, с неплохими финансовыми показателями, хорошими дивидендными возможностями. Приобретение Транснефтью контрольного пакета в НМТП – это скорее позитив, поскольку наливной сегмент, который занимает большую часть грузооборота теперь получит поддержку нефтетранспортного гиганта. В то же время, перспективы прочих бизнесов вызывают опасения, так как для Транснефти это непрофильные активы. Устоявшийся бизнес НМТП под влиянием крупного акционера может продолжить трансформацию.

В ближайшем будущем важно будет обратить внимание на то, как НМТП поступит с полученным от продажи НТЗ деньгами и какие дивиденды будут выплачены по итогам 2018 г. Эти факторы будут одними из определяющих на среднесрочном горизонте. Также необходимо помнить о рисках вмешательства ФАС в деятельность компании.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter