Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
"Убийство" нефтепереработки: как оживить "мертвую лошадь" » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

"Убийство" нефтепереработки: как оживить "мертвую лошадь"

8 апреля 2019 Вести Экономика
В нефтеперерабатывающем секторе разгорается скандал: на этой неделе нефтяники обвинили кабинет министров в "убийстве экономики нефтепереработки".

С заявлением выступил глава "Газпром нефти" Александр Дюков. В частности, топ-менеджер протестует против предложения вице-премьера Дмитрия Козака ввести лицензирование экспорта нефтепродуктов. Правительство считает, это стабилизирует цены на топливо, а по мнению Александра Дюкова, это уже пятая и явно избыточная мера, которая еще больше зарегулирует рынок. Он напомнил, что для сдерживания роста цен на бензин нефтяников уже обязали увеличить поставки топлива на внутренний рынок, зафиксировали цены в мелком опте, внедрили демпфирующие механизмы, а также ввели возможность увеличивать экспортные пошлины на нефтепродукты.

"Насколько эффективно эти инструменты работают? Мы с вами увидели в I квартале. Неэффективный демпфер плюс соглашение, которое заставило нас залить [внутренний] рынок, привело к тому, что нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки и производство бензинов стало просто нерентабельным. С одной стороны, мы должны принимать инвестиционные решения и осуществлять инвестиции в модернизацию. С другой стороны, правительство делает все, чтобы убить экономику нефтепереработки и делать эти инвестиции неэффективными", — заявил Дюков. В конце марта нефтяники еще раз согласились на заморозку цен, теперь уже до 1 июля. Взамен, как известно, правительство увеличило компенсации потерянной прибыли, но нефтяники опасаются повторения ситуации начала 2019 г., когда демпфер сработал неправильно. За январь-март недополученная прибыль отраслевиков составила 110 млрд руб., а за счет демпфера они смогли компенсировать только 25 млрд руб.

Любопытно, что единства по вопросу будущего цен на бензин нет не только между нефтяниками и правительством, но и между кабинетом министров и законодательной властью. На этой неделе Госдума отклонила в первом чтении два законопроекта, вводящих госрегулирование цен на моторное топливо. Против принятия законопроектов выступил профильный комитет ГД по экономической политике, который озаботился судьбой розничной торговли нефтепродуктами. Член комитета Виктор Зобнев заявил: "С экономической точки зрения ограничение розничных цен на автомобильный бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты может привести к снижению рентабельности и закрытию автозаправочных станций".

И, наконец, четвертое мнение озвучил глава ФАС Игорь Артемьев. Он заявил, что увеличение стоимости бензина в 2019 г. будет ниже инфляции, поскольку мировые цены на нефтепродукты очень сильно изменились. "Маржа даже в рознице очень высокая у бензоколонок. Они пережили достаточно сложный период и сейчас, наоборот, хорошо зарабатывают. Поэтому потенциала для роста [цен на бензин] нет", - считает Артемьев.

За всем этим хором голосов увидеть реальные перспективы рынка нефтепереработки непросто. Свой взгляд на решение проблемы по поручению президента подготовил Институт экономики роста им. П. А. Столыпина - "дорожную карту" по развитию несырьевого сектора экономики России. По мнению экономистов, главное, на что сейчас должен ориентироваться данный сектор, не первичная, а углубленная переработка сырья. Стимулом к ней являются и прогнозы Всемирного банка: там роста цен на нефть не ждут. Стоимость сырья зафиксируется на текущем уровне или будет снижаться в ближайшее десятилетие.

"Убийство" нефтепереработки: как оживить "мертвую лошадь"


Но пока сектор нефтехимии в России может похвастаться лишь объемами добычи сырья и производством из него продукции первичной переработки с минимальной добавленной стоимостью (это все виды топлива).



Это связано с тем, что, во-первых, данный сектор ориентирован на экспорт, во-вторых, в стране отсутствуют необходимые производственные мощности для более технологичной переработки сырья. По добыче и первичной переработке нефти Россия заняла 3-е место в мире в 2017 г., причем 50,7% добытого сырья поставляется на экспорт. Получается, с одной стороны, меры правительства нацелены на развитие нефтеперерабатывающего сектора экономики (не зря они выступают за ограничение экспорта), с другой стороны, убытки нефтяников от снижения объемов торговли, действительно, не дают им развивать перерабатывающие мощности.

"Дорожная карта", которая должна обеспечить устойчивый экономический рост несырьевого сектора экономики страны, будет официально представлена на II Столыпинском форуме в мае. Если предпринять своевременные меры, Россия создаст значительно больше добавленной стоимости и рабочих мест, а также получит качественное сырье для других конечных отраслей. Эксперты сходятся во мнении, что для реализации этого потенциала необходимо нарастить мощности производства продукции минимум до 4-го уровня переработки. Сейчас по уровню переработки сырья Россия значительно отстает от многих сырьевых стран: доля отечественной продукции 3-4 переделов не превышает 1-2% от мирового производства.

По мнению аналитиков, именно на 4 уровне переработки появляется спрос со стороны смежных отраслей, а также возможность импортозамещения и экспорта. Спрос на продукцию нефтехимии на внутреннем рынке создают такие отрасли, как строительство, машиностроение, фармацевтика, малый и средний бизнес и др. По мнению экспертов, меры по стимулированию сектора должны быть такими:

•Гарантирование налоговых условий на длительное время (от 15 лет). Это создаст в отрасли стабильную бизнес-среду.

•Стимулирование сырьевых компаний к наращиванию перерабатывающих мощностей на территории России (налоговые вычеты на НДПИ). Речь идет об аналоге канадского Royalty credits. Он подразумевает, что компании-переработчики получают налоговый вычет на налог на добычу полезных ископаемых. Его они могут продать добывающим компаниям, благодаря чему добывающие компании уменьшают свои налоги на добычу полезных ископаемых.

•Доступные кредиты для постройки перерабатывающих мощностей. Эффективная ставка по кредитам для постройки перерабатывающих мощностей должна составлять не более 4%.

•Сдерживание роста внутренних цен и выделение квот на внутреннее потребление для целей переработки. Вместе с модернизацией производств это сделает российскую продукцию привлекательнее по соотношению цена-качество.

•Поддержка экспортеров, производящих продукцию последних переделов сырья. В целом несырьевой экспорт России растет непрерывно уже 27 месяцев подряд, но сейчас поддерживать темпы роста становится все сложнее. Поддержка экспортеров сделает этот рост устойчивым.

•Развитие смежных отраслей-потребителей продукции нефтехимии. Продукция 3-го передела в нефтехимии – это прежде всего полиэтилен и полипропилен, 4-го передела – пластик, бумага, текстиль, удобрения, фармацевтика. Соответственно развитие этих отраслей-потребителей обеспечит нефтеперерабатывающему сектору устойчивый рост спроса и рост объемов рынка.

Стимулирующая экономическая политика способна увеличить добавленную стоимость химической отрасли в 2 раза уже к 2025 г. Это составит около 1,5 трлн руб. Добавленную стоимость резиновой и пластмассовой промышленности к 2025 г. - в 1,8 раз, что составит около 400 млрд руб.

В конечном счете от качественной нефтепереработки выиграют и простые потребители. Во-первых, не придется закупать за границей многое из того, что сейчас не производится в России (от лекарств до тканей и пластмасс). Во-вторых, у нефтеперерабатывающих компаний, производящих продукцию высокой переработки, будет больше возможностей для регулирования цен на топливо.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу