1 марта 2009 Архив
Конец глобализации? Постепенная ликвидация многих барьеров к свободному обращению товаров, услуг и капитала активно стимулировала международную торговлю и движение капитала между странами, а также поддерживала мировой экономический рост в течение последних десятилетий. До недавних пор глобализация, казалось, будет продолжаться вечно. Однако текущий финансово-экономический кризис принес с собой риск того, что правительства прибегнут к протекционизму для поддержки отечественной промышленности, а это нанесет последний удар мировой торговле и еще больше усугубит ситуацию.
Протекционизм может породить стагфляцию. Мы считаем, что мировой торговой войны, превратившей рецессию 1929 года в Великую Депрессию, удастся избежать. Но вместо нее надвигается многолетний период протекционизма, который ляжет тяжким бременем на потенциальный рост мирового производства и создаст инфляционные давления. Мы полагаем, что чрезвычайно активные монетарные и фискальные политики в сочетании с протекционистскими мерами - это прямой путь к стагфляции, в которую погрузится мировая экономика в ближайшие годы.
Уроки хаоса 30-х гг. История предлагает множество ярких примеров влияния протекционизма на торговлю и экономический рост. Самый яркий из них - Великая Депрессия 30-х гг. Как писал Чарльз Киндлебергер в своей книге "Мир в депрессии 1929-1939 гг." (Прим. Profinance.ru: Charles Kindleberger, The World in Depression), многие правительства подняли таможенные тарифы на импортируемые товары, а некоторые прибегли к девальвации, что и породило застой мировой торговли. Закон Смута-Холи, принятый в США 17 июня 1930 г., повысил таможенные пошлины на ряд импортируемых товаров и встретил волну протеста со стороны других стран. Киндлебергер писал, что такие государства как Франция, Италия, Индия и Австралия подняли пошлины на некоторые товары еще в 1929 г., а в США, Германии, Великобритании и Японии тенденция к повышению тарифов наблюдалась уже с середины 20-х гг. Однако Закон Смута-Холи спровоцировал реакцию огромного количества других стран, включая Канаду, Испанию, Швейцарию, Италию, Кубу, Мексику, Францию, Австралию и Новую Зеландию. В результате чего мировая экономика пошла по спирали вниз. С января 1929 г. по февраль 1933 г. стоимость мирового импорта упала приблизительно на 70%, что знаменовало самый низкий уровень торговой активности и Депрессию.
Птица феникс мировой торговли. Опыт 30-хх годов помог заложить основы многолетней тенденции к либерализации торговли и движению капитала после Второй мировой войны. Со временем, после восьми успешных раундов Всемирной торговой организации (ВТО) и ее предшественника, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), средние таможенные пошлины в промышленных странах опустились до однозначных чисел. По данным Всемирного банка, в 2005 г. невзвешенное среднее таможенных тарифов составляло примерно 3% в высокодоходных странах и 11% - в развивающихся, в то время как в 1980 г. эти числа были в три раза больше. Либерализация торговли стимулировала мировую торговлю (экспорт и импорт), которая с 40% от мирового ВВП в начале 80-х гг. выросла до 62% в 2008 г.
Нетарифные торговые барьеры тоже играют важную роль. Разумеется, одновременно с повсеместным снижением тарифов росла и относительная важность нетарифных торговых барьеров (таких как квоты на импорт, запреты на экспорт, антидемпинговые пошлины, неавтоматизированное лицензирование, технические барьеры, а именно здравоохранительные и природоохранные нормы и положения, а также субсидии отечественной промышленности). Экономисты попытались преобразовать всю информацию о них числовой эквивалент, чтобы сравнить эти две группы торговых барьеров. Ниже приведены индексы торговых ограничений ряда стран, подсчитанные Всемирным банком для сравнения тарифных и нетарифных барьеров ("Оценка индексов торговых ограничений" H.L. Kee, A. Nicita, M. Olarreaga, исследовательский рабочий доклад Всемирного банка 3840, февраль 2006 г.). Короче говоря, нетарифные барьеры тоже являются существенным фактором, а в некоторых случаях даже преобладают над всеми остальными. Например, в ЕС средний размер таможенной пошлины составляет около 3%. Однако если прибавить к ней нетарифные ограничения она достигает уже 12%.
Снижение интереса к либерализации и глобализации. Еще до начала финансового и экономического кризиса будущее глобализации вызывало немало беспокойств. Стремительный успех Китая, Индии и других новичков на мировом рынке внушал опасения богатым западным странам уже в течение некоторого времени. Об этом неоднозначно говорит изменение общественного отношения к свободной торговле, зафиксированное исследовательской организацией Pew Research Center, которая сравнила результаты опросов в 2002 и 2007 гг. Опросы преследовали своей целью выяснить, считают ли респонденты свободную торговлю благоприятным фактором для своей страны. В 2007 г. большинство опрошенных практически во всех странах поддержало торговлю. Однако по сравнению с 2002 г. этот показатель существенно снизился, особенно в некоторых западных странах. По сути, хуже всего к торговле стали относиться в США: в 2002 г. 78% респондентов США заявили, что торговля благоприятна для их страны; пять лет спустя их число упало до 59%. Европа тоже не находит себе места. По данным опроса Eurobarometer, проведенного Еврокомиссией в ноябре 2008 г., только 38% граждан ЕС считает, что глобализация "открывает перед национальными компаниями хорошие возможности", в то время как 43% уверено, что глобализация "представляет собой угрозу для уровня занятости и компаний".
Новой волны протекционизма еще не было, но ? Следует отметить, что несмотря на усиление протекционистских настроений и давлений, веских доказательств новой волны протекционизма еще нет. Недавно генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил в интервью, что после начала кризиса в плане протекционизма не произошло "никаких кардинальных изменений". Тем не менее, некоторые случаи усиленной поддержки компаний могут свидетельствовать о начале новой тенденции. В качестве последних примеров можно привести государственную помощь определенным отраслям, в первую очередь - автомобильной промышленности в ряде стран (США, Германии, Франции, Китае, Канаде, Австралии, Швеции и России), введение таможенных пошлин на стальную продукцию в Индии, повышение тарифов на 940 продуктов в Эквадоре и некоторые протекционистские меры в Индонезии, Аргентине, Корее и ЕС. Более того, в нескольких странах правительства зависят от банков, которые получают вливания капитала или гарантии для кредитования в первую очередь отечественных домохозяйств и компаний, а не финансирования зарубежных проектов. Чем глубже и шире будет становиться рецессия, тем больше государств захотят принять защитные меры.
Надвигающийся протекционизм? Таможенная война, подобная той, что имела место в 30-х гг., кажется нам маловероятной. Многонациональные компании могут потерять слишком много от внедрения таких политик и, скорее всего, будут активно возражать против повышения таможенных тарифов. Таким нам видится будущее развитие событий, хотя в ближайшие годы будет введено множество нетарифных ограничений. По всей вероятности, правительства направят свои фискальные стимулы на поддержку отечественной промышленности. Также в условиях растущей безработицы больше внимания станет уделяться защите рабочих мест. А политики кредитования будут ориентироваться в первую очередь на внутренний спрос.
? ведет к стагфляции. На наш взгляд, создание искусственных препятствий для глобализации будет иметь два важных экономических последствия. Во-первых, ограничение свободной торговли снизит экономическую эффективность и, соответственно, замедлит потенциальный рост производства. В то время как ликвидация торговых барьеров, вероятнее всего, встретит жесткую реакцию. Во-вторых, торговые барьеры не только уменьшат потенциальный рост и мировую конкуренцию, но и повысят инфляционные давления. В последние десятилетия глобализация, наоборот, стимулировала мировую торговлю и экономический рост, поддерживая дефляцию. Получается, что отсутствие глобализации приведет к менее благоприятному сочетанию роста производства и инфляции. Вкупе с чрезвычайно экспансивными монетарными и фискальными политиками протекционизм, скорее всего, вызовет стагфляцию мировой экономики в ближайшие годы. Есть ли хорошие новости? Да, застойные 70-е гг. были гораздо лучше 30-х гг.
По материалам Morgan Stanley
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Протекционизм может породить стагфляцию. Мы считаем, что мировой торговой войны, превратившей рецессию 1929 года в Великую Депрессию, удастся избежать. Но вместо нее надвигается многолетний период протекционизма, который ляжет тяжким бременем на потенциальный рост мирового производства и создаст инфляционные давления. Мы полагаем, что чрезвычайно активные монетарные и фискальные политики в сочетании с протекционистскими мерами - это прямой путь к стагфляции, в которую погрузится мировая экономика в ближайшие годы.
Уроки хаоса 30-х гг. История предлагает множество ярких примеров влияния протекционизма на торговлю и экономический рост. Самый яркий из них - Великая Депрессия 30-х гг. Как писал Чарльз Киндлебергер в своей книге "Мир в депрессии 1929-1939 гг." (Прим. Profinance.ru: Charles Kindleberger, The World in Depression), многие правительства подняли таможенные тарифы на импортируемые товары, а некоторые прибегли к девальвации, что и породило застой мировой торговли. Закон Смута-Холи, принятый в США 17 июня 1930 г., повысил таможенные пошлины на ряд импортируемых товаров и встретил волну протеста со стороны других стран. Киндлебергер писал, что такие государства как Франция, Италия, Индия и Австралия подняли пошлины на некоторые товары еще в 1929 г., а в США, Германии, Великобритании и Японии тенденция к повышению тарифов наблюдалась уже с середины 20-х гг. Однако Закон Смута-Холи спровоцировал реакцию огромного количества других стран, включая Канаду, Испанию, Швейцарию, Италию, Кубу, Мексику, Францию, Австралию и Новую Зеландию. В результате чего мировая экономика пошла по спирали вниз. С января 1929 г. по февраль 1933 г. стоимость мирового импорта упала приблизительно на 70%, что знаменовало самый низкий уровень торговой активности и Депрессию.
Птица феникс мировой торговли. Опыт 30-хх годов помог заложить основы многолетней тенденции к либерализации торговли и движению капитала после Второй мировой войны. Со временем, после восьми успешных раундов Всемирной торговой организации (ВТО) и ее предшественника, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), средние таможенные пошлины в промышленных странах опустились до однозначных чисел. По данным Всемирного банка, в 2005 г. невзвешенное среднее таможенных тарифов составляло примерно 3% в высокодоходных странах и 11% - в развивающихся, в то время как в 1980 г. эти числа были в три раза больше. Либерализация торговли стимулировала мировую торговлю (экспорт и импорт), которая с 40% от мирового ВВП в начале 80-х гг. выросла до 62% в 2008 г.
Нетарифные торговые барьеры тоже играют важную роль. Разумеется, одновременно с повсеместным снижением тарифов росла и относительная важность нетарифных торговых барьеров (таких как квоты на импорт, запреты на экспорт, антидемпинговые пошлины, неавтоматизированное лицензирование, технические барьеры, а именно здравоохранительные и природоохранные нормы и положения, а также субсидии отечественной промышленности). Экономисты попытались преобразовать всю информацию о них числовой эквивалент, чтобы сравнить эти две группы торговых барьеров. Ниже приведены индексы торговых ограничений ряда стран, подсчитанные Всемирным банком для сравнения тарифных и нетарифных барьеров ("Оценка индексов торговых ограничений" H.L. Kee, A. Nicita, M. Olarreaga, исследовательский рабочий доклад Всемирного банка 3840, февраль 2006 г.). Короче говоря, нетарифные барьеры тоже являются существенным фактором, а в некоторых случаях даже преобладают над всеми остальными. Например, в ЕС средний размер таможенной пошлины составляет около 3%. Однако если прибавить к ней нетарифные ограничения она достигает уже 12%.
Снижение интереса к либерализации и глобализации. Еще до начала финансового и экономического кризиса будущее глобализации вызывало немало беспокойств. Стремительный успех Китая, Индии и других новичков на мировом рынке внушал опасения богатым западным странам уже в течение некоторого времени. Об этом неоднозначно говорит изменение общественного отношения к свободной торговле, зафиксированное исследовательской организацией Pew Research Center, которая сравнила результаты опросов в 2002 и 2007 гг. Опросы преследовали своей целью выяснить, считают ли респонденты свободную торговлю благоприятным фактором для своей страны. В 2007 г. большинство опрошенных практически во всех странах поддержало торговлю. Однако по сравнению с 2002 г. этот показатель существенно снизился, особенно в некоторых западных странах. По сути, хуже всего к торговле стали относиться в США: в 2002 г. 78% респондентов США заявили, что торговля благоприятна для их страны; пять лет спустя их число упало до 59%. Европа тоже не находит себе места. По данным опроса Eurobarometer, проведенного Еврокомиссией в ноябре 2008 г., только 38% граждан ЕС считает, что глобализация "открывает перед национальными компаниями хорошие возможности", в то время как 43% уверено, что глобализация "представляет собой угрозу для уровня занятости и компаний".
Новой волны протекционизма еще не было, но ? Следует отметить, что несмотря на усиление протекционистских настроений и давлений, веских доказательств новой волны протекционизма еще нет. Недавно генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил в интервью, что после начала кризиса в плане протекционизма не произошло "никаких кардинальных изменений". Тем не менее, некоторые случаи усиленной поддержки компаний могут свидетельствовать о начале новой тенденции. В качестве последних примеров можно привести государственную помощь определенным отраслям, в первую очередь - автомобильной промышленности в ряде стран (США, Германии, Франции, Китае, Канаде, Австралии, Швеции и России), введение таможенных пошлин на стальную продукцию в Индии, повышение тарифов на 940 продуктов в Эквадоре и некоторые протекционистские меры в Индонезии, Аргентине, Корее и ЕС. Более того, в нескольких странах правительства зависят от банков, которые получают вливания капитала или гарантии для кредитования в первую очередь отечественных домохозяйств и компаний, а не финансирования зарубежных проектов. Чем глубже и шире будет становиться рецессия, тем больше государств захотят принять защитные меры.
Надвигающийся протекционизм? Таможенная война, подобная той, что имела место в 30-х гг., кажется нам маловероятной. Многонациональные компании могут потерять слишком много от внедрения таких политик и, скорее всего, будут активно возражать против повышения таможенных тарифов. Таким нам видится будущее развитие событий, хотя в ближайшие годы будет введено множество нетарифных ограничений. По всей вероятности, правительства направят свои фискальные стимулы на поддержку отечественной промышленности. Также в условиях растущей безработицы больше внимания станет уделяться защите рабочих мест. А политики кредитования будут ориентироваться в первую очередь на внутренний спрос.
? ведет к стагфляции. На наш взгляд, создание искусственных препятствий для глобализации будет иметь два важных экономических последствия. Во-первых, ограничение свободной торговли снизит экономическую эффективность и, соответственно, замедлит потенциальный рост производства. В то время как ликвидация торговых барьеров, вероятнее всего, встретит жесткую реакцию. Во-вторых, торговые барьеры не только уменьшат потенциальный рост и мировую конкуренцию, но и повысят инфляционные давления. В последние десятилетия глобализация, наоборот, стимулировала мировую торговлю и экономический рост, поддерживая дефляцию. Получается, что отсутствие глобализации приведет к менее благоприятному сочетанию роста производства и инфляции. Вкупе с чрезвычайно экспансивными монетарными и фискальными политиками протекционизм, скорее всего, вызовет стагфляцию мировой экономики в ближайшие годы. Есть ли хорошие новости? Да, застойные 70-е гг. были гораздо лучше 30-х гг.
По материалам Morgan Stanley
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу