15 ноября 2019 Bloomberg
Центральный банк может покупать евро, который российские компании получают за экспорт
Российские государственные гиганты прислушиваются к призыву Владимира Путина сократить свою зависимость от доллара, но у них мало желания платить за это. Теперь центральный банк может вмешаться, чтобы облегчить их бремя. Нефтяная крупная ПАО «Роснефть» в прошлом месяце перевела экспортные контракты на поставки нефти в евро. Этот шаг имеет смысл для геополитической повестки дня России и для ее крупнейшего торгового партнера, Европейского союза, который получает оплату за импорт в своей собственной валюте. Единственная сторона, которой это не выгодно — это «Роснефть», которая застряла в валюте, которая ей не нужна.
Министерство финансов предложило решение этой проблемы на этой неделе, предположив, что центральный банк может проводить регулярные покупки иностранной валюты в евро.
«Роснефть получает евро по политическим причинам, центральный банк покупает евро в свои резервам по политическим причинам, так почему бы не удовлетворить часть спроса путем покупки валюты», — сказала Софья Донец, экономист Ренессанс Капитал в Москве.
У России есть стимул сократить свою зависимость от американских активовиз-за угрозы новых санкций США, но сложные маневры показывают, насколько трудно сократить использование валюты, повсеместно используемой в мировой торговле. Центральный банк в первый год сокращения долларовой долизолото-валютных резервов не досчитался $7.7 миллиарда курсовой прибылииз-за роста курса американской валюты.
«Изменение доли доллара в резервах и сальдо торгового баланса позволяет логично переосмыслить роль валюты в наших валютных операциях», — заявил заместитель министра финансов Владимир Колычев в интервью Bloomberg в среду.
Центральный банк, который проводит покупки валюты от имени Минфина, отказался комментировать эту тематику. После покупки на открытом рынке валюта зачисляется в Фонд национального благосостояния (ФНБ) размером в 125 миллиардов долларов, который учитывается центральным банком как часть его резервов. В настоящее время валютная структура фонда такова: около 40% долларов, 30% евро и 6% британских фунтов.
Генеральный директор Роснефти Игорь Сечин в прошлом месяце объявил, что компания перевела все свои экспортные контракты на евро, хотя доллары и рубли все равно будут использоваться в качестве резервного варианта. Экспортная выручка компании в 2018 году составила 94 миллиарда долларов, что составляет около 20% от общего российского объема. Газпром уже получает оплату за 44% экспортируемого газа в евро. Роснефть не ответила на запрос о комментариях относительно операций компании в евро.
Российские экспортеры обычно продают валютную выручку, чтобы купить рубли для оплаты капитальных вложений, налогов и заработной платы, но большие объемы евро не так легко продать российским банкам, как доллары, особенно с учетом отрицательных процентных ставок. Тем не менее, растущая доля евро на российских валютных рынках позволяет центральному банку увеличить покупки для стабилизации курса рубля, считает Дмитрий Долгин, главный экономист ING Bank в Москве.
Согласно последним данным центрального банка, доля евро в российском экспорте выросла до 21% к первому кварталу этого года по сравнению с уровнем 2014 года.
«Большая часть долгов Роснефти выражена в долларах и рублях, поэтому не имеет смысла держать большую часть своего свободного денежного потока в евро», — сказал Дмитрий Маринченко, старший директор Fitch Ratings Ltd. в Лондоне. «Отказ от доллара — больше символический шаг».
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу