16 мая 2019 Finanz.ru
Подавляющее большинство российских пилотов гражданской авиации не имеют навыков посадки самолета в режиме Direct Mode, когда автоматика, помогающая в управлении и корректирующая ошибки, по той или иной причине не работает.
Об этом в интервью «Коммерсант FM» сообщил летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу Андрей Красноперов.
По его словам, предварительное расследование трагедии SSJ100 в Шереметьево, показавшее, что жесткая посадка и гибель 41 пассажира стали результатом ошибки пилотирования, показывают лишь часть картины.
По данным следствия, напомним, в лайнер «Аэрофлота» попал мощный разряд молнии, машина перешла на аварийное электропитание и автоматически включился режим прямого управления полетом Direct Mode: бортовой компьютер SSJ перестал автоматически корректировать возможные ошибочные действия пилотов и страховать экипаж, например, от выхода на запредельные углы крена и тангажа, непомерного роста приборной скорости или перегрузок.
К взлетно-посадочной полосе SSJ подошел с большим перелетом по высоте: чтобы его компенсировать, пилоты направили самолет в пикирование, но скорость снижения оказалась слишком велика, и при касании он совершил серию подскоков. Один из них оказался фатальным: стойка шасси пробила топливный банк, и горючее воспламенилось.
Хотя к действиям пилотов есть претензии, на деле проблема глубже. «Прямой режим считается аварийным, поэтому летчиков учат ему только на тренажере, но в реальности практически никто такие занятия не проводит», - говорит Красноперов.
«Если спросить пилотов, летающих в нашей авиации, то процентов 90 из них, а то и больше, скажут, что они ни разу не сажали самолет в аварийном режиме», - добавляет он.
Попытки начать массовое обучение пилотов летать без автоматики натолкнулись на бюрократические проволочки; кроме того, это «лишние деньги для авиакомпаний», сетует эксперт.
Командир SSJ100 - опытный пилот и подготовленный профессионал, говорит Красноперов.
«Но у Superjet 100, как на Airbus, стоит джойстик. А джойстик - это специфический, так сказать, способ управления самолетом. Пилот управляет им левой рукой и самолет не чувствует. <…> Gрямой режим подразумевает именно более нежное управление, более сложное, как написано в инструкции. И авиакомпании лукавят, когда пишут, что в таком способе управления нет никаких сложностей. Сложности есть, надо летчикам показать, как летать на этих режимах», - продолжает эксперт.
По его словам, вина экипажа в трагедии - «косвенная». «Они явились заложниками ситуации - их не научили сажать лайнеры в таких случаях. Они в первый раз в жизни сажали самолет Superjet 100 на прямом режиме. Я не ошибусь, если скажу, что если бы в аналогичной ситуации оказался другой, более опытный экипаж, было бы примерно то же самое», - говорит Красноперов.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Об этом в интервью «Коммерсант FM» сообщил летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу Андрей Красноперов.
По его словам, предварительное расследование трагедии SSJ100 в Шереметьево, показавшее, что жесткая посадка и гибель 41 пассажира стали результатом ошибки пилотирования, показывают лишь часть картины.
По данным следствия, напомним, в лайнер «Аэрофлота» попал мощный разряд молнии, машина перешла на аварийное электропитание и автоматически включился режим прямого управления полетом Direct Mode: бортовой компьютер SSJ перестал автоматически корректировать возможные ошибочные действия пилотов и страховать экипаж, например, от выхода на запредельные углы крена и тангажа, непомерного роста приборной скорости или перегрузок.
К взлетно-посадочной полосе SSJ подошел с большим перелетом по высоте: чтобы его компенсировать, пилоты направили самолет в пикирование, но скорость снижения оказалась слишком велика, и при касании он совершил серию подскоков. Один из них оказался фатальным: стойка шасси пробила топливный банк, и горючее воспламенилось.
Хотя к действиям пилотов есть претензии, на деле проблема глубже. «Прямой режим считается аварийным, поэтому летчиков учат ему только на тренажере, но в реальности практически никто такие занятия не проводит», - говорит Красноперов.
«Если спросить пилотов, летающих в нашей авиации, то процентов 90 из них, а то и больше, скажут, что они ни разу не сажали самолет в аварийном режиме», - добавляет он.
Попытки начать массовое обучение пилотов летать без автоматики натолкнулись на бюрократические проволочки; кроме того, это «лишние деньги для авиакомпаний», сетует эксперт.
Командир SSJ100 - опытный пилот и подготовленный профессионал, говорит Красноперов.
«Но у Superjet 100, как на Airbus, стоит джойстик. А джойстик - это специфический, так сказать, способ управления самолетом. Пилот управляет им левой рукой и самолет не чувствует. <…> Gрямой режим подразумевает именно более нежное управление, более сложное, как написано в инструкции. И авиакомпании лукавят, когда пишут, что в таком способе управления нет никаких сложностей. Сложности есть, надо летчикам показать, как летать на этих режимах», - продолжает эксперт.
По его словам, вина экипажа в трагедии - «косвенная». «Они явились заложниками ситуации - их не научили сажать лайнеры в таких случаях. Они в первый раз в жизни сажали самолет Superjet 100 на прямом режиме. Я не ошибусь, если скажу, что если бы в аналогичной ситуации оказался другой, более опытный экипаж, было бы примерно то же самое», - говорит Красноперов.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу