21 января 2020 Bloomberg
Китай загоняет африканские страны в долговую яму и забирает их активы, когда те не могут расплатиться. Некоторые начинают отказываться от токсичных китайских денег.
Китай пришел в Африку за активами
Министр иностранных дел Поднебесной Ян Цзечи в декабре посетил несколько африканских стран, чтобы проконтролировать сохранность китайских инвестиций и улучшить двусторонние отношения. Там же он ответил на расхожую критику о том, что Пекин проводит в Африке политику неоколониализма.
«Некоторым не нравится развитие китайско-африканских отношений, и они делают безосновательные клеветнические заявления насчет нашего взаимодействия», - отметил чиновник в своем выступлении 22 декабря, которое цитирует Xinhua News. - «Те, кто пытается подорвать традиционную дружбу между Китаем и Африкой, проиграют».
В последние годы Пекин все чаще критикуется за свою экспансию на африканский континент. За прошедшее десятилетие Китай стал важнейшим экономическим партнером местных стран в сфере торговли, инвестиций, финансовой помощи и инфраструктурного финансирования.
Однако цели Пекина далеко не всегда альтруистичны. Считается, что Пекин навязывает нуждающимся странам дорогие кредиты, по которым их некомпетентные лидеры не могут расплатиться (ProFinance.ru: карта в начале статьи отражает долги различных стран (в процентах от ВВП) перед Китаем по состоянию на 2017 год. Эти данные обновляются крайне медленно ввиду очень низкой прозрачности самого процесса кредитования). В таком случае эти страны теряют контроль над своими активами, который переходит к Китаю, и бывают вынуждены идти на другие уступки.
По данным McKinsey, в 2017 году в Африке работали свыше 10 000 китайских компаний, а наибольший интерес для Поднебесной представляли Нигерия, Замбия и Танзания.
«Мы полагаем, что 12% объема промышленного производства в Африке объемом $500 млрд в год, уже принадлежит китайским компаниям», - говорилось в отчете McKinsey. - «В сфере инфраструктуры их доминация еще более очевидна: считается, что на долю китайских компаний приходится почти 50% всех международных строительных заказов со стороны африканских стран».
Это неудивительно, учитывая, что большинство новых инфраструктурных проектов — мосты, крупнейшие шоссе, небоскребы и тоннели — финансируются и строятся китайскими компаниями с использованием китайских рабочих и китайских стройматериалов.
Долговая ловушка
Раньше главную вину за эксплуатацию африканского континента возлагалась на Францию, США и Великобританию. Сегодня их место занял Китай.
На первый взгляд, инфраструктурные инвестиции Пекина в Африке призваны содействовать развитию континента и росту торговли. Однако, из-за масштабов деятельности Китая этот регион может в будущем оказаться под его пятой. Африка занимает ключевое место в проекте «Один пояс и один путь», который призван усилить геополитическое влияние Поднебесной и предоставить ей доступ к африканским запасам нефти и других природных ресурсов, а также стратегическим точкам на карте.
По данным Брукингского института, в период с 2000 по 2017 годы Китай одолжил африканским странам свыше $140 млрд, причем, львиная доля этих кредитов пришлась всего на несколько богатых ресурсами стран. В частности, наиболее привлекательными с точки зрения Пекина оказались такие сектора, как транспорт, энергосистема и добыча полезных ископаемых.
Справедливость обвинений в том, что Китай загоняет нуждающиеся страны в долговую яму, недавно нашла подтверждения в Замбии. Стране не удалось расплатиться по кредитам, и она была вынуждена передать Китаю крупные государственные активы в качестве обеспечения. Точная сумма долга Замбии перед Поднебесной неизвестна, но агентство Reuters оценивает ее в $3.1 млрд, а правительство США — и вовсе в $10 млрд.
«Точный размер долга неизвестен, так как большая часть кредитов нигде не учитывалась, а официальная Лусака (столица Замбии — прим. ProFinance.ru) не спешит его озвучить, чтобы не создавать паники», - сообщает журнал Africa Confidential.
По данным издания, Замбия вела переговоры с Пекином о передаче тому контроля над крупнейшей энергетической компанией страны ZESCO в качестве платежа в натуральной форме. Кроме того, Китай уже контролирует Национальную радиовещательную корпорацию Замбии (ZNBC), и ходит много слухов, что следующей целью может стать главный аэропорт Лусаки.
Неоколониализм
Глядя на происходящее, некоторые африканские страны начинают противиться дальнейшему проникновению Китая в регион. Местные газеты часто пишут о сомнительных мотивах Пекина, а также о качестве и долговечности реализуемых Китаем проектов.
В середине 2019 года Танзания приостановила программу совместного с Пекином строительства крупнейшего в Восточной Африке порта в танзанийском Багамойо. Предполагалось, что китайская Merchant Holding International будет единственным оператором порта.
Президент Танзании Джон Помбе Магуфули объяснил приостановку проекта «эксплуататорскими» требованиями со стороны китайских инвесторов.
«Они хотят, чтобы мы дали им гарантию на 33 года и право аренды на 99 лет, и мы не должны задавать вопросов о том, как будет использоваться порт», - сообщил господин Магуфули в интервью The Economic Times of India. - «Они хотят использовать землю, как свою собственную, а мы при этом должны еще и частично оплатить строительства порта».
В 2018 году Сьерра-Леоне отказалась от строительства $320-миллионного аэропорта в пригороде своей столицы Фритауна. Проект должен был финансировать Пекин, но правительство африканской страны посчитало его экономически нецелесообразным и ненужным.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу