Тучные времена худых коров » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Тучные времена худых коров

7 апреля 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Заявление главы Минфина Антона Силуанова о том, что в России закончились "тучные времена", прозвучали одновременно со словами успокоения, что Россия готова к "новой реальности".

"Сейчас приходится более эффективно распоряжаться теми ресурсами, которые есть в государстве", - сказал г-н Силуанов 6 апреля в интервью для передачи "Опасный вирус", посвященной влиянию коронавируса на экономику России.

Говоря о резервах, Силуанов упомянул золотые запасы Центрального Банка. Россия, действительно, многие годы активно наращивала запасы золота, что позволяет ей поддерживать стабильный курс рубля. Правда, с наступлением кризиса они начали резко сокращаться и за последнюю неделю марта упали почти на $30 миллиардов.

В свое время накопленные средства дали России достаточно мягко пройти кризис 2008 года. В октябре 2008 года тогдашний министр финансов России Алексей Кудрин, говоря в разгар кризиса о спасении экономики, напомнил собравшимся библейскую притчу о семи тощих и семи тучных коровах, приснившихся египетскому фараону. Разгадав смысл сна фараона, его советник Иосиф понял, что страну после семи лет благоденствия ждут семь неурожайных лет, и приказал копить запасы на черный день.

Запасы у России по-прежнему есть. Кроме золотовалютных резервов, Фонд национального благосостояния в объеме 2 трлн 855,75 млрд рублей ($165,384 млрд), что составляет 11% ВВП страны.

Пандемия экономики

Эксперты "ФИНАМ" прогнозируют, что в случае затяжного "коронакризиса" этих средств может хватить на два-три года. При этом их уже начали тратить. Еще в марте Минфин продал более 1,5 трлн рублей в валюте для покупки контрольного пакета "Сбербанка" у ЦБ.

Ситуация, несмотря на пандемию, сложилась для России лучше, чем могла бы быть, отмечает в беседе с "Финам.ру" старший научный сотрудник РАНХиГС, заведующий лабораторией Института Гайдара Сергей Билев. Было бы тяжелее, если бы подобная ситуация случилась в 2019 году, когда средств в ФНБ было гораздо меньше.

"Бюджетная система России, - говорит Билев, - была готова к падению нефтяных цен, однако ситуацию резко ухудшило то, что это произошло одновременно с пандемией: коронавирус - это не экономическая история, если карантин продлится до июня, это будет серьезный удар по бюджету". По мнению эксперта, в целях экономии средств вероятнее всего на год перенесут расходы по национальным проектам.

В понедельник правительство уже утвердило ряд мер для поддержки бизнеса во время пандемии. Слишком радикальных там нет. Представителям малого и среднего бизнеса продлили сроки уплаты налогов сборов и взносов в страховые фонды от 3-х до 6 месяцев. Отсрочки по уплате налогов также касаются налогов, идущих в региональные и муниципальные бюджеты, однако их отсрочка целесообразна, поскольку при обнулении выручки у бизнеса, это позволяет не разорить предпринимателей в условиях карантина, объясняет логику правительства Сергей Билев. "Поэтому имеет место выбор в пользу потерь бюджетов в краткосрочной перспективе с расчетом на восстановление экономики после окончания пандемии", - говорит он. При этом, эксперт обращает внимание, что пока никто в России не говорит о масштабной помощи регионам, где основной доход бюджету приносят налог на прибыль и НДФЛ. Потери может отчасти компенсировать новация по обложению налогом процентов по вкладам (об этом заявил ранее президент России Владимир Путин – прим. редакции), однако, это произойдет не раньше следующего года, говорит Билев.

Кроме этого, бизнесменов до 31 мая 2020 года не будут мучить налоговыми проверками. По иронии судьбы, передышку от многочисленных проверок и рейдов силовиков предпринимателям дала пандемия. Возможно сыграл роль и человеческий фактор: хождение по кабинетам и складам во время пандемии - удовольствие не из приятных.

Экономист, член генерального совета Партии Роста Антон Любич отмечает в беседе с "Финам.ру", что "критерий готовности властей к кризису" покажет количество предпринимателей, которые объявят о банкротстве. "Сейчас я вижу, что заявленных мер поддержки слишком мало для минимизации риска банкротств МСП (а это риск появления до 10 млн безработных), а те, что объявлены, пока не реализуются на практике".

По мнению Любича, сегодня власти уже не могут больше оправдываться заявлениями, что деньги копятся на "чёрный день": "Если этот день не сегодня, то что тогда "чёрный день"? Оправдать такое поведение я не могу. Кроме того, нужно понимать, что денежные резервы российского правительства, если их не использовать, также обесценятся, ведь все ведущие страны мира уже запустили денежные станки для куда более активной поддержки своих экономик".

Однако есть немало тех, кто выступает против этих шагов, отмечая, что без серьезных структурных реформ состояние экономики России вряд ли улучшится. В "коронакризис" страна пошла, хотя и не "разорванной в клочья", как обещал тогдашний президент США Барак Обама, но изрядно потрепанной санкциями, падением производства и низким экономическим ростом.

Иронизируя над словами министра Силуанова про "тучные годы", эксперт клуба "Валдай", профессор СПбГУ Станислав Ткаченко отмечает, что так как государство тратило нефтяные доходы не очень эффективно, "тучные времена были не у всего населения страны".

Нерукотворный кризис, захвативший в плен страны и континенты, сделавший героями самоотверженных врачей, становится моментом истины, как для сильных, так и средних мировых экономик.

В Великобритании, где локдаун из-за падения экономики, по данным Центра экономических и деловых исследований, приведет к сокращению ВВП на 31%, судорожно ищут варианты для снятия ограничений. Новые меры начали обсуждаться после того, как чиновники казначейства предупредили, что, если блокировка продлится намного дольше июня, наступит момент, когда правительство больше не сможет удержать предприятия от падения в пропасть.

Подобные прогнозы строят и в России. "Восстановление российской экономики будет зависеть от многих факторов: продолжительности пандемии, договоренностей с Саудовской Аравией по цене на нефть, эффективности мер ЦБ по поддержанию курса рубля, решения США о новых санкциях, а также "скорости и мощности" восстановления Германии, Китая и Индии", - перечисляет бизнес-аналитик Владимир Березанский.

Однако "кризис коронавируса", на который власти будут пытаться списать все неудачи, лишь заостряет проблемы, говорит профессор СПбГУ Станислав Ткаченко: "Сейчас для российской экономики наступают трудные времена, потому что придется осуществлять структурные реформы, и интересно будет наблюдать, как правительство будет вырабатывать новую стратегию на месте фактически отсутствующей. Единственное, что оно сделало, это попыталось создать индустрию импортозамещения, но создать работающую модель, которая базировалась бы на рыночных институтах, правительство пока не сумело".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter