«НПК ОВК» Лидер вагоностроения в России » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«НПК ОВК» Лидер вагоностроения в России

31 мая 2020 Открытый журнал | НПК ОВК Болдов Михаил
ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая Вагонная Компания» — железнодорожное вертикально интегрированное предприятие, работающее в сфере производства, инжиниринга и сервисного обслуживания грузовых вагонов, а также в сферах операционного лизинга и предоставления транспортных услуг. Является лидером вагоностроения в России, производственная мощность достигает 22 тысяч вагонов в год. Штаб-квартира компании располагается в Москве.

Обзор рынка

Отрасль вагоностроения по итогам 2019 г. отметилась новым рекордом — производство грузовых магистральных вагонов достигло 79,6 тыс. штук, что на 16% больше показателя 2018 г. и является историческим максимумом.

В целом производство вагонов последние годы растёт на фоне увеличения погрузки железнодорожного транспорта в стране. Однако по итогам 2019 г. погрузка оказалась на 0,9% ниже, чем годом ранее, и составила 1,28 млрд тонн, снизившись впервые с 2015 г.

Погрузка железнодорожного транспорта в России, млн тонн

«НПК ОВК» Лидер вагоностроения в России


Превышение производством спроса со стороны рынка, особенно с учётом резкого падения перевозок в начале 2020 г., может привести к перепроизводству, что уже происходило в 2013 г., тогда государству пришлось субсидировать крупнейших производителей, чтобы спасти отрасль.

На фоне снижения погрузки и рекордных объёмов выпуска новых вагонов в России профицит полувагонов к декабрю 2019 г. вырос до 26 тыс. единиц.

Для сокращения профицита на рынке государством были предприняты меры по списанию старого вагонного парка в РФ.

Списание вагонного парка в России по годам, тыс. ед.



Крупнейшим российским производителем вагонов является ПАО «НПК ОВК», на долю которого приходится более 26% рынка.

Обзор бизнеса

ПАО «НПК ОВК» занимается разработкой, производством и реализацией грузовых вагонов, сервисным обслуживанием и ремонтом железнодорожного подвижного состава, а также предоставляет услуги долгосрочного лизинга и транспортные услуги с использованием вагонов собственного производства.

По итогам 2019 г. объём производства вагонов увеличился на 7% по сравнению с 2018 г. и составил 21 тыс. вагонов, что стало рекордным показателем для компании.

Объём производств вагонов, тыс. ед.



Около 46% всего производства приходится на полувагоны, ещё 35% составляет производство хопперов (саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов) и ещё около 5% — выпуск цистерн.

Структура производства в 2019 г., %



Вагонный парк компании, находящийся в собственности или финансовом лизинге, на начало 2020 г. насчитывал 16 тыс. единиц техники. При этом около 99% парка — полувагоны нового поколения.

Предприятия, входящие в состав «НПК ОВК»

АО «Тихвинский вагоностроительный завод» — крупнейший в России и странах СНГ производитель грузовых вагонов нового поколения. Производственная мощность предприятия составляет более 18,4 тыс. вагонов в год.

АО «ТихвинСпецМаш» — производственный комплекс, занимающийся выпуском специализированных грузовых вагонов, в том числе вагонов-платформ, крытых вагонов и изотермических вагонов, а также комплектующих к ним.

НПЦ «Пружина» — производственное предприятие, выпускающее пружины для автомобильной и сельскохозяйственной техники, а также электроэнергетического и нефтегазового оборудования.

Универсальная контейнерная компания UNICON 1520 — транспортная компания, специализирующаяся на перевозке наливных грузов, в том числе нефтехимических и химических, а также сжиженных углеводородных газов.

Компания RAIL1520 — лизинговый оператор, предоставляющий грузовые вагоны на условиях долгосрочной аренды.

АО «Тихвинский Сборочный завод «Титран-Экспресс» — производственный комплекс, занимающийся ремонтом и модернизацией подвижного состава, а также изготовлением комплектующих для грузовых вагонов. Проектная мощность предприятия составляет более 3,5 тыс. вагонов в год.

Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий — инжиниринговый исследовательский центр, осуществляющий работу в сфере грузового железнодорожного подвижного состава.

Структура акционерного капитала компании на 31.12.2019, %



Самый большой пакет акций — около 27,8% — принадлежит ПАО Банк «Траст».

Ещё 24,3% акций владеет ПАО Банк «ФК Открытие», в том числе через контролируемые банком пенсионные фонды.

15% принадлежат бизнесмену Эмилю Пирумову через кипрскую компанию «Плейнвайт Консалтантс Лимитед».

10,4% акций владеет ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции» через контролируемый обществом пенсионный фонд «Сафмар».

Ещё 9,3% акций принадлежат концерну «Уралвагонзавод».

Прочим акционерам принадлежат 13,2% акций компании.

Финансовые показатели (по МСФО) ПАО «НПК ОВК»

Динамика активов



Активы компании растут, однако темп роста замедляется.

Капитал и обязательства



Активы в основном состоят из обязательств, которые в 2019 г. составили 150 млрд руб., впервые сократившись с момента размещения акций на фондовом рынке в 2015 г.

Выручка, млн руб.



Выручка по итогам 2019 г. оказалась ниже показателя предыдущего года, что произошло впервые.

Чистая прибыль и операционная прибыль



За последние пять лет чистая прибыль была зафиксирована лишь один раз — в 2019 г. По итогам 2018 г. компания оказалась убыточной даже на операционном уровне.

Денежный поток от операционной деятельности, млн руб.



Денежный поток компании не имеет ярко выраженной динамики и за последние несколько лет часто находился в отрицательной зоне.

История дивидендных выплат

ПАО «НПК ОВК» ни разу не выплачивало дивиденды с момента первичного размещения своих акций на Московской бирже в 2015 г., это связано с высокой долговой нагрузкой и убытками прошлых лет. Дивидендная политика компании, утверждённая в марте 2015 г., предполагает при распределении прибыли соблюдение баланса между дивидендными выплатами акционерам и реинвестированием в собственное развитие, однако не даёт чётких критериев для расчёта возможных дивидендов.

Основные риски для миноритарных акционеров

Экономический спад и падение товарооборота в России и мире.
Уменьшение погрузки железнодорожного транспорта в России.
Рост конкуренции в отрасли, перепроизводство железнодорожной техники и падение цен на грузовые вагоны.
Низкая рентабельность и убытки от деятельности компании.
Изменение условий финансирования и существенное изменение ставок привлечения капитала со стороны кредиторов.
Стратегические ошибки топ-менеджеров при управлении компанией.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter